Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


 
СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


50 ЛЕТ СПУСТЯ или ЭВОЛЮЦИЯ В ДАЙВИНГЕ

Андрей БИЗЮКИН Кандидат медицинских наук

Историю делают люди. Пассионарность, страсти, головокружительные идеи и кипучая, временами необузданная энергия заставляют их передвигать вещи с места на место, закручивать гайки, нырять там и туда, где никто и никогда еще не нырял, и творить чудеса, запуская процесс эволюции в дайвинге.

Ученые-генетики изучают процесс эволюции на лабораторных мышках и мушках-дрозофилах, потому что они легко размножаются и быстро заканчивают свой недолгий век. Аналитики дайвинга вынуждены изучать эволюционные процессы на спелеоподводниках, потому что они подобны лабораторным мушкам.

Пещерная братия постоянно все перекручивает, переделывает и экспериментирует под водой. Спелеоподводники всегда были и остаются передовым исследовательским отрядом дайверов, сухопутных спелеологов, первооткрывателей и ученых. Да, люди, ныряющие в пещеры, - дайверская элита, совершающая погружения на стыке самых современных достижений науки, технологии, географии и спорта. Где еще остались последние белые пятна на карте мира? Только в подводных подземных лабиринтах. Поэтому только здесь могут реализовать себя современные последователи Магеллана, Жюля Верна и Норбера Кастере.

Итак, давайте рассмотрим эволюцию в дайвинге за последние 50 лет на примере двух удивительных подводников: Мишеля Летрона (Michel Letrone) и Фредерика Мартина (Frederic Martin).

Мишель Летрон, живая легенда французского кейв-дайвинга, совершил первое погружение в пещеру в октябре 1951 года. Натерев тело свиным жиром, в двух комплектах теплой одежды, шерстяной шапке и с аппаратом Commeinhes, дрожа от холода, он погрузился в сифон с температурой воды 7 °С. Погружение было недолгим, потому что его аппарат отказал и, пуская пузыри, стал на фри-флоу. Мишель попытался пронырнуть сифон на задержке дыхания. Проплыв дюжину метров по огромной галерее в прозрачной ледяной воде на последнем дыхании, абсолютно замерзший, он вернулся назад и понял, что ему просто необходимо специальное снаряжение.

Это было интересное время, Мишель и его друзья каждый месяц экспериментировали с оборудованием, новыми элементами снаряжения и тут же тестировали свои разработки в пещерных сифонах.

Уже год спустя Мишель погружался с самодельным регулятором, сделанным из газового редуктора Рукейрола (Rouqueyrol) и Денайруза (Denayrouse), парой баллонов от огнетушителей, в костюме из пористой резины с короткими рукавами и штанинами типа шорты.

Он исследовал 70-метровый сифон без ходового конца, сильно намутил и, стукаясь в стены, чудом нашел дорогу обратно. После этого группа Летрона создала легкую катушку «Тритон»: 100 м электрического провода, маркированного через каждые десять метров. В центре катушки были установлены лампа и переключатель, позволяющие получать и передавать электрические сигналы на поверхность и обратно, общаясь таким образом с группой поддержки.

В мае 1955 года во время прохождения 25-метрового сифона у Мишеля сломался его Mistral № 283. Такую поломку невозможно было исправить в пещере. Возникли большие проблемы с возвращением. Пришлось пронырнуть 25 м сифона на задержке дыхания.

За четыре года пещерных погружений команда Летрона потеряла трех друзей, нарушивших спелеоподводные заповеди и нашедших смерть в пещерных сифонах Франции - слишком дорогая плата за понимание того, что погружаться в пещеры можно только с дублированным снаряжением, с двумя независимыми баллонами и отдельными регуляторами.

Группа Летрона стала законодателем моды на соло-дайвинг в пещерах. Мишель рассказал нам историю, как в узком мутном сифоне (70 м длиной и 20 м глубиной) его напарник случайно сбил с него маску и выбил регулятор изо рта.

Пришлось долго искать маску в мутной воде, разбираться с регулятором и глотать воду, чтобы можно было опять начать нормально дышать. А его партнер в это время уже спокойно сидел на поверхности, он даже ничего не заметил. Экспериментируя и рискуя собственной жизнью, группе Летрона пришлось создавать и формулировать первые правила пещерных погружений, которые остаются актуальными до сих пор:

  • нужно тренироваться, чтобы нырять в пещеры;

  • нельзя погружаться в пещеру без ходового конца, даже если пещера с кристально чистой водой;

  • следует использовать только дублированное снаряжение, в том числе два независимых баллона с независимыми регуляторами;

  • безопаснее погружаться в одиночку, лучше избегать партнеров, которые могут создавать экстремальные ситуации.

    Но правила, написанные кровью, долгое время оставались лишь важными рекомендациями, а вовсе не догмой даже для их авторов. Так и сам Мишель, зная и понимая все опасности погружений в пещеры, тем не менее, временами был настолько самоуверен в себе, что нарушал их.

    Эта история случилась в апреле 1961 года. Простой сифон, чистая подводная галерея, ровные стены и абсолютно прозрачная вода. Ничто не предвещало неприятностей. Мишель с приятелем были настолько уверены в себе, что погрузились без ходового конца. Обследовав основной тоннель, они нашли вертикальную трубу и, оставив главную галерею, устремились вверх, через узкий извилистый проход. Ура! Они вышли на поверхность, попали в зал огромных размеров, из которого, кажется, выходили несколько галерей, но стены зала были отвесны, поэтому они не могли выбраться из воды. Обсудив открытие, попытались погрузиться обратно в сифон, чтобы вернуться обратно. Но здесь их подстерегала очень неприятная неожиданность: вода в вертикальной трубе, по которой они поднялись в зал (конечно, без ходового конца), стала ужасно мутной. Несколько попыток найти проход окончились неудачей. Воздух в баллонах кончался. Они оказались пленниками мутного извилистого хода. Помощи ждать было неоткуда. Предстояло самим искать решение этой задачки. Попытались друг за другом (второй держится за ласты впереди плывущего) погрузиться в чернильную муть. Им повезло - они буквально вывалились в чистую воду главной галереи...

    Сколько это могло продолжаться? В 1964 году, имея уже четверых детей, ведущий пещерный спелеолог Франции принял единственно правильное решение - больше не испытывать судьбу и не рисковать. Он прекратил нырять в пещеры. За 13 лет его максимальным достижением был сифон с протяженностью 130 м и глубиной 55 м.

    Мы спросили Мишеля Летрона, хотел бы он, чтобы его дети продолжили его начинания и так же как, и он, стали спелоподводниками. «Нет, нет и нет! Погружения в пещеры слишком опасны. Но лично я в свои 75 лет хотел бы однажды еще раз погрузиться в сифон, чтобы почувствовать это незабываемое чувство восторга первооткрывателя. Все исследованные мною пещеры были и остаются самыми волнующими для меня до сих пор. Я люблю их все», - сказал первый и старейший спелеподводник Франции.

    Пятьдесят лет спустя рискованные начинания Мишеля Летрона продолжает развивать Фредерик Мартин - современная легенда французского кэйв-дайвинга. Человек, совершивший 535 пещерных погружений (и ни одного в море), начал нырять потому, что все его любимые пещеры кончались сифонами. Проходить курсы подводного плавания у него не было времени. Прочитав несколько книжек и посоветовавшись с друзьями, он купил баллон с регулятором и немедленно совершил свое первое в жизни сольное погружение в Воклюз (глубочайшую пещеру Европы). Он упал на сорок метров и понял, что у него нет сил, чтобы с помощью ласт поднять себя на поверхность. Компенсатора плавучести у него не было - не хватило денег. Фреду пришлось карабкаться по подводным скалам, подтягивая себя вверх по склону, чтобы добраться до поверхности воды.

    Сегодня Фред - главный спелеоподводник-спасатель в регионе Юра. Он специализируется в прохождении мульти-сифонов (то есть в прохождении сифона, перетаскивании снаряжения по сухой части пещеры, погружении в следующий сифон, ползании по следующей сухой части пещер и т.д.). Он поклонник сифонов глубиной до 20 м, главное - чтобы их было как можно больше.

    Мы попросили Фреда рассказать о пещерах.

    - Если вы спросите о том, какая пещера для меня самая интересная и волнующая? Я отвечу так: следующая! Дело в том, что я живу на границе со Швейцарией, здесь только узкие подводные пещеры с очень холодной водой. Моя страсть - первопрохождения. У меня существует норматив - 600 м новых прохождений в наших сифонах за год.

    В 2001 году я совершил свое самое сложное в жизни погружение в пещере Point du Diablo. Это был дайв на глубину 90 м во втором сифоне пещеры с видимостью в 20 см. Для этого погружения я подготовил две дублирующие декомпрессионные таблицы: одна - на ноге и вторая - на декомпрессионном баллоне. Когда я взял первую таблицу, то понял, что из-за отсутствия видимости не могу прочитать ее. Я попытался достать другую таблицу, ту, что была написана более крупными цифрами и закреплена на ноге, но не смог дотянуться до нее. Пришлось вспоминать все мои записи и провести декомпрессию по памяти.

    Сейчас я плаваю в пещерах с самодельным дублированным ребризером, весом 16 кг с запасом химпоглотителя на девятичасовое погружение. Мне нужен был именно такой специальный, маленький по размеру пещерный ребризер, который можно колотить о скалы, таскать волоком по камням, ронять с уступов и который продолжал бы работать в любых условиях, был бы максимально простым, надежным в обслуживании и безотказным в работе. Этот ребризер сделал для меня мой друг. Он же протестировал его в пещере во время глубочайшего во Франции пещерного погружения до глубины 210 м. Да, конечно, это не коммерческий вариант ребризера, но он нас совершенно устраивает, кроме того, его себестоимость составляет всего 200 евро!!! Теперь со своим аппаратом я могу пролезть в любую подводную узость, дышать из основного или дублирующего ребризера, но все-таки я еще не чувствую себя рыбой под водой. Поэтому у меня есть мечта. Помните фильм «Бездна», когда главный герой, приближаясь к финалу, наполняет легкие жидкостью (перфтораном), насыщенной кислородом, и погружается на невероятную глубину без помощи какого-либо специального оборудования. Вот бы и мне достать этой волшебной жидкости, наполнить ею легкие и нырять в пещеры таким, какой я есть, а не обвешанным горой баллонов.

    Начиная с 1951 года и до сегодняшних дней, за 50 лет эволюции, среди французских пещерных подводников закрепилось особое правило: погружаться, полагаясь только на себя. Так, чтобы каждый пещерный дайвер мог делать только то, что он хочет и считает правильным. Спелеоподводники всегда были и остаются очень специфическими людьми: каждый из них полагает, что только он - яркая неповторимая индивидуальность. Вот почему они не объединяются вместе. Эти отважные люди предпочитают делать все сами и не боятся оспаривать традиционные идеи дайверских авторитетов.

  • Получить полную версию статьи с иллюстрациями в фомате Adobe PDF 

    Оцените статью:

    1. 1/10
    2. 2/10
    3. 3/10
    4. 4/10
    5. 5/10
    6. 6/10
    7. 7/10
    8. 8/10
    9. 9/10
    10. ; close (RATING); (@rline)=split(/\n/,$file); $crating=0; $votes=0; undef $nzero; # print $url; foreach $rline (@rline) { # print "."; if ( index ($rline,$url) ne -1 ) { # print ";"; ($junk,$crating,$votes)=split(/;/,$rline); $cwidth=$crating*25; # print $cwidth; $nzero=1; } } if ($nzero ne "") { print "style=\" width: $cwidth\px;\""; } 1; >10/10

    Назад

    Перейти к содержанию номера


    Обмен сылками


    Get Adobe Reader
    DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
    Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования