Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


 
СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ИЗВЕЧНЫЙ ВОПРОС

Игорь БЕЛИНСКИЙ NAUI Rescue ScubaDiver, ведущий специалист компании NDiver

Помните, в школе мы все решали задачи: «В бассейн из одной трубы втекает, из другой трубы вытекает, а из третьей чуть-чуть сочится:»? Сантехнические головоломки нашли свое продолжение в дайверской жизни. Только уже не с бассейном и трубами, а газами, сухим костюмом и клапанами сдува и поддува. Так что же происходит с этими самыми клапанами?

Все как минимум знают, что бывают клапана сдува и поддува. Наиболее образованные дайверы имеют представление о том, что все они делятся на высокопоточные и низкопоточные. И самые продвинутые информированы, что клапана существуют низкопрофильные и высокопрофильные. Если добавить сюда возможность установки нескольких клапанов, причем в разные места костюма, мы получим сложную картину газооборота в сухом костюме дайвера. Попробуем разобраться: какие клапана и в каких местах нужны для решения тех или иных дайверских задач.

Впускной клапан состоит из неповоротной основной части клапана и поворотной верхней части клапана. Верхняя часть клапана вращается на 355° (на клапанах Apeks) и 360° (на клапанах Si-Tech), тем самым обеспечивая подключения шланга поддува с любой стороны в зависимости от конфигурации вашего снаряжения. В верхней части имеется байпасное соединение со шлангом поддува.

В центре поворотной части клапана находится кнопка подачи газа в подкостюмное пространство. Слабое место клапана - это кнопка на штоке, на который устанавливается два О-ринга, со временем смазка с уплотнительных колец высыхает и появляется риск подтекания клапана при нажатии на кнопку поддува.

Выпускной клапан состоит из неповоротной основной части клапана и верхней поворотной части клапана, которая, в свою очередь, служит для регулировки скорости выхода газа из подкостюмного пространства и кнопкой экстренного сброса газа.

Для регулировки скорости выхода газа верхнюю часть клапана вращают от плюса (открытый) к минусу (закрытый) и наоборот в зависимости от того, какой режим работы клапана вам требуется.

В клапане имеются основной лепестковый клапан, предохранительная мембрана и так называемая трещотка, которая обеспечивает информативность на уровне тактильных ощущений и более плавную и точную регулировку клапана, что снижает возможность случайного поворота верхней части клапана.

При нормальном рабочем положении, когда клапан открыт, предохранительная мембрана находится в свободном состоянии, закрытом из-за давления окружающей среды. А если давление воздуха в подкостюмном пространстве начинает расти, то мембрана начинает приоткрываться, сбрасывая лишний воздух. При этом попадание воды в костюм исключает работа основного лепесткового клапана.

При закрытом состоянии предохранительная мембрана зажата (закрыта). Это препятствует попаданию воды в костюм и сбросу лишнего воздуха из костюма.

При принудительном нажатии на верхнюю часть клапана происходит экстренный сброс газа, предохранительная мембрана отпускается (как в полностью открытом состоянии клапана) и не мешает выходу газа.

Слабое место выпускного клапана - стопор. Стопор служит для обозначения полного открытия или полного закрытия клапана. При свернутом стопоре клапан сохраняет полностью свои функции (на работу клапана стопор не влияет).

В последних моделях клапана эту проблему решили путем установки усиленного ограничителя. Бывают случаи, когда в выпускных клапанах подворачивается предохранительная мембрана (чаще всего в клапанах Apeks). Это происходит из-за того, что клапан закрыт или почти закрыт, а давление в подкостюмном пространстве слишком велико и выходящий поток воздуха подворачивает мембрану.

Мы разобрались с устройством клапанов и возможными неисправностями. Теперь плавно перейдем к рассмотрению их возможных модификаций и мест установки.

Прежде всего, клапана поддува и сдува бывают высокопоточные и низкопоточные. Низкопоточные выпускные клапана применяются, как правило, в пещерном дайвинге. Это вызвано тем, что там нет необходимости резкого изменения глубины, соответственно, и нет резкого увеличения воздуха в подкостюмном пространстве при изменении глубины, зато есть возможность более тонкой регулировки плавучести. Низкопоточные клапана поддува на современных костюмах встречаются крайне редко.

Высокопоточные клапана применяются во всех остальных видах дайвинга. Такого рода клапан, скорее всего, стоит и на вашем сухаре. Или будет стоять, если вы еще пока не являетесь счастливым обладателем сухого костюма. Производительность выпускного клапана страхует от неумелых действий новичков, т. к. клапан сбросит излишний объем воздуха при резком изменении глубины, при этом добавит комфорта продвинутым пользователям. Именно такие клапана считаются высшим стандартом безопасности в дайвинге. Обязательным условием при производстве сухих костюмов является установка впускного клапана с меньшей производительностью, чем у выпускного клапана.

Следующим делением клапанов является их разделение на высокопрофильные и низкопрофильные. Основное различие между ними заключается в высоте клапана.

Производимые ранее высокопрофильные выпускные клапана были, как правило, не автоматическими и сброс газа происходил только при нажатии на кнопку сброса. В последнее время появились высокопрофильные автоматические клапана - они удобны тем, что их можно нащупать без проблем даже в толстых трехпалых перчатках. Тем самым удобнее регулировать скорость выхода газа из подкостюмного пространства во время погружения. Недостатком высокопрофильных клапанов является то, что клапан очень сильно выступает и затрудняет надевание лямок вашего компенсатора. Это может привести к зацепам клапана в сужениях или, что еще хуже, если при зацепе произойдет механическое повреждение клапана. При экстренном сбросе газа из подкостюмного пространства удобнее нажимать на высокопрофильный клапан, т. к. ход верхней части клапана чуть больше, чем у низкопрофильного, и его нажатие более очевидно.

Низкопрофильный клапан удобен тем, что он не выступает и сводит к минимуму возможность зацепа и повреждения клапана при прохождении узостей и снятии-надевании BCD.

Еще одной разновидностью клапанов является установка укороченного инфлятора на сухой костюм. Делается это с целью минимизировать движения тела дайвера в условиях ограниченного пространства или высокой заилинности для сброса газа из сухого костюма. Часто установка инфлятора обусловлена отсутствием жилета-компенсатора в кейв-дайвинге. Тогда инфлятор играет роль альтернативного источника поддува и позволяет заполнить газом костюм с помощью легких. Чаще всего инфляторы устанавливают самостоятельно, исходя из условий совершаемых погружений. В мире всего несколько фирм устанавливают инфляторы штатно.

Места установки выпускных клапанов отличаются разнообразием и оригинальностью. Запястья, предплечье - как правое, так и левое, лодыжки, плечи, грудь. Установка клапанов в определенных местах обусловлена узкоспециальными задачами, под которые делается костюм. Но чаще всего клапана устанавливаются производителями на левое предплечье или, как более редкий вариант, на запястья. Связано это, прежде всего, с тем, что при сбросе газа инфлятором из BCD одновременно сбрасывается излишек газа и из подкостюмного пространства. Установка клапана на предплечье с эргономической точки зрения более оправдана, т. к. клапан не мешается и возможность повредить его при движении рукой меньше. Установка впускных клапанов может отличаться от общепринятых стандартов. В принятом стандарте клапан устанавливается на груди, но может быть смещен вправо или влево. Это обусловлено конфигурацией снаряжения и личными предпочтениями. Для коммерческих водолазов часто устанавливают поддув на животе - это связано с особенностями профессионального снаряжения. Как более редкий вариант в случаях, когда стандартное место поддува занято нагрудным ребризером, возможна установка клапана на бедре с автономным аргоновым поддувом из расположенного там же литрового пони-баллона в подсумке.

Вот так непрост мир, казалось бы, таких простых клапанов на сухих костюмах. Надеюсь, что я сумел ответить на большинство вопросов, возникающих у читателей.

Получить полную версию статьи с иллюстрациями в фомате Adobe PDF 

Оцените статью:

  1. 1/10
  2. 2/10
  3. 3/10
  4. 4/10
  5. 5/10
  6. 6/10
  7. 7/10
  8. 8/10
  9. 9/10
  10. ; close (RATING); (@rline)=split(/\n/,$file); $crating=0; $votes=0; undef $nzero; # print $url; foreach $rline (@rline) { # print "."; if ( index ($rline,$url) ne -1 ) { # print ";"; ($junk,$crating,$votes)=split(/;/,$rline); $cwidth=$crating*25; # print $cwidth; $nzero=1; } } if ($nzero ne "") { print "style=\" width: $cwidth\px;\""; } 1; >10/10

Назад

Перейти к содержанию номера


Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования