Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


BUDDY RECOVERY В ПЕЩЕРЕ

ПЕРВЫЙ В РОССИИ ТРЕНИНГ ПО ЭВАКУАЦИИ ПОСТРАДАВШЕГО ЧЕРЕЗ СИФОН

Сергей АНДРЕЕВ

Большинство пещерных ассоциаций предлагают курс поиска и помощи пострадавшему в пещерах и транспортировке тела. К сожалению, почти все инциденты в пещерах сводятся к последнему. Транспортировка пострадавшего в пещере для любого спелеолога не является чем-то необычным. По этой дисциплине регулярно проводятся тренировки во всех клубах, и она является обязательной на всех спелеосоревнованиях. Но эти тренировки подразумевают только транспортировку по сухой части пещеры.

В июле этого года команда Ural Cave Diving Team впервые в России провела тренинг по эвакуации пострадавшего через сифон.

Развитие техники пещерных погружений в России привело к тому, что мультисифонные дайвы получают все большее распространение. С гордостью можно сказать, что здесь наши спелеологи начинают задавать тон в мировой спелеологии. За последние два года командой Cavex было пройдено несколько сифонов в сухих пещерах на глубинах 1500-2000 метров. География этих прохождений становится все шире - Абхазия, Испания, Словения. И очень часто на вопрос: «Ну что там за сифоном?» следует ответ: «Еще один сифон».

Впервые мысль о необходимости подобного тренинга родилась еще зимой, когда Юра Базилевский признался, что психологически очень тяжело работать в засифонном пространстве, особенно когда тебя от выхода к поверхности отделяет уже не один, а два сифона. Даже небольшая травма, например сломанная рука, окажется серьезной проблемой для группы. А что делать при сильных травмах, известно только в теории. Никогда в России не проводились учения по спасательным операциям в пещерах. Хотя в Европе такая практика известна (см. DiveTek № 5|19| 2006), нам оставалась только теория.

ТЕОРИЯ

В теории для транспортировки пострадавшего необходимы носилки. Делать их, естественно, приходится из подручного материала - так что выбор не богат. Довольно часто в экспедициях для переноски пострадавшего используются станины. Не лучший, но вполне приемлемый исходный материал.

Спелеоподводника, получившего травму, необходимо зафиксировать на носилках. Для дыхания используется полнолицевая маска.

Для транспортировки пострадавшего с тяжелыми травмами нужны специальные мешки, поскольку одеть человека с переломами в «сухарь» довольно затруднительно.

ТРЕНИНГ

Тренинги по спасательным работам были проведены 23 и 24 июня в Ординской пещере. Выбор сайта объяснялся очень просто. Ординская хорошо известна участникам экспедиции, у нее простой доступ и рельеф. Осложнять себе жизнь в деле, которым мы раньше не занимались, почему-то никто не хотел. Также исходя из соображений безопасности, кроме непосредственно транспортирующих дайверов, были назначены два дайвера-спасателя и один дайвер, контролирующий состояние пострадавшего. По сценарию необходимо было спасти человека, который получил ранение и не мог самостоятельно выбраться на поверхность.

ПРАКТИКА

Естественно, на практике выяснилось, что все далеко не так гладко, как в теории. Самый большой сюрприз преподнесла полнолицевая маска. Во-первых, она довольно подвижна на лице и продуваться в ней весьма затруднительно. Во-вторых, она дает большой расход газа. Поэтому обычный регулятор выглядит лучшим решением, если пострадавший находится в сознании и нет риска, что он его потеряет. Полнолицевая маска же остается обязательным элементом для транспортировки человека в бессознательном состоянии. Следствием такой транспортировки будут «порванные уши» у пострадавшего, но, как мрачно пошутил один из участников: «Когда заживет его сломанный копчик, уши тоже заживут».

Минимальное количество транспортирующих дайверов - два человека. Этого вполне хватает. Если есть возможность, можно использовать еще и третьего, наблюдающего за пострадавшим.

Очень важно, чтобы транспортирующие наблюдали не только за пострадавшим, но и за напарником, то есть не теряли связи между собой и не допускали рассогласованности действий. А это может произойти из-за довольно высокой операционной нагрузки дайверов.

Стоит также учитывать некоторые нюансы. Например, голова травмированного дайвера должна находиться чуть выше, чем ноги, иначе он будет испытывать дискомфорт. Кстати, сначала была мысль сделать что-то типа подушки, но оказалось, что это лишнее. Неопреновый шлем придает голове положительную плавучесть.

Возможны проблемы на сложном рельефе и узостях. Самый тяжелый этап операции - протиснуться с носилками через узкий ход. Здесь одному-то плыть непросто, не то что втроем. В узких восходящих ходах труднее всего будет спасателю, идущему первым, так как ему придется развернуться головой назад, чтобы не мешать ластами пострадавшему. Если группа идет над ходовиком, то второй спасатель его не видит - обзор закрывают носилки и первый транспортирующий.

Для пострадавшего крайне желателен гидрокостюм с автоматическим клапаном на плече или герметичный мешок с автоматическим клапаном в верхней части. Тогда не будет проблем со сбросом избыточного воздуха. Кстати, клапан на плече у дайверов-спасателей также облегчит процесс транспортировки.

Если травмированный спелеоподводник не может сам держать баллон с газом, то баллон придется крепить на носилках, в этом случае на регулятор или маску необходимо установить длинный октопусный шланг. Его стандартной длины может не хватить в некоторых положениях. Необходимо постоянно контролировать баллон и шланг в узостях.

ОСНОВНОЙ ВЫВОД

Несмотря на то что ничего сложного транспортировка пострадавшего не преподносит, желательно, чтобы каждая группа, работающая в мультисифонных пещерах, тренировала этот навык.

P.S. Автор, как и вся команда Ural Cave Diving Team, будет рад ответить на любые вопросы и дать любые разъяснения.

Состав участников:

Максим КОЗИОНОВ (пострадавший, Екатеринбург);

Сергей АНДРЕЕВ (транспортировка, Москва);

Юрий БАЗИЛЕВСКИЙ (контроль пострадавшего, Челябинск);

Андрей ДМИТРИЕВ (дайвер-спасатель, Екатеринбург);

Валерий КАМЕНЕВ (транспортировка, Оренбург);

Евгений РУНКОВ (дайвер-спасатель, Екатеринбург);

Александр ХАЛТУРИН (транспортировка, Екатеринбург).


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования