Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


 
СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ ЖИЛЕТОСТРОЕНИЯ

Александр ПАВЛОВ

Те, кто еще в советские времена нырял в «Юнгах», «Украинах» и АВМах, не задавались вопросом, нужен жилет или не нужен, их просто не было, ни у нас, ни в заграничных каталогах, ни на звездах в рекламе, ни вообще в природе (рис. 1, 2). А вот проблемы с компенсацией плавучести аквалангиста уже были. На море, погружаясь без гидрокостюма, приходилось изрядно «упираться», работая ластами, что приводило к интенсивной трате воздуха, а зимой в сухой «Чайке», под которую надета пара свитеров, можно было и не обжаться вовсе, такие случаи бывали.

С изменяющейся плавучестью дайвера в толще воды нужно было как-то бороться. Первоначально появившиеся компенсаторы выглядели как хомут, надеваемый на шею (рис. 3, 4). Скомпенсировать изменившуюся плавучесть они могли, но были примитивны и неудобны, а иногда и опасны.

Жилет в том виде, каким мы его знаем, появился сравнительно недавно. Классический жилет с регулируемыми разъемными плечевыми ремнями (ADV) был запатентован только в 1985 году. Сейчас практически все компенсаторы имеют ремни такой конструкции (рис. 5). Камера плавучести классического жилета распределена вокруг пояса, по спине и плечам. В таком жилете очень удобно отдыхать на поверхности воды, находясь в вертикальном положении, голова и шея находятся высоко над водой. Но такой жилет имеет

высокую парусность под водой. И из технического дайвинга в рекреационный приходит крыло, имеющее большую обтекаемость. В крыле фактически были разделены подвесная система и надувная камера. Появляются гибридные жилеты, сочетающие в себе особенности и классики, и крыла. Жилет-компенсатор постепенно превращается в весьма сложный инженерный продукт. Вбирая в себя множество инновационных решений, жилет становится интегрирующим ядром для всего дайверского снаряжения.

Выбирая себе современный жилет, нужно четко представлять, что вы лично от него хотите. Для женщин, несомненно, больше подойдут специальные женские модели, учитывающие анатомию женской фигуры (рис. 6). Например, система объединенных трехвекторных ремней (рис. 7) и спортивных нагрудных чашечек распределяет и уменьшает давление на грудь, лиф выполнен из мягкого, принимающего любую форму нежного неопрена. Плечевой ремень имеет две степени регулировки, что позволяет сместить пряжку и исключить ее давление на ключицу, а на поясном ремне есть маленький карманчик, куда можно положить полезные мелочи - ключик для переходника din/yoke, свисток, зеркальце, да и мало ли что женщины постоянно таскают с собой (рис. 8). А вот саморегулирующаяся система поддержки поясницы (SLS) будет полезна не только женщинам, но и любому дайверу, которому необходимо перемещаться по суше в полном снаряжении (рис. 9), да и система TDS (трехвекторного распределения нагрузки), упоминаемая выше и включающая в себя еще и вращающиеся застежки (рис. 10), поможет в этом «недайверском» деле.

У любого дайвера должен быть нож. И находиться ему следует всегда под рукой, не теряться и быть доступным как для правой, так и для левой руки. Естественно необходимо, чтобы он крепился к жилету, и не абы как, а винтами - это самый надежный способ крепления (рис. 11). А вот брасовый ремень (рис. 12) пригодится в основном только владельцам «крыльев» - из-за стремления крыла сползти вверх.

Каждый дайвер планирует свое время и типы погружений, которые он собирается совершить, а также их интенсивность. Для кого-то важна возможность закрепления большого количества дополнительного оборудования на жилете, тогда нужен компенсатор, оснащенный максимальным количеством D-колец. Если снаряжение тяжелое (допустим, баллонная спарка), то желательно наличие внутренней опорной конструкции для равномерного распределения нагрузки (система ISS). Если дайвер много путешествует, летает самолетами и не планирует технически сложных погружений, то тут может сыграть главную роль вес жилета. Многие производители выпускают современные, весьма функциональные, но компактные жилеты, обеспечивающие высокий комфорт при погружении и транспортировке и вместе с тем имеющие очень небольшой (по сравнению с другими) вес (рис. 13).

Некоторые особенности конструкции присущи только конкретным моделям или присутствуют опционально - например, система Air Source, являющаяся комбинацией второй ступени регулятора и инфлятора компенсатора плавучести (рис. 14), а некоторые, такие, как интегрированные грузовые системы, становятся стандартом де-факто. Ведь благодаря такой системе встроенных грузов значительно упрощается само погружение, что важно для всех видов дайвинга - сброс грузов в аварийной ситуации совершается мгновенно, а загрузка грузовых карманов происходит максимально легко - как на суше, так и в воде, мало того, раздается отчетливо слышимый щелчок, говорящий дайверу: все ОК! (рис. 15).

Интегрированные системы контроля плавучести тоже не оставляют умы производителей. Ведь как важно облегчить дайверу возможность контролировать свою плавучесть, довести ее до автоматизма и сделать интуитивно понятной. Причем схема такой системы должна быть абсолютно надежной, без металлических тросиков, быстро ржавеющих в морской воде, без пневмо- и гидросистем, которые могут допускать утечки. Система поддува должна быть абсолютно надежна и понятна на уровне подсознания, потянул рычаг вверх - всплыл, вниз - начинаешь погружаться. Будем надеяться, что последняя инновационная разработка в этой области приживется в умах дайверов (рис. 16). На этой фотографии можно видеть и установленный сигнальный двухсредный свисток, который поможет дайверу дать о себе знать в экстренной ситуации.

Так или иначе, все разработки и нововведения призваны повысить безопасность и сохранить здоровье дайвера, а вот какие из новинок, систем и отличительных особенностей BCD приживутся и станут стандартом - покажет время. Ведь на жилеты не существует никаких ГОСТов, и многие их конструктивные особенности сформированы модой, спросом, рекламой и техническим прогрессом, и оценки здесь весьма субъективны. Но приживаются и становятся общепризнанными лишь действительно лучшие решения.

Материал предоставлен компанией «Тетис»

Получить полную версию статьи с иллюстрациями в фомате Adobe PDF 

Оцените статью:

  1. 1/10
  2. 2/10
  3. 3/10
  4. 4/10
  5. 5/10
  6. 6/10
  7. 7/10
  8. 8/10
  9. 9/10
  10. ; close (RATING); (@rline)=split(/\n/,$file); $crating=0; $votes=0; undef $nzero; # print $url; foreach $rline (@rline) { # print "."; if ( index ($rline,$url) ne -1 ) { # print ";"; ($junk,$crating,$votes)=split(/;/,$rline); $cwidth=$crating*25; # print $cwidth; $nzero=1; } } if ($nzero ne "") { print "style=\" width: $cwidth\px;\""; } 1; >10/10

Назад

Перейти к содержанию номера


Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования