Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


 
СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


Янтарные тайны «Кастора»

текст Алексей Егоров фотоавтора
подводные фотоЕвгения Вишневского

Погода стояла отличная, и «Кузьмич» с легкостью резал крутым форштевнем невысокую балтийскую волну. «Кузьмич» - 21-метровое судно проекта «Ярославец», при постройке оборудованное как рейдовый водолазный катер, но некоторое время назад перепрофилированное под морские прогулки и рыбалку. Впрочем, теперь, по иронии судьбы, «Кузьмичу» пришлось вернуться к своей изначальной профессии: на борту - дайверы, по курсу - затонувший объект.

Поводом для нашей поездки на Балтику стали события, произошедшие в Кенигсберге, теперешнем Калининграде, в самом конце Второй мировой. На протяжении всей войны здесь, в королевском замке, хранилась знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом I и в 1941 году вывезенная фашистами из Екатерининского дворца Царского Села. К концу войны в Кенигсберге вообще оказалось довольно много художественных ценностей, награбленных нацистами. Дело в том, что Восточная Пруссия в тот момент была достаточно спокойным районом: британская авиация, чьи бомбовые удары постоянно держали в страхе Берлин и Гамбург, стала наведываться в эту часть Балтики только летом 1944 года.

Доктор Альфред Роде, немецкий искусствовед и хранитель янтарной коллекции Кенигсберга, позднее рассказывал, что Янтарная комната погибла в огне именно во время одного из авианалетов союзников. Тогда британцы впервые использовали напалм, вызвавший сильный пожар в королевском замке. Однако далеко не все историки склонны верить показаниям доктора Роде. По этой причине на поиски Янтарной комнаты за послевоенные десятилетия была снаряжена масса экспедиций, ни одна из которых, впрочем, так и не сумела пролить свет на загадку исчезновения этого шедевра.

Небезызвестный читателям нашего журнала Андрей И, ведущий программы Первого канала «Искатели», сам, кстати, водолаз с 30-летним стажем, посвятил судьбе Янтарной комнаты одно из своих недавних исследований. Корреспондентами программы были отработаны несколько возможных версий, и практически все они указывали на причастность к пропаже раритета Эриха Коха, гауляйтера (наместника) Восточной Пруссии и рейхс-комиссара оккупированной Украины. Кох слыл большим знатоком и собирателем предметов старины и даже мечтал создать собственный художественный музей, так что можно себе представить, какую коллекцию из награбленных ценностей он составил, обладая практически неограниченной властью на огромной территории.

Балтийск - часовой, охраняющиий единственный судоходный путь в Калининградский залив и, соответственно, в сам Калининград
«Кузьмич» - рейдовый водолазный катер проекта «Ярославец»

Когда к Кенигсбергу вплотную подошли советские войска и в городе стало «жарко», гауляйтер прихватил часть «трофеев» и бежал в Данию. Для этого он воспользовался собственной шхуной ледокольного класса «Восточная Пруссия», которая стояла в Пиллау, нынешнем Балтийске, находящемся на юго-западной оконечности Земландского полуострова. После войны Эрих Кох несколько лет скрывался в Германии под чужим именем, но в конце концов был арестован и передан властям Польши. Приговоренный к смерти, он тем не менее был при достаточно странных обстоятельствах помилован и умер 22 года назад в тюрьме города Барчево, немного не дожив до своего 90-летия.

Так вот, многие исследователи уверены, что Янтарную комнату Кох спрятал в окрестностях Кенигсберга, поскольку иначе или она сама, или информация о ней наверняка бы уже «всплыла» где-нибудь в Европе. Однако неоднократные поиски, в том числе и предпринятые командой Андрея И, положительных результатов не дали: ни в секретном бункере, построенном Кохом в собственном поместье Гросс Фридрихсберг, ни в подвалах замка Бальга, расположенного на пути отступления немецких частей из Кенигсберга, найти следов янтаря не удалось. Ну а раз весьма громоздкое по физическим размерам сокровище не обнаружилось ни на земле, ни под ее поверхностью, следовательно, оно скорее всего находится под водой.

Известно, что в течение нескольких месяцев перед капитуляцией Германии из портов Восточной Пруссии в сторону Гамбурга вышло несколько судов, в том числе и легкий крейсер «Эмден II», выполнявший секретную миссию по эвакуации культурных ценностей с территории Восточной Пруссии. Наверняка вывозились художественные ценности и на огромном немецком суперлайнере «Вильгельм Густлоф», потопленном подводной лодкой Александра Маринеско на выходе из Данцигской бухты 30 января 1945 года.

Однако «Эмден II» благополучно добрался до порта назначения, а побывавшие на «Густлофе» в 1956 году польские водолазы не обнаружили на судне ничего интересного, кроме взломанного судового сейфа и отверстий, проделанных в бортах с помощью газового резака. Кто-то оказался проворнее и «выпотрошил» судно под самым носом у поляков. Но кто сумел осуществить эту дерзкую и технически сложную операцию, доподлинно выяснить так и не удалось...

Впрочем, есть и еще одна «подводная» версия исчезновения Янтарной комнаты, основанная на том предположении, что Эрих Кох и не собирался переправлять ее в столицу Третьего рейха. Ведь попади сокровище в Берлин, оно неизбежно оказалась бы в личной коллекции Адольфа Гитлера, а что может быть ужаснее для настоящего коллекционера, чем навсегда лишиться жемчужины своего собрания? За годы властвования на вверенных ему территориях, Кох наверняка привык думать о награбленных ценностях как о своей собственности: Данная теория не голословна - даже на прямые требования рейхсканцелярии доставить Янтарную комнату в Берлин из Кенигсберга отвечали вежливыми отговорками - копии этих писем сохранились в Центральном государственном архиве РФ. Но в таком случае куда же гауляйтер подевал свои богатства?

«Кузьмич» застопорил ход, послышался грохот уходящей в воду якорной цепи, а потом наступила непривычная тишина. Капитан Виталий и предводитель московского представительства NDiver Денис Давыдов наконец оторвались от созерцания экранов эхолота и GPS.

- Похоже, он прямо под нами... Он - это «Кастор», еще одна шхуна ледокольного класса, принадлежавшая гауляйтеру Восточной Пруссии. Судно было построено по тому же проекту, что и «Восточная Пруссия», на которой Эрих Кох бежал из Пиллау (Балтийска) в Копенгаген, оставив своих подчиненных погибать под ударами сил 2-го и 3-го Белорусских фронтов Советской армии.

Никто не знает, какие задачи выполнял «Кастор» в то время, когда его близнец уносил хозяина подальше от обезображенного бомбежками и артобстрелами Кенигсберга. Однако нам известен финал его существования - судно лежит на дне Балтийского моря совсем недалеко от Балтийска. Город этот по сути является часовым, охраняющим единственный судоходный путь в Калининградский залив и, соответственно, в сам Калининград.

Так вот, есть основания полагать, что «Кастор» не погиб в результате боевых действий, а был затоплен сознательно. Возможно, с целью скрыть на дне Балтийского моря предметы, которые уже не получалось спрятать в более удобном укрытии, но очень не хотелось оставлять новым хозяевам Прибалтики.

Подтверждает эту версию и отсутствие повреждений взрывного характера, и достаточно странное положение судна - «Кастор» лежит в стороне от фарватера, носом к берегу, на незначительном, порядка морской мили, удалении от суши и на совсем небольшой глубине - 12 м.

Cудно, называемое «Кастором», было обнаружено при очистке прибрежной зоны залива от затонувших во время войны плавсредств. Точная информация по шхуне практически отсутствует, строго говоря, даже название официально не подтверждено: в некоторых послевоенных документах она именуется как «Ледокол типа "Кастор"», в других - «Объект "Кастор"», а иногда и просто «Кастор».

О том, что следы Янтарной комнаты стоит искать именно тут, первым догадался Олег Михайлович Слесарев, в прошлом - заместитель командира подразделения по аварийно-спасательным работам Балтийского флота. В 1960-х годах его группа занималась демонтажем 100-мм орудия, установленного на носу судна, а заодно обследовала помещения в надстройке. Никаких ценностей там найдено не было, зато водолазы обнаружили три наглухо задраенных люка, ведущих в трюмы. Разрешение на проникновение в них тогда получено не было, ведь внутренние помещения вполне могли оказаться заминированы. В 1979 году было предпринято еще две попытки исследования «Кастора», в ходе которых частично проверили и кормовой трюм, но ничего кроме досок и бытовой мебели в нем не оказалось...

...В «сухари» влезаем прямо на палубе - качка минимальная, и снаряга не разлетается во все стороны, а мирно лежит на своем месте. Надстройка в средней части судна возвышается над палубой сантиметров на 70 - ничего более удобного для сборки и надевания спарок и придумать нельзя. Всего на борту 11 дайверов, два члена команды и несколько «сочувствующих». Места хватает всем, и это при том, что снаряжения у нас, мягко говоря, достаточно: несколько человек со спарками, один - с ребризером, фото- и видеотехника тоже имеется.

Свежий балтийский ветер загоняет в поддевки всех, у кого они есть, - несмотря на яркое солнце, в утеплителе чувствуешь себя гораздо комфортнее, чем в «цивильном», опять же ускоряется процесс одевания перед погружением. Вообще с погодой нам явно повезло - говорят, в этих местах она запросто может меняться по три раза на дню, а наше трехдневное присутствие на Балтике не омрачало ничего, разве что время от времени набегали облака. Кстати, если бы не они, члены экспедиции наверняка бы изрядно обгорели - на ветру кожа перегрева почти не ощущает. А так все вернулись в Москву с ровным благородным загаром, который и в Египте-то получить не всегда удается.

В воду уходим гигантским шагом, вниз опускаемся вдоль якорной цепи.

Здесь нужна осторожность - даже при небольшом волнении на первых метрах несколько «колбасит», а приложиться головой о стальные звенья - ощущение не из приятных.

«Кастор» лежит на ровном киле, нижняя часть стального корпуса закопалась в песчаное дно на глубине порядка 12 метров. Ближе к корме рельеф понижается, и в районе изрядно присыпанных песком, но все еще хорошо заметных винтов глубиномер показывает уже 16 метров. По рассказам ребят из калининградского дайв-клуба Demersus, во время волнения из-под лопастей частенько вымывает кусочки янтаря.

Судно достаточно большое - длина 78 метров, ширина - 19,5. Еще при первом осмотре в 60-х годах прошлого века водолазы Балтийского флота разобрали мачты и часть надстройки.

С одной стороны, это, конечно же, навсегда лишило «Кастора» его первоначальных форм и очертаний, а с другой - открыло множество нештатных путей проникновения внутрь судна. Полазить тут, прямо скажем, есть где. Сохранилась масса судовых механизмов, на корме до сих пор стоит запасной штурвал, а в помещении по соседству лежат велосипед, инструменты, остатки утвари. Одним словом, для судна, несколько десятилетий пролежавшего на очень небольшой глубине в частенько штормящем море, шхуна гауляйтера выглядит очень даже неплохо. Местами на верхней палубе даже можно разглядеть участки деревянного настила.

Кстати, о видимости. Тут, как говорится, смотря с чем сравнивать. Если вы не были нигде кроме «Тиссельгорма» или, скажем, «Зенобии», то готовьтесь к переосмыслению своих представлений о рэк-дайвинге - охватить одним взглядом все судно целиком на Балтике вряд ли возможно.

С другой стороны, тех, кто не просто нырял на подмосковных озерах, а еще и собирал со дна мусор на Дне очистки водоемов, видимость в пару метров вряд ли удивит, я уж не говорю - испугает. А ведь в районе Балтийска «прозрак» периодически увеличивается до 10 и более метров - северные моря суровы, но тем ценнее подарки, которые они иногда преподносят.

Скажу честно, заветного трюма с Янтарной комнатой мы не обнаружили. Но, во-первых, это вовсе не означает, что ее или других ценностей, награбленных Эрихом Кохом, на «Касторе» нет - ведь обныривать такой рэк можно неделями. Ну а, во-вторых, само прикосновение к судну, помнящему и шаги гауляйтера, и тени британских бомбардировщиков над своими мачтами, стоит многого.

P.S. Cидя в баре, устроенном в подвале дома, помнящего и немецкую речь, и флаги со свастикой, мы просматривали отснятые на «Касторе» видеоролики, потягивали отличное пиво и удивлялись фантастической неторопливости местной кухни. С момента заказа горячего пошел уже второй час, и очень хотелось спать, ведь на следующее утро мы должны были снова грузиться на «Кузьмич» и идти нырять на следующий рэк. Да, совсем забыл сказать - в районе Балтийска их много, и о некоторых нет практически никакой информации. Так что, собираясь в эти края, будьте готовы увидеть под водой: как минимум, часть какой-то интересной истории. Только не забудьте надежные мощные фонари, без них там делать нечего, проверено.


Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования