Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


 
СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


Засекреченные рекорды наших водолазов

В.В. СМОЛИН, Г.М. СОКОЛОВ

Государственный научный центр Российской Федерации - Институт медико-биологических проблем

Перед вами первый подробный рассказ об уникальных рекордных спусках наших военных водолазов на глубину 305 метров в 1956 году. Описанные события происходили за шесть лет до трагического повторения этого рекорда Гансом Келлером. Неумолимое время унесло из жизни практически всех непосредственных участников спусков. Владимир Васильевич Смолин - последний, кто может рассказать об этих засекреченных рекордах со всей достоверностью.

К началу 1956 г. в ВМФ стали поступать подводные лодки с рабочей глубиной погружения до 300 м. Перед Аварийно-спасательной службой ВМФ (АСС ВМФ), командованием ВМФ была поставлена задача - обеспечить при необходимости оказание помощи личному составу подводных лодок в период их испытаний и эксплуатации при несении боевой службы. Существовавшие в то время спасательные средства АСС ВМФ могли оказать помощь подводникам только на глубинах не более 200 м. Для этих целей имелись спасательные суда, оборудованные водолазными комплексами, включавшими барокамеры с рабочим давлением до 10 кгс/см2 без систем жизнеобеспечения, водолазный колокол (ВК), позволяющий размещать в нем двух водолазов и тяжелое инжекторно-регенеративное водолазное снаряжение ГКС-3М. Для проведения спусков на глубины до 200 м имелись «Временное наставление по проведению глубоководных водолазных спусков с применением гелиокислородных смесей» (1950 г.), рабочие режимы декомпрессии и режимы лечебной рекомпрессии. Водолазы могли присоединить к выгородке аварийно-спасательных устройств подводной лодки шланги для вентиляции отсеков воздухом и подачи питьевой воды, могли осуществить передачу через торпедный аппарат водолазного снаряжения, регенеративных веществ и продуктов питания.

В 1952 г. был разработан и внедрен в практику метод самостоятельного спасения подводников с глубин до 200 м с подъемом по буйрепу, создано спасательное снаряжение подводников с аппаратом ИДА-51М, была отработана методика шлюзования подводников в торпедном аппарате, в боевой рубке и отсеке подводной лодки, разработаны режимы декомпрессии. В работе приняли участие Н.Т. Коваль, С.Е. Буленков, В.В. Смолин и др.

Разработка метода водолазных спусков на глубины 220-300 м представляла очень сложную проблему по следующим причинам:

■ до 1956 г. не было известно функциональное состояние организма водолаза под давлением более 20 кгс/см2. В

1946 г. наши водолазы впервые спускались на глубину 200 м, а в 1951-1952 гг. на Черном, Каспийском и Баренцевом морях были совершены экспериментальные водолазные спуски на глубины от 212 до 255 м без проведения оценки функционального состояния. За рубежом мировым рекордом считался спуск английского водолаза Дж. Вуки на глубину 183 м в 1956 г.;

■ не было допущенного для спусков на глубины до 300 м водолазного снаряжения (ГКС-3М был допущен к спускам на глубины до 200 м);

■  не было режимов декомпрессии водолазов после спусков на глубины до 300 м;

■ отсутствовали барокамеры с рабочим давлением до 30 кг/см2, что не позволяло имитировать условия пребывания водолазов под давлением до 30 кгс/см2.

Разработка метода водолазных спусков на глубины 220-300 м проводилась в рамках НИР под общим руководством Н.К. Кривошеенко. Руко во дителем темы был Н.Т. Коваль. Основные цели НИР заключались в разработке режимов декомпрессии и методики исследований функционального состояния сердечно-сосудистой системы, определения энерготрат водолазов в ходе водолазного спуска, замера температуры тела, получения данных о самочувствии при периодических запросах водолазов и оценки адекватности ответов на задаваемые вопросы. В задачи В.В. Смолина входила разработка режимов декомпрессии, методики проведения спусков и медицинских исследований, а также непосредственное выполнение этих исследований и медицинское обеспечение спусков.

Расчет режимов декомпрессии должен был проводиться во всем диапазоне предстоящих глубин погружения, поскольку режимы декомпрессии для спусков на глубины от 212 до 255 м в 1951-1952 гг. не рассчитывались, а были получены эмпирически методом экстраполяции и многократно подвергались корректировке.

Расчет режимов спусков на глубины 220-300 м В.В. Смолин проводил по модернизированному методу Дж.С. Холдейна, в котором использовались коэффициенты допустимого пересыщения (КДП), полученные путем перерасчета безопасных глубоководных режимов декомпрессии. При этом было установлено, что КДП в каждом режиме изменяется по глубине вопреки точке зрения Холдейна, считавшего КДП неизменным (равным 1,8/1). В начале декомпрессии величина КДП была неизменной, а по мере снижения давления в ходе декомпрессии КДП постепенно увеличивался и на последней выдержке составлял 1,6 - 1,8. Время полунасыщения условных групп тканей по гелию было принято от 5 до 480 мин. по принципу непрерывных экспонент (у Дж. Холдейна оно составляло от 5 до 75 мин.). В связи с отсутствием барокамер с рабочим давлением 30 кгс/см2 напряжение гелия в тканях на глубинах 220-300 м для расчета режимов декомпрессии имитировалось увеличением времени пребывания под давлением 20 кгс/см2. Так, например, для расчета режима для спуска на глубину 220 м с экспозицией на грунте 20 мин. фактическое время пребывания под давлением 20 кгс/см2 принималось равным 24 мин., в режиме спуска на 240 м время на 20 кгс/см2 составляло 29 мин. вместо 20 мин., для 260 м - 34 мин., для 280 м - 39 и для 300 м - 44 мин. Рассчитанные таким способом режимы декомпрессии проверялись на группе испытуемых водолазов в гидробарокамере Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Следует отметить, что спуски водолазов в барокамере с нахождением в течение 44 мин. под давлением 200 м вод. ст. выполнялись впервые в мире, а соответствующие режимы декомпрессии до того отсутствовали: в ВМФ максимальная экспозиция при спуске на глубину 200 м составляла 15 мин., а за рубежом спуски на 200 м под воду и в барокамере вообще не проводились. Спуски под руководством водолазных специалистов И.И. Выскребенцева и Б.А. Иванова выполняла группа водолазов-испытателей - мичманов Н.И. Белова, А.М. Шкляра, Г.А. Клыгина, В.С. Курочкиса и В.В. Карпенко. Для спусков под воду в гидробарокамере использовалось снаряжение ГКС-3М. При каждом спуске водолазы поочередно выполняли на грунте физическую работу - подъем груза весом 20 кгс (килограмм-сила) в течение 5 мин. с последующим 5-минутным отдыхом. Впервые во время каждого спуска проводились регистрация ЭКГ в стандартных отведениях, замер кожной температуры в подмышечных впадинах и в области стоп.

Руководители экспериментальных исследований Н.Т. Коваль и В.В. Смолин

Периодически запрашивалось самочувствие и задавались контрольные вопросы. По данным анализа регенеративного вещества О-3 в снаряжении ГКС-3М в период его использования под водой и в снаряжении ИДА-51 в ходе декомпрессии определялись энерготраты водолазов. В результате лабораторных экспериментальных спусков было уста нов лено, что режимы декомпрессии и методика исследований являются приемлемыми и безопасными.

По окончании проверки режимов декомпрессии для спусков до 300 м в лабораторных условиях предстояло проведение водолазных спусков на Каспийском море на спасательном судне подводных лодок (ССПЛ) «Зангезур». Судно было оснащено водолазным комплексом для проведения спусков на глубины до 200 м и дооборудовано в заводских условиях с таким расчетом, чтобы можно было спускать ВК с двумя водолазами на глубины до 300 м. Экспе риментальные работы выполнялись поэтапно.

Руководители и участники спусков. Сидят слева направо: Н.Т. Коваль, В.В. Смолин, Н.К. Кривошеенко, И.И. Выскребенцев; стоят слева направо: П.Я. Поражевский, В.С. Курочкис, Д.Д. Лимбенс, С.Е. Буленков.

На первом этапе были сформированы группы исследователей и испытуемых водолазов.

На втором этапе проводились тренировочные водолазные спуски на глубины 60, 100, 140, 160, 180 и 200 м в соответствии с методикой, изложенной во «Временном наставлении:» (1950 г.).

На третьем этапе окончательно формировались группы испытуемых и выполнялись экспериментальные спуски на глубины 220, 240, 260, 280 и 300 м. С учетом самочувствия водолазов в период пребывания на грунте и в ходе декомпрессии, а также данных физиологических исследований в группе испытуемых для спусков на глубины более 260 м остались только водолазы ССПЛ «Зангезур», а также водолаз-испытатель В.С. Курочкис (только для спуска на 280 м). К спускам на очередную глубину допускались водолазы, имевшие 3-4-суточный отдых после предыдущего спуска, прошедшего без замечаний.

В.В. Смолин с врачом «Загнезура» А.В. Симчуком в перерыве между спусками.

На четвертом этапе после окончания экспериментальных водолазных спусков была проведена медицинская реабилитация участников экспедиции.

Спуски проводились в июне-ноябре 1956 г. по следующей методике. После медицинского осмотра водолазов, подготовки и рабочей проверки водолазного комплекса и водолазного снаряжения совершался контрольный спуск ВК без водолазов. Водолазы надевали меховую одежду, размещались на бортовых беседках, где их одевали в снаряжение ГКС-3М. Перед закрытием переднего иллюминатора шлема водолазам по шлангу подавалась на дыхание 20 % кислородно-гелиевая смесь (КГС). После закрытия переднего иллюминатора водолазы на беседках спускались под воду для проверки герметичности снаряжения. Водолазы переходили на платформу, заходили в ВК и брались на подвесы. По готовности к спуску колокол погружали на глубину 40 м, где 20 % КГС заменялась на глубинную КГС (в спуске на 220 м - 7 % КГС, на 240 и 260 м - 6 % КГС, на 280 и 300 м - 5 % КГС). После промывки глубинной КГС продолжался безостановочный спуск на заданную глубину. Максимально достигнутая глубина составила 305 м.

Во время спуска и пребывания на грунте водолазы находились в наполовину заполненном водой ВК на подвесах с целью исключения несчастных случаев на больших глубинах в случае потери сознания. Спуск до 100 м проводился со скоростью 20-30 м/мин., а от 100 до 305 м - со скоростью 40-50 м/мин. Пребывание водолазов на глубине 305 м составляло 10-13 мин. В период пребывания водолазов на грунте велась запись ЭКГ, по которой определяли частоту сердечных сокращений, а с помощью телефонной связи подсчитывали частоту дыхания, запрашивали самочувствие, теплоощущение, оценку водолазом характера дыхания и мышечных усилий по сравнению с обычными условиями. На грунте самочувствие водолазов, по их мнению, было хорошим. Определялось сильное искажение голоса водолазов (корректоры речи в то время отсутствовали). В процессе спуска, начиная с глубины 240 м и особенно сразу после прихода на грунт, отмечались сильная мышечная дрожь в конечностях и чувство напряжения во всем теле. Эти ощущения, напоминавшие холодовую дрожь, не проходили в течение всей экспозиции на грунте. Мышечная дрожь отчетливо фиксировалась на ЭКГ. Отмечалась также мышечная слабость в руках. Даже легкая работа по управлению водолазным снаряжением выполнялась с трудом. Сознание у водолазов оставалось ясным, они правильно ориентировались во времени и пространстве, давали четкие и адекватные ответы на задаваемые вопросы, внимание и память были полностью сохранены. Случаев головокружения, эйфории или подавленного состояния не отмечалось. Это было первое описание такого состояния водолазов под водой, которое в 1968 г. К. Фрюктюсом было названо «нервным синдромом высоких давлений». Водолазы жаловались на ощущение сильного охлаждения тела, особенно в области груди, как они образно выражались: «легкие напоминали холодильник» (обогрев дыхательной смеси тогда не проводился). Подъем водолазов в колоколе проходил в соответствии с режимом декомпрессии. Перед началом декомпрессии в ВК для его осушения водолазы закрывали клапан затопления, во время декомпрессии избыток газовой смеси из скафандра вытравливался с по мощью головного травящего клапана. При декомпрессии до 100 м водолазы дышали КГС, с глубин от 100 до 60 м применялась 50 % воздушно-гелиевая смесь (ВГС), с 60 до 20 м - воздух, с 20 м до 0 - кислород с периодическими воздушными перерывами. По достижении глубины 65 - 70 м проводилась вентиляция колокола воздухом. Водолазы открывали друг другу иллюминаторы и после проверки связи с колоколом разъединяли шланги и кабели связи, ЭКГ и температуры. Выбросив их длинные концы наружу, проверяли чистоту комингса люка, закрывали крышку люка, становились на нее и докладывали о готовности ВК к подъему. Тяжелые части снаряжения (шлем, манишка, баллоны с аварийным запасом смеси и регенеративная коробка) находились на подвесах. После подъема колокола наверх его переводили в горизонтальное положение, помещали на тележку, отсоединяли от спуско-подъемного устройства и по рельсам подкатывали к барокамере. После присоединения ВК к барокамере водолазы проникали в нее, освобождались от водолазных рубах с помощью механических разжимов и проходили дальнейшую декомпрессию.

Был составлен секретный научный отчет о совершенных спусках, который представили в АСС ВМФ, участников рекордных погружений представили на награждение. Начальник АСС ВМФ Н.П. Чикер признал, что была проделана огромная работа, которая открыла глаза на то, как дальше развивать проблему спасения подводников. Главнокомандующий ВМФ обещал наградить руководителей экспериментальных исследований (в том числе В.В. Смолина) именными кортиками, а водолазов - именными часами. Однако был декабрь, все лимиты на наградные подарки оказались выбраны, а потому все участники этих замечательных достижений получили благодарности и грамоты от Главнокомандующего ВМФ.

«Зангезур». Проверка аппарата кислородной декомпрессии. Справа В.В. Смолин.

В.В. Смолин, Н.Т. Коваль, В.С. Курочкис после завершения рекордных спусков.

Все спуски водолазов были совершены без происшествий, за исключением последнего спуска водолазов А.А. Ковалевского и В.С. Шалаева на глубину 305 м. В этом спуске при декомпрессии на глубине 100-105 м у Шалаева возникла декомпрессионная болезнь в форме меньероподобного синдрома. Режим декомпрессии откорректировали с увеличением времени выдержек на остановках. Для снижения наркотического действия азота и токсического действия кислорода в ВК создали 50 % воздушно-гелиевую среду. Ковалевский постепенно освободил Шалаева от снаряжения, а затем разделся сам. После закрытия крышки люка колокол с водолазами подняли на палубу, присоединили к барокамере, в которой заранее было создано давление 90 м вод. ст. 50 % воздушно-гелиевой среды. Давление в отсеке барокамеры подняли до 100 м вод. ст. и провели декомпрессию по откорректированному режиму лечебной рекомпрессии. При анализе возможных причин появления декомпрес сионной болезни, исходя из условий водолазного спуска, врачи-спецфизиологи пришли к заключению, что заболевание возникло в результате длительных многократных и быстрых перепадов давления в ВК при открытой крышке вследствие качки спасательного судна. При этом перепады давления в колоколе составляли 2 м и более.

На освоение каждой глубины требовалось не менее пяти суток, после чего корабль возвращался в базу для пополнения расходных материалов. Кому-либо, за исключением представителей Каспийской флотилии, категорически запрещалось что-либо сообщать о проводимых экспериментальных спусках.

АСС ВМФ и командование ВМФ на основании результатов экспериментальных спусков на глубины до 305 м пришли к выводу, что для обеспечения безопасности водолазов при спусках методом кратковременных погружений глубину спусков следует ограничить 200 м, поскольку на больших глубинах водолазы оставались физически неработоспособными, и что самостоятельное спасение подводников из затонувшей подводной лодки способом подъема по буйрепу с глубин более 200 м невозможно. В связи с этим требуется разработка других способов спасения подводников с больших глубин.

Таким образом, Н.К. Кривошеенко, С.Е. Буленков, Н.Т. Коваль, В.В. Смолин, И.И. Выскребенцев и Б.А. Иванов впервые в мире провели на Каспийском море экспериментальные водолазные спуски в снаряжении ГКС-3М с использованием глубоководного водолазного комплекса с кормовым спускоподъемным устройством на глубину 305 м. Непосредственно в рекордных спусках участвовали водолазы П.Я. Поражевский, А.А. Ковалевский, В.С. Шалаев и Д.Д. Лимбенс.

Было установлено, что при быстрой компрессии водолазы на глубинах 300-305 м не могут выполнять физическую работу. При этом В.В. Смолин впервые зарегистрировал ЭКГ у водолазов на глубинах от 200 до 300 м. По данным ЭКГ впервые при спуске водолазов под воду был зафиксирован мышечный тремор - основной симптом патологического состояния, названного через 12 лет «нервным синдромом высоких давлений». Разработанные Смолиным методика во до лазных спусков и режимы декомпрессии оказались безопасными. В ходе этих экспериментальных погружений выявились медицинские и технические проблемы, которые в дальнейшем предстояло решить: поиск возможностей увеличения глубин погружений более 200 м и повышения физической работоспособности водолазов на этих глубинах, совершенствование связи с водолазами-глубоководниками, предупреждение пере охлаждения тела водолазов, охлаждения верхних дыхательных путей и легких. На основании результатов экспериментальных спусков были усилены работы по созданию коллективных средств спасения подводников с больших глубин, а в дальнейшем разработаны методы выполнения водолазных работ из условий длительного пребывания под давлением до 300-500 м (метод насыщенных погружений) и метод спасения подводников свободным всплытием с глубин до 250 м.

Длительное время все материалы о спусках в 1956 г. наших водолазов на глубины до 305 м были строго засекречены. Рекордсменом по спускам под воду на глубины более 300 м признали Г. Келлера, который в 1962 г. во время погружения на 305 м едва не погиб, потерял своего напарника и обеспечивающего водолаза. Прошло более 20 лет со времени рекордных спусков на Каспии, когда В.И. Тюрин привел о них некоторые сведения в «Справочнике пловца-подводника» (1977 г.). Ознакомившись с этим сообщением в сентябре 1977 г., специалисты французской фирмы CОМЕХ сказали Г.М. Соколову: «Это не вы должны у нас учиться, а мы у вас». Они были недалеки от истины, поскольку к тому времени оставались нерассекреченными и другие достижения отечественного водолазного дела и водолазной медицины.

Получить полную версию статьи с иллюстрациями в фомате Adobe PDF 

Оцените статью:

  1. 1/10
  2. 2/10
  3. 3/10
  4. 4/10
  5. 5/10
  6. 6/10
  7. 7/10
  8. 8/10
  9. 9/10
  10. ; close (RATING); (@rline)=split(/\n/,$file); $crating=0; $votes=0; undef $nzero; # print $url; foreach $rline (@rline) { # print "."; if ( index ($rline,$url) ne -1 ) { # print ";"; ($junk,$crating,$votes)=split(/;/,$rline); $cwidth=$crating*25; # print $cwidth; $nzero=1; } } if ($nzero ne "") { print "style=\" width: $cwidth\px;\""; } 1; >10/10

Назад

Перейти к содержанию номера


Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования