Верить некому?
Андрей ШУЛЯР
Инструктор-тренер ANDI, мастер-инструктор PADI, директор российского отделения" штаб-квартиры ANDI
Фото: Витя ЛЯГУШКИН
В настоящий момент индустрия русского любительского дайвинга - сложившаяся, развивающаяся, растущая структура рынка. И большинство экономических закономерностей в ней наконец прослеживаются. На дайверском рынке куча предложений от всевозможных систем, школ, ассоциаций. И все - лучшие. Все - обязательно сертифицированы международными комиссиями. Абсолютно все - самые передовые. Ну и естественно - обладающие уникальным набором курсов, специализаций, мануа-лов, презентаций и прочая, прочая, прочая! У всех за спиной то годы опыта, то годы передового опыта, то просто сроки: простите годы. Как разобраться во всем этом безобразии и выбрать «самый стирающий порошок» или даже простой способ «утолить жажду». Я взял на себя смелость предложить вам некоторые вариан ты, скорее даже методологические подходы - плод моего личного творчества, который не претендует на истину в последней инстанции, но может показаться любопытным!
Итак, вы решили узнать немного о том, что скрывается под тонкой пленкой, отделяющей два кардинально различных мира: «надводу» и «подводу» - если пользоваться рабочим жаргоном дайверов. Что дальше? А дальше самое интересное: нужно «просто» выбрать себе обучающее агентство и - вперед! И вот тут и лежат первые грабли в виде названия, которые делятся на отражающие суть и на названия, - маркетинговые ходы. Те агентства, которые начинали раньше других, чаще всего используют названия как способ выражения сути: конфедерация, организация, ассоциация, школа и т. п. Более поздние, пришедшие на рынок в условиях жесткой конкуренции, вынуждены использовать в названии то, что привлекает внимание и не всегда соответствует сути: «исследователи», «лиги», «институты» и тому подобные броские слова. Конечно, за суровым и серьезным названием также может скрываться недобросовестный подход, тем не менее по названию можно прикинуть, как долго данная структура находится на рынке, и, следовательно, уровень ее реального опыта.
Я бы рекомендовал обратиться к опыту ваших товарищей, уже прошедших обучение, но: не стану этого делать, так как на многочисленных примерах убедился в том, что такое обращение ровным счетом ничего не дает: однобокий опыт дает и однобокие рекомендации - люди просто не знают, что они рекомендуют!
Часто можно услышать совершенно запросто такое вот чудесное заявление: «А мы сдавали эдвансов в «Звездном»! Инструктор сказал: зима, лед рубить -сопли морозить! А там целых 12 метров, тепло и прозрак - аж дух захватывает!» - здорово правда? Зачем вообще море - только мерзнуть в нем... И ведь совершенно искренне сказано. От души. С благодарностью к инструктору, который не допустил безобразия, называемого «соблюдение стандартов» - так никто их и не знает... И не надо. И не надо? Это одна крайность - чем проще, тем популярнее. Осталось только карточку нарисовать - и дело в шляпе!
С другой стороны, встретилась мне иная крайность: пара «опенвотеров» рассказала под строжайшим секретом, что сдавали они свой «опенвотер»: в пещере! В спарках, сухих костюмах, и самое главное: кончилось все хорошо, несмотря на то, что «:у мужа была паника, а всплывать было некуда - вода до потолка! Но инструктор и тут не растерялся - спас!» И опять с благодарностью. Я слушал и тоже радовался, что вижу их вот тут перед собой! Действительно - чудо!
Насторожило, что инструктор просил их его не афишировать - типа он скромный и славы не хочет. А вот это уже страшно, хотя тема - для отдельного разговора. Таким образом, понятно, почему не стоит задавать вопросов только что прошедшим обучение - чтобы не получить подобные ответы.
Кроме таких, полярных случаев, есть еще одна беда в нашем вопросе: маркетинг! Вот уж где поле непаханое - паши скока влезет! Начнем с начала - курсы обучения. Их много. Они называются красивыми, мужественными названиями. Но тем не менее всегда есть понятие «первичного», «начального» или «первого уровня» обучения - ну, это когда никчемный и неумелый чайник становится «крутыми перцем»! Вот и глянем: как?
Немного истории. В старину (в шестидесятых годах прошлого века) такого деления не было - учили сразу дайве-ров, серьезных, со сдвинутыми к переносице насупленными бровями! Вот он чайник, и вдруг (всего месяц-полтора!) - бац: готов на 30 метров, как штык! Расскажи кому - засмеют. Только вот есть вопрос: кто и когда придумал делить обучение на начальное (12-18 м) и на «продвинутое» (до 30 м) - кто этот ловкач? Ведь согласитесь: ловко придумано! Вот вам «начальное» - до 18, и глубже «ни-ни»! Но если заплатить за «продвинутый» курс - можно хоть завтра, если сегодня лень! То есть те же 30 - только за деньги. Вот те раз?! И самое смешное - вся подготовка умещается в 20-минутный брифинг, не считая прочтенной главы в учебнике: Маркетинг! Это вам не шутка!
Ну не все, конечно, это декларируют - только успешные школы. Менее успешные - скромно учат тому, что на 18 и на 30 - правила одинаковые и кардинальной разницы в обучении нет. Ну не догоняют! Что ты с ними поделаешь?! Стандарты у них - другие: Таким образом, маркетинг служит честно, повышая продажи продукта. Нет - не плохо: Странно! Однако снова это прозвучало - стандарты.
Далее можно, конечно, и начинать делать выводы, однако - рано! Согласно «правилу подоконника», нужен еще пример! Ну, скажем, пришли вы в клуб - хорошо. Написано крупно на стене: «Чего-то: ация приветствует кандидатов в крутые дайверы!» Красота. И стоит недорого: всего ползарплаты президента! Стены, классы, магазин, студентов - мешок! Засомневавшись, достаете вырезку из журнала и набираете номер: «Алло! Обучиться можно?» - бодрый ответ: - «Запросто! Приезжайте». Цена - уже четверть известной зарплаты! Оба - надо ехать! Ну ладно, едем туда: клуба нет, есть бассейн, и стоит уже он - инструктор. На кепке крупно: «Та же самая ...ация снова приветствует кандидатов:», дальше помните. На вопрос, как будем учиться, ваще бодрый ответ: «Так и будем! Сейчас в бассейн - теория на бортике, экзамен завтра... да не парься! Разницы нет - вот карточка! На вопрос о стандартах - ответ ошеломляющий: «Позволяют»! Снова стандарты! Только теперь уже не смешно...
Где же выход? А выход в подходе к выбору: поскольку дело серьезное и касается вашей безопасности и здоровья - подход тоже должен быть серьезным! Не в смысле насупливания бровей, конечно, хотя и это иногда помогает тоже!
В общем случае нужно просто усвоить - чудес не бывает! Любая школа, продвигающая себя на рынок, имеет стандарты - просто попросите эти стандарты почитать и задавайте вопросы. Если не дадут - можно сразу уходить. Если дадут, но объяснить не смогут - то же самое. А вот если не просто книжку принесли - а зачитанную, потертую, и на вопрос, как будем учиться, ответ у всех спрашиваемых будет похож как сиамские близнецы, можно подумать об обучении!
Это, конечно, метафора, но тем не менее изучение именно этой, не самой интересной информации о школе, дает самый весомый аргумент за или против! Так что можно попробовать - обязательно получится! Вот увидите!