Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


NIKON vs. NIKON

Андрей ШПАТАК

Свой первый цифровой снимок под водой я сделал в мае 2005 года Nikon D70. Почти сразу обнаружилась проблема: при съемке «фишаем» против солнца или даже в сторону света матрица D70 не могла передать без градиентов зеленоватую воду Японского моря. Как потом выяснилось, имеет место «пересвет» в зеленом канале «G» пространства «RGB», и это при нормальной экспозиции всего кадра. Противоядия для этой проблемы тогда я не нашел, да и те специалисты, к кому обращался, ничем мне помочь не смогли. Потом, в качестве второго фотоаппарата, я приобрел более свежий Nikon D50, а также бокс к нему. Порты и аксессуары одинаковы для обоих боксов - имеем экономию средств. Зачем мне вторая камера? Чтобы не пропустить самое важное и интересное во время погружения, нужно иметь одновременно макро и широкий угол, а это можно получить, только имея две камеры.

Съемка на Мальдивах во время сафари показала, что при той же матрице, что и у Nikon D70, пятидесятка против света снимает лучше, и проблема с градиентами не так выпирает, а в иных случаях на нее можно уже не обращать внимания. Так, на сафари у меня создалась система на все случаи жизни: Nikon D50 - для широкого угла, а D70 - исключительно под макро.

Но радовался я недолго, всего пять дней: На этом же сафари я затопил свой Nikon D70 в боксе - все из-за собственной невнимательности. При сборке бокса вылезло кольцо герметизации с правого угла, ведь торцевой о-ринг очень длинный и его довольно сложно уложить в паз, а я это не заметил при сборке бокса: Когда на пяти метрах под водой я осмотрел боксы и увидел проблему, в боксе уже было два-три сантиметра воды. До сих пор не могу понять, как мне удалось с двумя боксами и баллоном за спиной запрыгнуть на корму «дони». Тут же на корме разобрал бокс, удалил из камеры батарею и карту памяти, после чего продолжил погружение с оставшейся камерой Nikon D50. Прилетев в Москву, отдал камеру в ремонт старому приятелю. Тот чудес не обещал, но сказал, что попробует решить проблему нетрадиционными методами, хотя и без гарантий. Теперь, после того как утопил D70, я всегда укладываю в бокс парочку самых крупных тампаксов для женщин. Ну, из тех, что постоянно рекламируют по телевизору вместе с зубной пастой и соком. Советую всем, иногда спасает, особенно если вовремя заметить протечку, хотя лучше этого не допускать вообще.

А потом была катастрофа гораздо более серьезная. В июле 2006 года я возвращался на катере с Шантарских островов. В Охотском море в 10 километрах от берега катер потерпел крушение, и мой Nikon D50 в боксе и практически вся оптика утонули. К счастью, мне самому удалось выплыть и дойти до людей: Теперь могу сказать: происшествие с моим D70 на Мальдивах и последующий долгий ремонт в Москве спасли его и бокс от участи пятидесятки. Будь он у меня в тот момент, я бы, несомненно, взял его с собой на Шантары.

В августе ко мне вернулся из «нестандартного» ремонта живой и рабочий «старичок» D70. Забежав вперед, скажу: после ремонта я снял этой камерой уже более шести тысяч кадров по счетчику файлов, и большинство из них под водой. Так что иногда камеру можно реанимировать (технологические подробности этого ремонта см. DiveTek №3 [17] 2006).

Вскоре из Японии доставили макропорт и оптику, заказанные взамен утопленных, и все пошло по-прежнему: погружения и съемки в родном Японском море. Там же были заказаны бокс и вспышка под новый Nikon D50. Но, оказавшись осенью в Японии, я увидел в магазине «Китамура» новый, только что выпущенный Nikon D80. Я его без раздумий приобрел. В то время фирма «Sea&Sea» уже анонсировала бокс под него, а все имеющиеся у меня порты и аксессуары к нему подходили. Разница в цене между телами Nikon D80 и Nikon D50 составляла не слишком большую сумму.

Так я получил возможность сравнить между собой все три камеры: Nikon D70, D50 и D80. Основное отличие D80 - это ее видоискатель: он гораздо больше и светлее, и модуль лучше фокусирован. Немного расстроило уменьшение скорости синхронизации со вспышкой до 250, но зато порадовали чувствительность 100 ASA и большой экран для просмотра отснятых кадров. Увеличение разрешения матрицы до 10 Mpix как-то не особо волновало, мне в принципе и 6 Mpix Nikon D70 хватало. При нормальной обработке кадр, снятый D70, без особых проблем растягивался до метрового размера, в общем, при печати календаря форматом А2 проблем не было никаких. А по управлению Nikon D80 была не хуже D70 - те же два «колесика», управляющие выдержкой и диафрагмой, и гораздо лучше D50 с ее одним управляющим колесиком. Какой основной недостаток при использовании D50 под водой? Чтобы поменять диафрагму, нужно бокс прижать к груди или поставить на колено, затем одной рукой нажать кнопочку сверху бокса, а другой - выставить необходимый параметр диафрагмы на задней стенке бокса. Ночью эта задача еще больше осложнялась из-за отсутствия подсветки верхнего дисплея камеры - приходилось фонариком подсвечивать верхний дисплей.

В Японии я заказал для Nikon D80 бокс и новый TTL-корректор, но таких, как я, оказалось много - пришлось ждать выполнения заказа около трех месяцев. Так что трехнедельное путешествие в ноябре-декабре 2006 года по Филиппинам я совершил с Nikon D70, которым снял более 3500 кадров за 51 погружение. Проблема градиентов при изображении воды и солнца в процессе съемки «фишаем» 10,5 мм была решена просто - компоновал композицию так, чтобы объект съемки (коралл, губка, каракатица) был на переднем плане и как можно ближе к камере. Прикрываю диафрагму до 11-16 и использую вспышку на полную мощность, не допуская пересвета главного объекта. То есть я просто не давал попасть на матрицу нежелательной засветке, хотя при этом приходилось жертвовать более детальной прорисовкой дальнего плана. Много снимал макро, причем обоими объективами: и 60 мм, и 105 мм. Длиннофокусный 105 мм позволял снимать более пугливых обитателей с большей дистанции, правда, сфокусироваться им было очень сложно, особенно в условиях недостаточной освещенности. Но при использовании центральной фокусировочной точки камера подсвечивала объект съемки и помогала автофокусу. Именно так мне удалось снять желтого угря в небольшой пещерке, а открытая диафрагма позволила отделить его от фона. Чтобы облегчить фокусировку, я частенько для подсвечивания объекта съемки использовал небольшой фонарик QD40 с одним светодиодом, держа его в левой руке и при этом удерживая бокс. Именно так я снимал коньков пигмеев с минимальной дистанции, симбионтных креветок на лилии и многое другое.

Уже дома, обрабатывая фотографии на компьютере, я пришел к такому выводу: недостатков у Nikon D70 нет и его возможностей более чем достаточно практически для всех случаев съемки под водой, камера позволяет реализовать все задуманное. Есть только ограничения, накладываемые оптикой, которую я использую под водой. Могу привести примеры. При попытке снять акулу-лисицу на Малапаскуа используемых 60 мм было мало - рыба не помещалась в кадр, а угла захвата «фишая» слишком много - акула терялась в пространстве. Это те самые 5 процентов подводной съемки, когда имеющихся в наличии «фишая» 10,5 мм и макро 60 мм просто не хватает. Я считаю, что для подобных съемок нужен объектив в диапазоне от «фишая» до широкого угла (10-18 мм), и фирма Tokina как раз его выпустила в декабре 2006 года. Теперь осталось купить его и попытаться приспособить для съемки под водой.

В январе 2007-го я получил в Японии бокс для Nikon D80, здесь же в магазине установил фотоаппарат в бокс и протестировал работу всех его органов. Сам бокс произвел на меня хорошее впечатление, он является продолжением серии компактных боксов с передней частью из металла, начатой с бокса для Nikon D50. Задняя крышка у него из черного пластика с большим прозрачным окном. Впервые в комплекте к видоискателю идет съемная расширяющая насадка 0,66, что позволяет видеть весь кадр в маске. Из недостатков отмечу проблему включения фотоаппарата в боксе в толстых неопреновых перчатках, в чем бывает необходимость в наших холодных водах. Как недостаток можно трактовать и отсутствие звукового индикатора протечки бокса, хотя оптический индикатор есть. В домашних условиях опробовал с боксом и TTL-конвертор с двумя вспышками Inon Z220 и Z240 - все работало нормально. Осталось только проверить систему (бокс + TTL-конвертор + вспышки) на практике. И я дождался такой возможности: в марте состоялось сафари с клубом «Босфор Восточный» на Туббатаха риф (море Сулу, Филиппины).

Взял с собой Nikon D70 и D80 - хотел поснимать по-взрослому, то есть много, разнообразно и ничего интересного при этом не упустить. Но и на старого подводного фотографа бывает: иногда проблема. Прилетев на остров Палаван, в городок Пуэрто-Принцессу, обнаружил, что забыл торцевой о-ринг для бокса D70. И остался я с одной камерой - Nikon D80. Зато теперь вывел для себя схему процедуры сбора на нырялку - всем советую взять на вооружение. Запоминайте. Дома собираем полностью бокс со вспышкой и установленным в него фотоаппаратом, проверяем работоспособность, после чего все разбираем и сразу же укладываем в сумки. Сделаете так - у вас не возникнет моих проблем.

Для транспортировки бокса под Nikon Д80, обоих портов (большой сферический порт 9-дюймовый и порт под 60 мм и 105 мм) и двух вспышек Inon я во время путешествия на Туббатаху пользовался защитным кейсом F-47 японской фирмы Totech. Это аналог пеликановских защитных кейсов, только более дешевый. Данный девайс заполнен кубиками с поролоном - ты сам выбираешь отверстия для укладывания предметов. Для определения влажности есть гигрометр, а для регулировки влажности используется просушиваемый электричеством контейнер с силикагелем. А самое главное, его размеры - без проблем можно брать в самолет. Хотя, если верить рекламе, он выдерживает наезд автомобиля, но у меня не было желания сдавать его с уложенным боксом и вспышками в багаж.

При съемке Nikon D80 я использовал два объектива: для широкого угла - «фишай» 10,5 мм, для макро - новый Nikkor 105 мм с VR. Через TTL-конвертор работали две вспышки - Inon Z240 и Z220. Результаты от съемки самые положительные. Впервые использованная мною макролинза 105 мм с гашением вибраций (до этого я снимал старой версией 105 мм) произвела самое радужное впечатление, я даже отказался от проверенной 60 мм. Все сафари снимал в одном режиме: в камере установил широкую центральную зону AF, динамическую зону фокусировки и работу автофокуса в следящем режиме AF-C. При таком режиме получал удовольствие от быстрой фокусировки моего 105 мм макро даже на минимальных дистанциях, особенно при съемке рыб-клоунов. Частенько я не успевал правильно скомпоновать кадр с рыбками из-за их хаотичного перемещения, но резкость была на высоте. В новой линзе использована внутренняя фокусировка (не происходит увеличения ее размеров) и есть встроенный мотор автофокуса, что положительно сказывается на скорости и точности фокусировки - простота процесса макросъемки порадовала. Я доволен, что поменял свой старый 105 мм на новый 105 с VR, - снимать им гораздо удобнее и легче, да и порты менять не пришлось. В общем, рекомендую.

При съемке «фишаем» на Nikon D80 я особых отличий от D70 не увидел. Хотя у D80 есть большое преимущество по видоискателю - просто видно лучше, да и крупнее изображение. Кроме того, у него более широкая зона фокусировки и выбор фокусировочных точек - это создает дополнительные удобства в съемке, не более того.

Теперь мои впечатления о TTL-конвертере фирмы «Sea&Sea» для Nikon D80. Все снимки сделаны только с ним, при этом я использовал неродные вспышки Inon Z220 (левая) и Inon Z240 (правая), хотя это не рекомендовано производителем, который гарантирует правильную работу только со своими вспышками. Практически всегда конвертор со вспышками отрабатывал очень хорошо, и я, соответственно, получал правильно экспонированную картинку. Возможность работы через конвертор в чисто «ручном» режиме существовала, но я не смог ее реализовать с двумя разными, хотя и похожими вспышками, особенно здесь мне непонятна логика работы более новой Z240. Более гибкой для обеспечения съемки «фишаем», на мой взгляд, была бы система из двух одинаковых вспышек Inon Z220 с возможностью работы «вручную», без TTL-конвертора. В принципе, конвертор и это позволяет делать без проблем, для этого нет необходимости снимать его с бокса. Тогда можно, регулируя мощность каждой вспышки индивидуально, создавать рисунок света в зависимости от замысла. Я же использовал разные вспышки и не смог нормально управлять светом. Другой способ заключается в использовании диффузоров, которые идут в комплекте со вспышками Inon, что я в ближайшее время и опробую. В общем, по моему мнению, использование данного или иного TTL-конвертора для большинства случаев съемок под водой оправдано и позволяет в большей степени сосредоточиться на художественном замысле снимка, а не на его технической части.

В заключение скажу, что погружение в Японском море в мае при температуре воды +2 °C показало, что бокс с Nikon D80 с установленным на нем макро 105 мм VR, а также его иллюминатор не запотевают, в отличие от бокса под D70.

P.S. За последние три года пленку для меня полностью заменила цифра. Что я в результате приобрел и потерял? Самое главное приобретение - упростился путь от изображения в видоискателе камеры до готового отпечатка, а сам процесс стал контролируемым - ведь практически в любой момент можно проверить правильность экспозиции и резкость. Теперь я не ограничен при съемке 36 кадрами пленки, а только емкостью установленной в камеру флэшки. А что потерял? Исчезло таинство превращения видимого в осязаемое:


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования