Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


 
СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


Погружение в бессознательное, или Генеалогия рекорда

Витя ЛЯГУШКИН

В мирное время мужественный человек нападает сам на себя
Ф. Ницше

Прежде всего, я хотел бы извиниться перед эрудированными читателями за вольное обращение с цитатами. Целью этой статьи была попытка разобраться, зачем люди совершают подвиги, а не написать реферат по психологии. Поэтому я пренебрег каталогизацией первоисточников и не утруждал себя выпиской цитат. Получилось свободное изложение тех мыслей, которые я почерпнул в различных научных трудах, интерпретированных мною по своему усмотрению и приложенных к теме дайвинга. Насколько мне удалось выстроить логическую цепочку и показать связь мономифа с рекордами в техническом дайвинге, судить вам, дорогой читатель. Итак, встанем на извилистую тропинку философских рассуждений и отправимся в наш нелегкий путь.

Мифология, несомненно, сверстница человечества. Главным отличием человека от зверей следует считать то, что его жизнь подчинена мифическим целям, а не только экономической целесообразности. Вспомним, к примеру, индийцев, которые умирали с голода, хотя вокруг бродили стада пригодных в пищу коров. И если существует особенность, отличающая психологию человека от животного, то это, без сомнения, почти полное подчинение всех сфер человеческого бытия мифологическому мышлению.

Миф и реальность

Современный подход к мифологии сформулировал Карл Густав Юнг. Он считал, что цели и побуждения есть у всех. Некоторые из этих целей и побуждений поддаются сознательному управлению, другие нет. Мифы образным языком рассказывают человеку о тех душевных силах, которые следует сделать неотъемлемой частью своей жизни. Речь идет о силах, олицетворяющих мудрость нашего вида, отточенную десятками тысяч лет. Поэтому мифы никогда не будут вытеснены открытиями науки и рациональностью, поскольку наука связана с окружающим миром, а не с глубинами души, куда люди погружаются лишь во снах. Мифы излагают вечные принципы, и их следует знать каждому, чтобы наше сознание не утратило связи с сокровенными тайниками души, откуда исходят главные побуждения. Иными словами, сказки и их символика приносят весточки из тех уголков духа, которые неведомы нормальному бодрствующему сознанию, но попытки толковать их впрямую низводят миф до уровня чего-то маловажного, какого-то камня, жезла, пещеры или животного.

Миф и Герой

Из всего множества мифов нас интересует прежде всего миф о Герое, который изучал Джозеф Кэмпбелл. Изучив тысячи мифов разных народов, он выделил структуру этого мифа. Типичный путь мифологического путешествия Героя представлен обрядами перехода: Исход - Инициация - Возвращение. Герой отваживается перейти из обычного мира в область сверхъестественного, там он сталкивается с мистическими силами и одерживает решительную победу. Герой возвращается из своего таинственного путешествия наделенный могуществом и одаривает своих сограждан. В жизни он (Герой) представляет собой мужчину (или женщину), способного преодолеть свои личные ограничения и перейти к социальным формам, обладающим всеобщей значимостью. Точки зрения, мысли и воодушевление такого человека исходят из первичных импульсов человеческой жизни и мышления. Герой умирает как современный человек, но возрождается как человек вечный, обобщенный и всеобщий. Так зачем же это нужно Герою, нашему современнику?

Миф и ритуал

Известно, что в традиционных культурах все переходные, переломные, кризисные моменты в жизни индивида и общины обставлялись специальными ритуалами, призванными «узаконить» происходящие изменения, придать им статус правильного и закономерного. Эти ритуалы были названы «обрядами перехода» (ритуалы рождения, присвоения имени, вступления в зрелый возраст, бракосочетания, погребения и. т. д.) и в них были выделены три фазы. Первая - разрыв: субъект разрывает связь с социальной группой, где он существовал. Вторая - грань, порог: субъект проходит через область культуры, у которой очень мало или вовсе нет свойств прошлого или будущего состояния. В этот момент он не здесь и не там. Третья - восстановление: завершает переход, субъект опять обретает права и обязанности и свое место в структуре социума.

Поскольку миф о Герое повторяет сюжетную основу ритуалов, сопровождающих переходные этапы в жизни традиционных обществ и их членов, можно предположить, что в героическом эпосе содержится структура прохождения кризисного этапа в развитии человеческой психики как определенной системы. (Из-за недостатка места мне приходится опускать многочисленные доказательства написанного. Особо любопытных отсылаю к книгам Проппа, Кэмпбелла, Леви-Строса.)

Итак, подведем промежуточные результаты рассуждений. Все люди мифологичны. В случае прохождения внутреннего кризиса человек часто выбирает путь Героя как способ разрешить этот кризис (вспомним извечные мечты подростков о подвигах и великих открытиях).

Для прохождения пути Героя необходимо отправиться в некий потусторонний мир (например, подводный мир), встретиться там с чудовищами (подводными обитателями), пережить смертельные опасности (дайвинг - очень опасный), получить помощь посвященных (инструкторов) и воскресшим вернуться к своей обычной жизни, но уже наделенным неким сокровенным знанием (возвращение с дайв-сафари в офис и рассказы о подводном мире).

Миф и рекорд

Ну что же, с подвигами мы вроде разобрались, попробуем ярким лучом критического ума осветить тему рекордов. Наверное, для большинства читателей не будет секретом, что на родине Олимпийских игр, в Греции, не фиксировались абсолютные результаты соревнований. Значение имели относительные результаты: кто и кого победил - и именно запись имени победителя называлась рекордом. Современное понятие рекорда как достижения в какой-либо деятельности, выраженные в единицах измерения, сформировалось в конце XIX - начале XX века в Англии. Началась фиксация численных значений достижений в спорте, а затем и в других областях человеческой деятельности. Окончательно современное значение слова «рекорд» сформировалось в 1950-х годах. Зачем же человечество стало играть в эту странную игру? Ведь большинство современных рекордов достаточно далеки от жизни и совершенно бессмысленны с рациональной точки зрения? Для ответа на этот вопрос вернемся в начало статьи. Как я уже писал, для приобретения статуса Героя человеку необходимо перейти из обычного мира в область сверхъестественного и вернуться обратно. Например, побывать за пределами известных стран. В древнем мире это было сделать очень просто, почти вся земля являлась терра инкогнита, и для путешествия в миф достаточно было сесть на корабль и отплыть от родной страны. (Кстати, Америго Веспуччи был уверен, что доплыл до подножия горы Ад на краю земли, а его матросов больше всего косили не цинга и болезни, а страх перед драконами и сиренами, которых они реально видели.) В конце XIX века наступает эра географических открытий, мир сжимается и становится маленьким, на глобусе нет белых пятен, и настоящему Герою теперь некуда поехать, чтобы найти сказочную страну, в которой он сможет обрести могущество. Что же делать? Отказаться от мифа? Это невозможно. И тогда находится гениальное решение. Областью сверхъестественного объявляется не специальная зона на планете Земля (вспомним Сталкера), а социальный институт рекордов. (Съел 54 гамбургера за минуту - и ты чемпион, гордость нации, любимец женщин и миллионер, а спортсмен, десять лет кидавший чугунное ядро, получает в награду пожизненную (!) пенсию, большую, чем зарплата доктора математических наук.) Рекорды объявляются сверхъестественными достижениями, и человек, поставивший рекорд, объявляется Героем.

Миф и дайвинг

И что в сухом остатке? Какие выводы можно сделать из всего вышеперечисленного? Какие перспективы у рекордов в дайвинге? К сожалению, самые неутешительные. Социальный институт рекордов сильно развился за 100 лет своего существования, и теперь, чтобы поставить мало-мальски значимый рекорд, требуются годы и годы упорного труда. Запущенный в середине 90-х годов ХХ века проект картографирования поверхности земли загнал всех искателей терра инкогнита либо под землю, либо под воду. Следовательно, количество людей, желающих воплотить миф о Герое в своей жизни, в спелеологии и дайвинге, очень велико, и как следствие будут появляться все новые и новые рекордсмены, и процесс этот не остановить никакими запретительными мерами, потому что так устроен человек - единственное мифологичное существо на планете Земля. И значит, мы будем свидетелями все новых и новых попыток преодолеть свои личные ограничения, осветить свою жизнь тем неугасимым светом, благодаря которому общество возрождается. Герой умирает как современный человек, но возрождается как человек вечный, совершенный, обобщенный и всеобщий. Пусть даже и ценой собственной жизни...


Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования