Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


 
СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


Рэк в нужном ракурсе

текст Алексей Зайцев фото автора

Наверное, нет ни одного дайвера, равнодушного к затонувшим кораблям. Кто-то считает их братской могилой, темным местом с отрицательной энергетикой и избегает погружений в подобные места. Для других это объекты, представляющие интерес с точки зрения истории, памятники технического гения, героизма, а иногда и глупости. Но и те и другие с удовольствием разглядывают подводные фотографии, сделанные на рэках. Многие рэк-дайверы рано или поздно берут в руки камеру и пытаются снимать сами. Несколько полезных советов по съемке покоящихся на дне судов помогут вам избежать типичных ошибок и сделать снимки интереснее и выразительнее.

Совет первый.
Используйте правильную оптику!

Если вы хотите поразить своих будущих зрителей панорамой затонувшего корабля, используйте объектив типа «рыбий глаз» с углом зрения 180 градусов. Естественно, этот совет касается владельцев зеркальных фотоаппаратов. Для камер Nikon с «кропнутой» матрицей - это родной объектив 10,5 мм или Tokina 10-17 мм, а для моделей с полноразмерной матрицей - рыбий глаз с фокусным расстоянием 16 мм. Для «кропнутых» камер Canon рекомендую все тот же зум-фишай 10-17 мм от Tokina, для полнокадровых моделей - родной «рыбий глаз» 15 мм. Аппаратам Olympus подойдет объектив Zuiko Digital ED 8mm 1:3.5 Fisheye.

Если вы еще не стали счастливым обладателем цифрозеркалки и снимаете «мыльницей», советую приобрести широкоугольную насадочную линзу от INON UWL-100 или Epoque DCL20. Насадку можно установить на иллюминатор вашего бокса прямо под водой, если, конечно, на нем имеется посадочная резьба под светофильтры 67 мм. Применение данной оптики уменьшит фокусное расстояние объектива в 0,56 раза и, соответственно, увеличит его угол зрения. Только не забудьте предварительно установить ваш зум в положение WIDE. Разумеется, такого сильного эффекта, как при использовании «фишая», на зеркалке вы не получите, но это все равно лучше, чем снимать без насадки.

И не пытайтесь снимать панораму рэка штатным зум-объективом типа 18-70 мм или 18-55 мм, ничего хорошего все равно не получится! Результатом будут бледно-голубые (Красное море) или темно-зеленые (Черное море) снимки с едва угадываемыми силуэтами конструкций рэка.

Совет второй.
Пользуйтесь вспышками и иногда их выключайте!

Используйте фотовспышки для освещения предметов, расположенных на переднем плане вашего будущего снимка. Даже в очень чистой воде тропических морей попытка осветить объект съемки с расстояния более полутора метров к хорошим результатам не приводит. Конечно, предмет, подсвеченный с расстояния двух метров, будет выглядеть на фотографии немного лучше, чем снятый в первозданной подводной мгле, но о ярких цветах и хорошем контрасте придется забыть.

Итак, вспышку следует направить на какую-нибудь деталь переднего плана, например, якорную лебедку на палубе, а второй план и фон должны быть проработаны за счет естественного освещения.

Но что делать, если мы не хотим выделять светом объект на переднем плане? К примеру, наша художественная задача - снять панораму рэка в три четверти, с перспективой, чтобы зритель увидел масштаб трагедии. В этом случае отключаем вспышки и снимаем совсем без них. А когда будете готовить свои произведения к публикации, конвертируйте цветовое пространство из RGB в Grayscale, то есть сделайте снимки черно-белыми. Для усиления драматизма можно тонировать фотографию и придать ей, например, оттенок сепии:

Совет третий.
Добавляйте в кадр человека!

Дайвер рядом с рэком превращает статичную фотографию затонувшего объекта в экшен. Возникает интрига, зритель сразу задумывается: что это за фигура на снимке, как она сюда попала, что делает? Человеку в кадре начинают сопереживать, пытаясь представить себя на его месте: а мог бы я так же? Ассоциативный ряд у каждого, естественно, свой и зависит от уровня интеллектуального и ментального развития отдельного индивидуума, но равнодушными такие кадры не оставляют никого. Изображение человека помогает зрителю «справиться» с масштабом затонувшего объекта и определить его приблизительные размеры, что без «эталонной фотомодели» порой бывает очень затруднительно.

Разумеется, подводная модель должна находиться на своем месте, уметь правильно позировать, обладать навыками поддержания идеальной нейтральной плавучести и зависать там, где нужно фотографу, воспринимая его сигналы «боковой линией». Ее или его нужно обучать подводной композиции, вместе разбирать отснятый материал, а съемку планировать еще на берегу.

Несколько советов начинающим подводным моделям
1.Никогда не смотрите в объектив аппарата - взгляд модели, направленный в глаза зрителей, сразу выдает постановочную фотографию, а это производит негативное впечатление. Такие снимки могут обрадовать только вашего любимого человека.
2.  Возьмите в руки фонарик, осветите какую-нибудь деталь на палубе корабля. Сделайте вид, что захвачены изучением куска обшивки или штурвала в капитанской рубке. Не висите просто так рядом с рэком! Изучайте его, исследуйте, делайте свои маленькие и большие открытия, и тогда зритель начнет сопереживать вам, ему тоже станет интересно участвовать в вашем приключении.
3.  Всегда позируйте под углом к камере, если только фотограф не настаивает на другом.
4.  Притворитесь рыбой-флейтой! Найдите на заднем фоне направляющую линию, например, леерное ограждение на палубе корабля. Встаньте параллельно этой линии. У зрителя, разглядывающего фотографию, возникнет ощущение, что вы «принадлежите» этому затонувшему кораблю - уже давно находитесь здесь и изучаете объект.
5.  Серию фотографий рэка лучше начинать со снимка, где модель находится в позе «прибытия», то есть располагается в кадре под углом к главным направляющим линиям. Договоритесь с фотографом: если он скрещивает пальцы буквой «Х», вы должны зависнуть в позе «прибытия». Возникнет полная иллюзия, что модель буквально минуту назад нашла этот затонувший корабль.

Совет четвертый.
Ракурс, ракурс и еще раз ракурс!

Съемка под прямым углом к поверхности палубы или борту корабля даст вам плоские, невыразительные снимки. Чтобы придать своим фотографиям перспективу, снимайте под углом к плоскостям и главным направляющим линиям, не бойтесь наклонять камеру. Вспомните, как выглядит дорога, уходящая за горизонт в чистом поле: колеи стремятся где-то в бесконечности сойтись в одну точку. Вот и вы должны выбрать такой ракурс, чтобы у зрителя возникла иллюзия - параллельные линии рано или поздно сойдутся. И пусть эта воображаемая точка будет за пределами горизонтальной видимости.

Понятие горизонтали и вертикали под водой вообще весьма относительно. Вы подвижны в подвижной среде и вполне можете зависнуть под углом - так сделайте кадр под углом! Не нужно искать строгую горизонталь, когда вы снимаете «горизонтальный» кадр, строительный отвес и нивелир под водой не требуются.

Перестанете держать камеру под углом 90 градусов к центру Земли, и сразу увидите, как изменятся ваши фотографии.

Совет пятый.
От большого к малому

За одно погружение вам не удастся полностью отснять весь рэк. Начните с внешнего обследования. Сделайте перспективные фотографии носовой и кормовой части корабля или того, что от них осталось. Эти фотографии будут как бы визитной карточкой рэка. Если на бортах видны следы разрушений, пробоины - запечатлейте их, не забывая поместить рядом модель для масштаба. Затем переходите к съемке палубных сооружений - надстроек и механизмов. На следующих погружениях особое внимание уделите отдельным деталям и элементам судна, порой именно мелкие подробности позволяют достоверно идентифицировать неопознанный затонувший объект.

И наконец, если вы обладаете сертификацией, позволяющей проникать внутрь рэка, перед вами открываются неограниченные возможности по созданию уникальных фотографий. В рамках данной статьи мы не будем поднимать эту тему - она заслуживает отдельного обсуждения.

Совет шестой.
Тем, кто не любит рэки

Не любите рэки? Не беда - вы просто не умеете их «готовить»! Если вам не интересны груды железа под названием «затонувшие корабли» - ничего страшного. Смело берите фотоаппарат, ставьте на него макрообъектив и отправляйтесь снимать подводную мелюзгу, которой на любом старом рэке более чем достаточно. Ведь любой объект, пролежавший на дне достаточное время, превращается в искусственный риф и становится домом для сотен тысяч подводных обитателей. Вы замечали, что над рэками всегда ходят стаи рыб, а у рыбаков такие места считаются уловистыми, хотя порой они и оставляют здесь свои сети. На восточном побережье США промысловики годами скрывали друг от друга координаты «рыбных» банок, которые впоследствии оказались затонувшими кораблями и подводными лодками времен Второй мировой. Если же вам по душе фотоохота - поможет зум-объектив с функцией макро, например SIGMA AF 18-50 f2.8 EX DC MACRO - он позволяет снять охоту тунцов и тут же перейти к фотографированию рыб-стекляшек крупным планом.

Совет седьмой.
Изучайте историю

Поиск и изучение затонувших кораблей - близкие соседи кладоискательства, а иногда и его необходимые элементы. Работа начинается в тиши архивов и библиотек и только на завершающем этапе приводит под воду. Изучайте историю войн и кораблестроения, изучайте устройство кораблей и судов, которые вы собираетесь искать и снимать. Это поможет правильно спланировать погружение, составить план съемки и доходчиво разъяснить его своей модели и команде поддержки. Результатом станет более эффективный расход средств и физических сил. Ну и, возможно, уникальные подводные фотографии.

Да пребудет с вами фотосила!


Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования