Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


КУДА ПОДАТЬСЯ ДАЙВЕРУ В РОССИИ, ИЛИ

ВСЕ О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ НА ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ (РЕКИ, МОРЯ, ОЗЕРА И Т.Д.)

Сергей АНТОНОВ
председатель коллегии адвокатов «Сергей Антонов и партнеры»

Ко мне обратилась редакция журнала DiveTek с просьбой дать разъяснения по поводу жалоб некоторых дайверов на то, что их не пропустили понырять на облюбованные подмосковные водоемы, кем-то уже приватизированные. Иначе говоря: можно ли приватизировать водоемы, и если да, то вправе ли новые владельцы ограничивать доступ широкой общественности к воде или требовать за это плату?

Попробуем разобраться. Для начала приоткрою завесу над тайной - все, что связано с водоемами, регулируется, помимо Основного Закона нашей страны (Конституции РФ), Водным кодексом РФ (принятым в 2006 году и действующим с 1 января 2007 г.), Земельным кодексом РФ и некоторыми другими законодательными актами, которые для целей настоящей статьи не заслуживают упоминания.

Законодатель называет водными объектами в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.

К поверхностным водным объектам относятся:

- моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.);

- водотоки (реки, ручьи, каналы);

- собственно водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

- болота;

- природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

- ледники, снежники.

Кроме того, по определению Водного кодекса РФ, поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:

1) моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива;

2) реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;

3) пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды;

4) болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине.

К подземным водным объектам относятся:

- бассейны подземных вод;

- водоносные горизонты.

Столь подробное перечисление законодательных дефиниций в настоящей статье вызвано тем, что на территорию нашей страны приходится 2,5 млн рек, 2,7 млн озер, 2 290 водохранилищ объемом свыше 1 млн м в кубе, 30 тыс. малых водохранилищ и прудов. Общая площадь морской акватории, подпадающей под юрисдикцию России, составляет 7 млн кв. км. В то же время прогнозируемые ресурсы подземных вод достигают 350 кубических км, месторождений же подземных вод насчитывается около 3,5 тыс.

Вода наряду с воздухом, недрами и прочим является важнейшим природным ресурсом. Поэтому на вопрос, кому могут принадлежать подобные ресурсы, ответ один, и он дан в ст. 9 Конституции:

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Маленький экскурс в историю: согласно законодательству Российской империи, реки понимались как русло, некий участок земли, а не поток воды. Поэтому и права на реки рассматривались как своеобразное продолжение права на береговую землю. По разъяснениям Сената Российской империи, естественные водные объекты (реки и озера) не являлись предметом права собственности.

Но все, как говорится, изменила революция. В настоящее время водные объекты могут быть объектом права собственности. Но имеются ограничения этого права. Так, водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах.

1. Значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.

2. Приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

3. Сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами.

4. Целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей.

5. Приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов.

6. Участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов. Граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации.

7. Равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством.

8. Равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению в собственность водных объектов, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут находиться в собственности физических лиц или юридических лиц.

9. Регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход).

10. Регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей.

11. Регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему.

12. Гласность осуществления водопользования. Решения о предоставлении водных объектов в пользование и договоры водопользования должны быть доступны любому лицу, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

13. Комплексное использование водных объектов. Использование водных объектов может осуществляться одним или несколькими водопользователями.

14. Платность использования водных объектов. Пользование водными объектами осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

15. Экономическое стимулирование охраны водных объектов. При определении платы за пользование водными объектами учитываются расходы водопользователей на мероприятия по охране водных объектов.

16. Использование водных объектов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления традиционного природопользования.

И, кроме того, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, т.е. общедоступными водными объектами. В связи с этим каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется жителям соответствующих поселений органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, когда пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица.

Пруд, обводненный карьер, указанные выше, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект.

Информация о предоставлении водных объектов в пользование размещается на официальном сайте уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Согласно постановлению Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 282 таким органом является Федеральное агентство водных ресурсов, которое также осуществляет ведение государственного водного реестра.

Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов имеют право:

- самостоятельно осуществлять использование водных объектов;

- осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах;

- пользоваться иными правами. Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны:

- не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;

- содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;

- информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;

- своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;

- вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Отвечая на вопрос, поставленный в начале статьи, и суммируя все сказанное, хочется отметить следующее.

Если водный объект (озеро, пруд, река и т.д.) находится в пользовании частных лиц или коммерческих организаций, они вправе устанавливать, в зависимости от целей пользования водным объектом, определенные ограничения. В то же время представляется, что взыскание какой-либо платы с дайверов или других людей, пожелавших искупаться или посидеть с удочкой на берегу, возможно, только если целью использования водного объекта (повторюсь, кроме объектов общего пользования, т.е. принадлежащих государству) является именно коммерческое использование и водопользователь инвестировал какие-то средства в развитие водного объекта (напустил рыбу, выгреб ил, построил инфраструктуру и т.д.).

В любом случае, собираясь понырять в Подмосковье, будет совсем не лишним заглянуть на сайт упомянутого Федерального агентства водных ресурсов (http://voda.mnr.gov.ru/) и поинтересоваться, кому принадлежит облюбованный водоем и каков режим его использования. Туда же можно обратиться и с жалобой в случае, если вы сочтете, что ваши права ущемлены.

Удачной нырялки!


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования