Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДВОДНОЙ ФОТООХОТЫ ЗУМ-ФИШАЕМ

Алексей ЗАЙЦЕВ

Фото автора

Объектив «рыбий глаз», или «фишай» (fish eye), - король объективов для подводной съемки. Если вы решили заняться подводной фотосъемкой, объектив этого типа обязательно должен быть в вашем арсенале. Объективы «рыбий глаз» получили свое название за то, что у них угол зрения 180 градусов (по диагонали кадра), подобный взгляд на окружающий мир у рыб и других подводных обитателей. Фишай незаменим для съемки подводных пейзажей, затонувших кораблей и других объектов, групп дайверов, стай рыб, крупных рыб и морских животных. Толща воды рассеивает и поглощает световые волны, снижая контраст и цветовую насыщенность изображения. Сверхширокоугольные объективы этого типа позволяют подбираться к объекту съемки на минимальную дистанцию, тем самым снижая неизбежные под водой световые потери.

Еще один плюс объектива фишай - большая глубина резкости. Особенность изображения, которое выдает фишай, - это перспективные искажения и дисторсия. Объектив сильно искажает перспективу, он как будто удлиняет дистанцию до объекта. Одинаковые по размеру предметы, помещенные рядом с камерой и удаленные от нее, будут казаться зрителю очень разными по размеру, а дистанция между ними будет гораздо больше, чем на самом деле. Этим эффектом часто пользуются подводные фотографы, когда нужно сделать красивый снимок с «огромным» кораллом или губкой на переднем плане и «маленьким» дайвером над ним. Человек, который смотрит на фотографию, очень удивляется, когда узнает, что до губки было не больше 30-50 см, а дайвер от фотографа находился не в пяти метрах, а всего лишь в полутора.

Дисторсия - это искажение изображения, в результате чего происходит искривление прямых линий по краям кадра, получается этакая подушко- или бочкообразная форма. Этот вид аберрации иногда используется как художественный прием для съемки на суше - например, изгибая линию горизонта, можно создать эффект «земного шара», а вот при съемке архитектуры это искажение нежелательно. Под водой дисторсия не так заметна, особенно когда съемка проходит в толще воды, где нет прямых линий и линии горизонта. Даже снимая стенку рифа, впоследствии трудно «опознать» влияние дисторсии. Вы часто видели под водой идеально вертикальную стенку, без выступающих из нее кораллов или причудливого нагромождения камней? Все эти естественные неровности мягко «скрадывают» искажения картинки, а уж зрителю и вовсе не понять, где скала загибается по своей природе, а где это проявление дисторсии.

Главная особенность сверхширокоугольных объективов - это короткое фокусное расстояние. Для пленочных камер и полноматричных цифровых зеркалок фокусное расстояние объектива составляет, как правило, 16 мм. Для цифровых зеркалок с матрицей меньшего размера были созданы специальные объективы с еще меньшим фокусным расстоянием. Например, у камер Olympus это объектив 8 мм f3,5, у Nikon есть превосходный объектив 10,5 мм f2,8. И тот, и другой имеют угол охвата 180 градусов по диагонали. Независимые производители оптики стараются не отставать от своих «старших» братьев, а порой и приятно удивляют новинками. Когда в прошлом году я узнал, что японская компания Tokina выпустила в продажу зум-объектив 10-17 мм f/3,5-4,5, я сразу загорелся желанием попробовать его в деле. Предчувствия меня не обманули! Инженерам из Tokina удалось создать первый в мире зум-фишай! На 10 мм это полноценный диагональный фишай с углом зрения 180 градусов, на 17 мм это просто хороший широкоугольник с углом зрения 100 градусов. Естественно, поворотом управляющего зум-кольца на объективе вы можете плавно менять фокусное расстояние объектива и получать любой угол зрения от 100 до 180 градусов. Наводка на резкость возможна с дистанции 14 сантиметров - это значит, что от передней линзы объектива до объекта съемки остаются всего лишь 2,5 сантиметра! Рекомендую использовать этот объектив с большим сферическим иллюминатором (портом), чтобы получать максимально качественную картинку. Я применяю 8-дюймовый сферический порт с боксом от Ikelite (США) и камерой Nikon D80. Владельцы камер Canon тоже не будут разочарованы - есть версия объектива с байонетом этой фирмы.

Зум-фишай дает подводному фотографу новые уникальные возможности. За время одного погружения вы можете снимать и пейзажи, и затонувшие корабли, и другие крупные объекты. Увидев интересное животное, вы можете запросто сделать его великолепный портрет - просто перейдите с 10 мм на 17 мм, подплывите к объекту съемки на минимальную дистанцию и снимайте!

Во время съемки крупных, но пугливых животных зум-объектив поможет вам сделать долгожданный удачный снимок. Например, если вы встречались под водой с акулами, то знаете, как трудно порой бывает их фотографировать. Иногда, конечно, они сами «лезут» в кадр, да так что приходится «отбиваться» от них фотоаппаратом. Но чаще всего эти хищники ведут себя сверхосторожно и не подпускают к себе на расстояние фотовыстрела.

Недавно я был на сафари и погружался на островах Бразерс, на Красном море. Встретив под водой длинноплавниковую акулу, я в полной мере оценил достоинства объектива 10-17 мм. Вот как это было.

Погружение подходит к концу. С северного плато вдоль стенки рифа мы медленно двигаемся к стоянке сафарийных ботов. Швартовая стоянка уже близко, и я немного отстаю от группы в поисках интересного ракурса для веерного коралла. Ничего, сейчас догоню. Отхожу от стены, дно подо мной медленно растворяется в голубой дали. Только шамандуры (швартовые канаты), тянущиеся от рифа, указывают мне дорогу к яхте. Я вижу под ней нашу группу, висящую на остановке безопасности. А между яхтами в голубой воде не спеша курсирует его величество лонгиманус! Вот это удача! Сердце начинает биться чаще - адреналин! Зависаю примерно на десяти метрах, акула тут же меняет курс и начинает кружить вокруг меня. Я знаю, что ей очень любопытно: что я такое? Нужно подождать, и она подойдет на расстояние фотовыстрела: Ближе, еще ближе. Ловлю хищника в прицел видоискателя, как хорошо, что у меня зум-объектив! Оставаясь на месте, подгоняю масштаб картинки одним поворотом ручки зуммирования и нажимаю на спуск. Щелк, шелк, вспыхивают блицы, и акула снова уходит на большой круг. Ей не нравится яркий свет моих вспышек! Делаю серию снимков - постоянно приходится работать зумом, так как акула то приближается, то удаляется. Я не один - рядом со мной Андрей, дайвер из нашей группы. Жестом показываю ему: держимся вместе, я сниму тебя с акулой. Андрей понимает меня буквально, делает несколько мощных взмахов ластами и оказывается у нее за хвостом. Акула резко перегибается пополам, почти под 90 градусов, и делает хлесткий выпад в его сторону (здесь так и хочется написать, что я слышал, как щелкнули ее челюсти). Доли секунды - и акула вернулась в исходное положение, поплыла дальше. Мелькнула мысль: если бы акула действительно хотела «наказать» нас за дерзость, мы бы даже ничего не успели понять, но кто-то из нас стал бы на пару килограммов легче. Мы застыли на месте, а лонгиманус, потеряв к нам интерес, отправился исследовать днища других сафарийников.

Теперь можно отвисеться на остановке безопасности и посмотреть отснятый материал. Если бы у меня на камере стоял объектив 10,5 мм, удачных кадров было бы гораздо меньше! Пришлось бы приближаться к акуле ближе, а ей это могло не понравиться и она уплыла бы от меня гораздо раньше:

Объем журнальной статьи не дает возможности рассказать о всех нюансах съемки объективом фишай. Удачной фотоохоты!

P.S. Если у вас возникли дополнительные вопросы, пишите автору статьи


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования