Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


 
СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


Техники на Труке
Сага о 40 рэках и 16 личных досмотрах

текст Сергей Горпинюк, инструктор-тренер IANTD
фото участников проекта

История эта началась со встречи на фестивале «Золотой дельфин» двух Сергеев - предводителя клуба «Крокодил» Сергея Артеменко и инструктора-тренера тренера IANTD Сергея Волнухина, более известного как Полковник.
Полковник был, как всегда, краток:
- Серега, вижу на вашем стенде фотографии с острова Трук. Организуете?
- Организуем.
- Едем в начале апреля.
- Потребуются американские визы, билеты, расчет стыковок рейсов:
- Вы профессионалы, сделаете. Второе апреля. «Домодедово». Восемь пассажиров, проходящих регистрацию на «Катарские авиалинии», совсем не похожи на рядовых дайверов-отпускников. Огромные баулы со снаряжением, небольшие, но неподъемные регуляторные сумки и разговоры о: девушках, конечно же. Точнее, об одной SuperStar-девушке. На протяжении всей экспедиции не было дня, чтобы мы про нее не вспомнили, так что, Оксана - твой дух постоянно был с нами! Улыбчивые сотрудницы «Катарских авиалиний» отвлекают от сладостных воспоминаний и быстро регистрируют нас на рейс Москва-Доха-Манила.

Для дайверов разрешенный вес багажа - 30 кг плюс ручная кладь, на вес которой не обращают внимания. Даже не пришлось прибегать к испытанному приему и надевать под футболку четырехкилограммовую стальную спинку. Стоимость превышения веса - $22 за кг. В регуляторных сумках, сошедших за ручную кладь, без проблем поместились все шесть регуляторов, канистровый HID, два резервных фонаря и два VR3. Багаж регистрируем транзитом до Манилы. В «Домодедово» два уровня Duty Free, верхний - посолидней, нижний - попроще. Стратегический запас «горючего» упаковывается в специальные пакеты, гарантирующие безопасность вожделенной влаги от покушений владельца. Перелет в Доху длится около четырех часов, проходит легко и комфортно - в А-330 на 230 мест всего 50 пассажиров. Досмотр, проверка, посадка...

Перелет Доха-Манила длится около 8 часов. В Маниле стыковка 7 часов. В аэропорту получаем багаж, берем автобус и едем на экскурсию по городу. Дальше летим самолетами Continental Airlines. Правила багажа довольно необычны - можно везти две сумки, каждая из которых весом не более 23 кг. Но если у вас окажется одна сумка в 25 кг, то стоимость перевеса составит $35 за кг, а если вес сумки превысит 36 кг, то оплачивать придется не превышение, а весь вес. Срочно закупаем дополнительные сумки и перепаковываем багаж. Манильский досмотр оказался самым тщательным, особую значимость процессу придавали задушевные беседы с людьми в штатском о целях нашего визита на территорию США. В багаже, под страхом пяти лет тюрьмы и штрафа в $250 000, запрещается перевозка даже спичек и зажигалок. Из ручной клади изъяли упаковочный скотч, объяснив это тем, что липкой лентой можно связать руки и залепить рот пилоту. Но в самолете раздали хорошие, прочные и острые стальные вилки и ножи. За время путешествия нас досматривали, просвечивали, обнюхивали и ощупывали в общей сложности 16(!) раз. Пройдя все круги досмотров, мы оказываемся в самолете Манила-Гуам. По поданному на обед гамбургеру, особой, навечно приклеенной улыбке стюардесс и вкусу кофе понимаем, что оказались на территории США. Лететь примерно четыре часа.

В аэропорту Гуама есть очень уютное кафе, в котором заведена традиция - выдающиеся посетители подписывают банкноту и наклеивают ее на стену. Видимо, мы сумели удивить хозяев заведения - наша купюра с надписью «IANTD-Russia» была наклеена на почетное место в самом центре этой валютной экспозиции. Идут вторые сутки перелета. Очень хочется в душ. Остался четвертый и последний бросок - полуторачасовой перелет Гуам-Трук. Аэропорт Трука на поверку оказался очень похож на деревенское посадочное поле для «кукурузников», тем не менее на нем запросто приземлялись могучие Боинги-737. Да и вообще остров Трук, он же Чуук, больше всего напоминает колхоз, в котором когда-то был хороший председатель, а теперь хозяйством заправляет пьяница. Отель «Трук Лагун», в котором мы останавливались на одну ночь, с трудом тянет на египетские 3 звезды, однако все бытовые неудобства с лихвой компенсируют сказочно красивый вид из окна и теплый Тихий океан, волны которого подкатываются почти к порогу номера. Телефоны МТС, исправно работавшие в Дохе и Маниле, на Гуаме поддерживать связь отказались. Аппараты Билайн там продолжали работать, но на Труке не сумели найти сеть и они. Спутниковые телефоны «Турайя» тоже оказались не у дел, так что с внешним миром можно было связаться только через «Иридиум» капитана корабля ($4 за минуту) или купив SIM-карты местного оператора, с весьма сложной системой набора международных номеров, неработающими SMS и постоянно перегруженными каналами. Наконец пришло понимание, насколько далеко от цивилизации мы забрались. Еда в отеле была простая, но вкусная, пиво по $4 за банку, ужин примерно $25. Вид официанток вызвал из памяти давно забытое имя Дженуария из «Рабыни Изауры». Вообще создалось впечатление, что на острове царит матриархат. В магазинах, офисах и даже на заправках работают в основном женщины.

Корабль, на котором нам предстояло выйти в океан, назывался Pacific Explorer II. Это железный бот, который оказался идеально приспособленным для погружений любого уровня сложности. При общей вместимости в 22 дайвера на борту имеется несколько десятков 12-литровых алюминиевых баллонов, 16 алюминиевых спарок 2х12 л с 300-барными манифолдами и несколько 6-литровых стейджей. Значительная часть баллонов подготовлена для работы с чистым кислородом или «жирным» нитроксом. Можно использовать любые комбинации из баллонов без дополнительной оплаты.

Пространство на судне организовано очень грамотно, чего стоит палуба для одевания размером 12х8 метров! Огромный стол для сборки оборудования, Четыре опреснительных бака для различных видов снаряжения, специальная комната (!) с универсальными устройствами для зарядки любых аккумуляторов - от ААА до 9-вольтовой «Кроны». Единственное, что желательно иметь с собой, - переходник для «европейских» вилок с круглыми штекерами.

На борту установлен нитроксный мембранный компрессор, максимальная фракция кислорода 32%. Стоимость неограниченного использования баллонов с 32%-ным нитроксом - $150 за неделю. Гелий и кислород доставляются сюда из США через Гуам, поэтому цены на эти газы, мягко говоря, негуманные: гелий - $0,18 за литр, кислород - $0,08 за литр. Можно заказать софнолайн по $220 за канистру. «Жирный» нитрокс готовят из кислорода и EAN 32, при этом оплачивается только чистый кислород, перепущенный из транспортника, в итоге 12-литровый стейдж с EAN 50 обходится в $46. Так как рабочие глубины здесь практически не превышают 40 метров, мы решили вообще отказаться от гелия и нырять на воздухе и нитроксе. Опыт общения с «техниками» у команды имеется, и со своей работой ребята справляются выше всяких похвал: точно смешивают газы, таскают спарки и стейджи, ставят трапецию, разбираются в аварийных процедурах и очень точно выходят на точку выброски. По выходу из воды дайверов ждут свежие теплые полотенца. В конце сафари команда просто повергла нас в шок, постирав наши костюмы с моющим средством и опреснив все оборудование, включая ласты!

Питание на судне пятиразовое - очень вкусно и сытно, а вечером задушевной беседе весьма способствует неограниченное количество бесплатного пива и свежий поп-корн. Помимо нас, восьмерых русских, на Pacific Explorer II присутствовали пятеро англичан и шестеро американцев. Погружения осуществлялись с больших и удобных 12-местных «зодиаков», оснащенных двигателями 2х100 л.с., радиостанцией и GPS-навигатором, хранящим координаты всех местных рэков. Спарки и стейджи практически постоянно находятся на своих местах в «зодиаках», баллоны забиваются с базового корабля при помощи длинных шлангов. На всех рэках на глубине 6 метров установлены стационарные буи на мощных тросах, что позволяет комфортно совершать погружение. В районе острова Трук американскими ВВС в 1944 году было потоплено более 40 кораблей ВМФ Японии. Чтобы представить себе масштабы этого подводного музея военной истории, достаточно сравнить водоизмещение знаменитого красноморского «Тистельгорма» - около 9000 тонн и водоизмещение самого большого рэка на Труке - более 17 000 тонн. На дне покоятся боевые и транспортные корабли, самолеты и подводная лодка. Большая часть «железа» лежит на доступных глубинах до 40 метров, хотя есть и более глубокие объекты, доступные для погружений на гелиевых смесях. Для своего возраста рэки очень хорошо сохранились. На палубах стоят танки и пушки, в трюмах тысячи патронов и снарядов, машины, велосипеды, амуниция, противогазы, бинокли, посуда и т.д. Сохранности всего этого великолепия способствуют два обстоятельства: во-первых, труднодоступность острова, во-вторых, за подъем и попытку вывоза артефактов полагается очень крупный штраф. Проникновение внутрь рэков проходит в декомпрессионном режиме и требует серьезного уровня подготовки и использования соответствующего оборудования - ходовых катушек, надежных мощных фонарей. При глубоких проникновениях баллоны с декомпрессионными газами приходилось оставлять снаружи рэка. От места входа разматывали ходовую катушку, которая позволяет выйти назад даже в условиях нулевой видимости. Создавались корабли в расчете на телосложение среднего японца, поэтому даже без стейджей проникновение внутрь некоторых помещений оказалось весьма непростой задачей.

Однажды во время очередного протискивания сквозь узкую дверь я повредил манифолд, и началась неконтролируемая потеря газа из спарки. Даю сигнал напарнику, быстро закрываю изолятор манифолда, и мы вместе выходим из рэка. Каково же было наше удивление, когда мы увидели, что в точке начальной привязки стейджей стало больше! Оказывается, какой-то нехороший человек, вместо того чтобы ставить свой ходовик, закрепил стейдж к нашему ходовику и по нему же пошел внутрь. Находим владельца «лишнего» стейджа, знаками показываем ему, что он не прав, собираем свои стейджи и уходим на декомпрессию. Осмотр повреждения наверху показал, что травил предохранительный клапан манифолда, даже легкий удар по нему вызывает смещение уплотнения и потерю герметичности. Особенно сложным и интересным оказалось проникновение на подводную лодку I-169. Вход в нее настолько узок, что попасть туда возможно только в конфигурации no-mount, без ласт, с одним стейджем на вытянутых руках. Захожу первым, осматриваюсь. Дополнительное психологическое напряжение создает известие о том, что в этой подлодке остались тела двух австралийцев, не сумевших выбраться из нее несколько лет назад. Нахожу старый ходовик, дожидаюсь напарника и вместе начинаем пробираться по отсекам. Несмотря на десятилетия, проведенные в соленой воде, оборудование лодки сохранилось просто отлично. Бесчисленное множество кранов и манометров, хитросплетение трубопроводов, люки и переборки - все в идеальном состоянии. В связи с особой сложностью погружения расход газа планировался из расчета 1/5. Выбираемся из подлодки, быстро надеваем спарки и уходим на долгую декомпрессию. С каждым следующим погружением впечатлений становится все больше, и перегруженный яркими ощущениями мозг уже не всегда в состоянии отличить подводную часть жизни от надводной. Как-то гуляю по палубе нашего корабля и замечаю небольшую открытую дверь в машинное отделение. Ловлю себя на мысли - «со спаркой прямо не пройти, нужно снять стейджи и развернуться боком». Помимо дайвинга, самое популярное развлечение здесь - рыбалка. Можно заняться и подводной охотой, в этих водах она тоже разрешена.

Возвращение домой сопряжено с уже привычными досмотрами и проверками. Вот наконец Москва, «Домодедово». Мы дома.

Особая благодарность московскому офису IANTD за идею экспедиции и клубу «Крокодил» за ее воплощение в жизнь.
Наша следующая экспедиция состоится на атолл Бикини, материал о ней, конечно же, будет опубликован на страницах журнала DiveTek.

Суровое прошлое райского атолла

Трук был захвачен Японией сразу после нападения на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года и превращен в базу военно-морских и военно-воздушных сил, контролирующих Микронезию. ВМФ США напали на базу 17 февраля 1944 года. В этот день патрульные самолеты японской авиации вели разведку в районах вероятного появления противника, но ввиду плохой погоды в воздухе находилось только около половины обычного числа патрульных самолетов, да и те к моменту атаки вернулись на базу. Американцы подошли к Труку, когда шторм достиг наибольшей силы. Летчики 58-го авианосного соединения под командованием вице-адмирала М. Митчера обрушили шквал огня на аэродромы и внутренний рейд Трука. Первая волна состояла из 72 истребителей, за которыми следовали 18 бомбардировщиков «Авенджер» с зажигательными бомбами. Американцы обнаружили в лагуне около 50 торговых судов и примерно 365 самолетов, стоящих на аэродромах. С авиабазы Такесима были подняты японские истребители, которые попытались отбить атаку, но момент был упущен - на некоторые из них даже не успели загрузить боезапас. В итоге почти все машины были сбиты, у японцев осталось не более 100 исправных самолетов. Тем временем пикировщики Митчера безжалостно истребляли транспорты в лагуне. Было потоплено 6 боевых кораблей и 26 транспортов. Подошедшие линейные корабли американцев подожгли запасы горючего, которое горело несколько суток, подсвечивая цели тяжелым бомбардировщикам «В-17», действовавшим в ночное время. Жертвами налетов стали около трех сотен японских самолетов, объекты береговой обороны, флагман прикрытия эвакуации - легкий крейсер «Нака», эсминцы «Татикадзэ», «Фумидзуки», «Оитэ», четыре вспомогательных судна и три десятка транспортов. Севернее Трука линкоры и крейсеры адмирала Спрюэнса перехватили и расстреляли корабли последнего отряда, покинувшего базу перед самым налетом: легкий крейсер «Катори», эсминец «Маикадзэ» и вспомогательный крейсер «Акаги Мару». Американская военная операция на Труке под кодовым названием Hailstone («Градина») считается наиболее агрессивной акцией США против японских заморских территорий и одной из самых удачных операций за всю войну. В первый раз крупная вражеская база была уничтожена без помощи базовой авиации или десантной высадки, это была блестящая победа флота США. Разгром базы в Микронезии был тяжелым ударом для японцев. Никогда более флаг главнокомандующего Объединенным Флотом не встречал восходящее солнце в лагуне Трука. А японский флот, покоящийся на дне атолла, стал самой большой военно-морской потерей в истории.

Получить полную версию статьи с иллюстрациями в фомате Adobe PDF 

Оцените статью:

  1. 1/10
  2. 2/10
  3. 3/10
  4. 4/10
  5. 5/10
  6. 6/10
  7. 7/10
  8. 8/10
  9. 9/10
  10. ; close (RATING); (@rline)=split(/\n/,$file); $crating=0; $votes=0; undef $nzero; # print $url; foreach $rline (@rline) { # print "."; if ( index ($rline,$url) ne -1 ) { # print ";"; ($junk,$crating,$votes)=split(/;/,$rline); $cwidth=$crating*25; # print $cwidth; $nzero=1; } } if ($nzero ne "") { print "style=\" width: $cwidth\px;\""; } 1; >10/10

Назад

Перейти к содержанию номера


Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования