Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


«ИМПЕРАТРИЦА БРИТАНИИ» СОБОР НА МОРСКОМ ДНЕ

ОКОНЧАНИЕ. Начало смотри в предыдущем номере

Найджел ПИКФОРД (Nigel Pickford) Перевод - Евгений МАМОНТОВ

В момент бомбардировки «Императрицы» два транспортных судна в сопровождении четырех военных кораблей шли в Гринок (Шотландия). Они находились у западного побережья Ирландии на расстоянии порядка 100 миль к юго-западу от «Императрицы». В 10:30 утра адмирал в Гриноке, который перед этим получил SOS от «Императрицы», отдал приказ двум эсминцам отделиться от конвоя и направиться к обозначенному в радиограмме месту, чтобы выяснить, что случилось, и при необходимости оказать помощь. Эсминцы на предельной скорости устремились к точке, указанной в радиограмме. Обнаружить лайнер было нетрудно: столб черного дыма от пожара был виден с расстояния 60 миль. Но даже на предельной скорости эсминцам потребовалось шесть часов, чтобы дойти до места катастрофы. Последнего пассажира к этому времени как раз сняли с борта судна, и экипажи эсминцев, используя небольшие боты, приступили к поиску людей на поверхности моря. Среди них был и матрос Петч с товарищами по несчастью. К сожалению, 12 человек из 20 к тому моменту уже устали бороться за жизнь и сдались.

Примерно в 17:50 подошли три траулера, которые также принимали участие в спасательной операции. Спустя час прибыли еще два эсминца - «Броук» (Broke) и «Сардоникс» (Sardonyx). Их отправили на место катастрофы из порта Лондондерри. Почти стемнело, но огонь все еще свирепствовал на «Императрице». Его сполохи освещали морскую гладь -зрелище ужасное и величественное одновременно. Ослабленные и раненые получали максимальную заботу, какую только можно было обеспечить на спасательных судах, а доктор Делорме продолжал, не зная усталости, оказывать всевозможную помощь всем, кто в ней нуждался.

«Эхо» и «Бурза», так же как и три траулера, вернулись в порт. «Броук» и «Сардоникс» остались на ночь охранять то, что осталось от «Императрицы», и ожидать прибытия буксиров «Мародер» (Marauder) и «Темза» (Thames). Поскольку пожар на «Императрице» постепенно утихал и не похоже было, что внутрь судна попала вода, приняли решение попытаться отбуксировать горящее судно в порт.

Буксиры прибыли на рассвете следующего дня. Поднявшаяся на борт команда состояла из 17 человек под командованием младшего лейтенанта Ангуса Летти (Angus Letty). Моряки вскарабкались на переднюю часть корпуса в 9:30 утра, чтобы прикрепить стальные тросы для буксировки. Кое-где огонь еще бушевал, многие стальные палубы были перекручены и изогнуты, вся великолепная деревянная отделка сгорела или обуглилась и повсюду висел резкий удушливый запах. В 10:50, прикрепив тросы и собрав некоторое количество личных вещей и денег, команда покинула корабль.

Воскресным утром 27 октября 1940 года команда под командованием младшего лейтенанта Летти подошла к горящему судну для того, чтобы взять его на буксир

Буксировка началась. Скорость была невероятно медленной и равнялась пяти узлам, что превращало весь караван в почти неподвижную и легкоуязвимую мишень для любой U-лодки. Эсминцы курсировали вокруг «Императрицы», стараясь обеспечить охрану. Через некоторое время удалось засечь немецкий «Фокке-Вульф Кондор», но он не стал атаковать. Вскоре поступило сообщение о том, что самолет британского берегового командования засек идущую на север U-лодку примерно в 50 милях к югу от «Императрицы».

Командир субмарины U-32 Ганс Йениш (Hans Jenisch) следил за событиями 26 октября по сообщениям, передававшимся из Берлина, но не приближался к театру действий, полагая, что с «Императрицей» покончено. Однако на следующее утро он получил сообщение о том, что судно все еще находится на плаву и идет на буксире. Он догнал караван спустя некоторое время, двигаясь в подводном положении и отслеживая шум винтов через свои гидрофоны. Субмарина проскользнула сквозь прикрытие эсминцев и в два с лишним часа пополудни выпустила три торпеды. Первая торпеда не сработала, вторая прошла мимо цели, а третья ударила в судно посередине. U-лодка, находящаяся поблизости, наблюдала за развитием событий, и Ганс Йениш утверждает, будто бы как раз в это время он видел свет фонарей, передвигавшихся по палубам «Императрицы». Это весьма странно, потому как предполагалось, что на борту не должно было никого быть. Через девять минут «Императрица Британии» накренилась на левый борт и затонула. К счастью, оба буксира сумели своевременно освободиться от тросов, иначе они неминуемо оказались бы затянуты под воду.

Выполненный в китайском стиле курительный салон обреченного судна. Дизайн салона был создан Эдмундом Дугласом - его удивительные иллюстрации к книгам того периода сейчас стали предметом интереса коллекционеров

Это вполне могло бы оказаться концом трагической истории «Императрицы Британии». Но тут возник слух о том, что в момент гибели «Императрицы» на ее борту находилось золото. Косвенные подтверждения, говорившие в пользу этого слуха, были достаточно убедительны. Южная Африка являлась основным поставщиком золота. В 1940 году британские власти шли на крайние меры, чтобы перевозить в Северную Америку как можно больше золота для поддержания кредитоспособности страны. Предпочтительный маршрут проходил из Кейптауна в Сидней (Австралия), а затем в Оттаву через Тихий океан. Но с этим маршрутом возникли сложности: дело в том, что к осени 1940 года в Сиднее скопился на складах слишком большой объем золота, поскольку отсутствовали подходящие корабли для последующей транспортировки его в Оттаву. Соблазн обойти эту проблему, разместив груз южноафриканского золота на «Императрице Британии», направляющейся непосредственно в Соединенное Королевство, вероятно, был очень велик. Этот скоростной лайнер относился как раз к тому типу кораблей, который Адмиралтейство и Банк Англии предпочитали использовать для транспортировки золота.

8 января 1949 года в «Daily Mail» была напечатана статья, которая в значительной степени укрепила доверие к этим историям о золоте. В статье сообщалось, что летом этого же года будет проходить операция по подъему золота с «Императрицы». Назывались даже цифры: сумма золота оценивалась в 4 млн фунтов. В операции предполагалось задействовать водолазов и использовать декомпрессионную камеру ранней модели. Отмечалось, что судно лежит на глубине 180 футов на правом борту. (На самом деле лайнер лежит на глубине 500 футов вверх дном.)

Правда, другие газеты этот вопрос не поднимали. Не последовало и отчетов о проведенной операции. Можно было легко закрыть тему и счесть все это нечем иным, как журналистской уткой.

Немецкая подводная лодка U-32 под командованием Ганса Йениша выпустила три торпеды в «Императрицу Британии». Первая торпеда не сработала, вторая прошла мимо цели, но третья ударила в середину судна

Формальные запросы в различные компетентные организации, которые могли иметь отношение к перевозке золота, как это часто бывает, никакого результата не дали. Банк Англии и Адмиралтейство не опровергли и не подтвердили информацию о наличии золота на борту. В официальных заявлениях фигурируют лишь 300 тонн сахара, оцениваемого в 5 тысяч фунтов, и корабельное имущество.

Однако хорошо известно: согласно принятой во время войны практике, если в состав груза входило золото, об этом редко сообщалось. Ниже приводится выдержка из отчета от 15 января 1944 года (досье ADM 116/5484 Государственного архива), которая подтверждает сказанное.

«Южная Африка. Перевозка золотых слитков на транспортных и торговых судах организовывалась ранее только с номинальной сопровождающей документацией, а секретность рассматривалась как определяющее соображение. Документы подготавливались лишь в общих чертах, и отправляемые/прибывающие товары описывались как военные. Капитаны торговых судов давали соответствующую расписку в получении».

В такой обстановке официального обмана неудивительно, что правду о судах, перевозивших золото, впоследствии очень трудно обнаружить.

Рассказы об огромном количестве золотых слитков, якобы находившихся на борту «Императрицы», продолжали циркулировать среди охотников за сокровищами. В марте 1985 года сотрудник подразделения организации морских перевозок Департамента транспорта написал письмо, на многое проливающее свет, некоему потенциальному спасателю, где четко утверждал, что «Императрица» в самом деле перевозила груз золота, только золото это уже было поднято. В письме, в частности, были две ссылки на документы: «Страхование от военных рисков» № 935 и «Страхование от военных рисков» № 938. Письмо также содержало примечание, что оба досье были уничтожены. Причин сомневаться в достоверности этой информации нет. Однако вопросы в связи с этим делом все же возникают. Если золото с «Императрицы» действительно было поднято, то когда именно это произошло?

Отполированный срез заклепки - с помощью трех миллионов таких заклепок был собран корпус «Императрицы Британии». Все эти заклепки были вставлены в гнезда вручную

Такая попытка могла быть предпринята вскоре после войны, если верить статье, опубликованной в «Daily Mail». Тогда почему возникла необходимость держать весь проект в секрете? И как он был осуществлен? В то время у водолазов не было возможности опуститься на глубину порядка 500 футов. Операции по поднятию груза с подобных глубин с плавучей базы действительно выполнялись, но извлечь груз из перевернутого вверх дном судна было совершенно невозможно. Более того, участники экспедиции 1995 года заявили, что с внешней стороны корпуса судна нет никаких свидетельств того, что раньше предпринимались какие-либо попытки подъема груза. Возможно, что золото сняли с «Императрицы» во время буксировки. Официально люди младшего лейтенанта Ангуса Летти находились на борту лишь немногим больше часа. Вряд ли за это время было возможно вынести столь большое количество слитков из секретной комнаты, расположенной на семь палуб ниже, к тому же не следует забывать, что судно все еще было раскалено докрасна и заполнено внутри удушливым дымом. Хотя вполне вероятно, что часть команды младшего лейтенанта Летти осталась на борту специально с целью выгрузки золота. Именно этим можно объяснить свет фонарей, который увидел командир Йениш, торпедировавший судно, а также наличие скелета, запертого внутри комнаты (см. DiveTek № 5 |19| 2006). Правда, жертва могла находиться в комнате с золотом еще в момент бомбового удара, но маловероятно. Или же это была попытка воровства: кто-то просто воспользовался моментом неразберихи. Однако, скорее всего, это тело кого-то из тех, кто пытался спасти золото. Также невозможно определенно сказать, случилось это во время войны или после нее.

Но самый интересный вопрос другой: почему ведомство по страхованию военных рисков сочло необходимым уничтожить досье по «Императрице Британии»? Возможно, когда-нибудь, мы это узнаем.

Терри Плейль (Terry Playle), председатель Designaztec Limited, подтвердил, что его компания во время погружения на судно, состоявшегося в октябре 1998 года, подняла с «Императрицы Британии» судовой колокол и якорь


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования