Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ПОГРУЖЕНИЕ НА ЗАТОНУВШУЮ KÖNIGIN LUISE

Стен СТОКМАНН (Sten Stockmann)
Фото автора

Метеорологов - к черту! Вечно одно и то же. Еще несколько часов назад обещали 5-7 метров в секунду с северо-запада. А что мы видим? Нам в лицо завывает никак не меньше 10 метров в секунду, причем с юго-востока. А волны - два с половиной метра, огромной силы - по всей Северной Балтике. «Вон какая большая!» - кричит кто-то, когда нас ударяет гигантской волной. Удар - и я инстинктивно хватаюсь за стол и весело кричу: «Не такая уж и большая!» Ясно, что погода на грани, когда еще хочется нырять, но уже начинают появляться сомнения: разумно ли это? Мы хорошо знаем условия погружения, поэтому принимаем положительное решение. Прыгнуть в воду со спаркой и декомпрессионными баллонами - не проблема. На Балтике с силой земного тяготения все в порядке. Но, когда в руках у тебя камера, на которую ушла многомесячная зарплата, поневоле задумаешься.

Мы собираемся нырять на Konigin Luise. Судно построено в 1934 году судостроительной компанией Hapag by Howaldtswerke AG в Гамбурге, и оно было первым судном со сварными швами, сделанным на судоверфи. Построенное по заказу компании Seebaderdienst, оно перевозило пассажиров между городами Гамбург и Куксхафен, Хелголанд и Силт. На нем были две обычные палубы и одна навесная, на которых можно было разместить до 2 тыс. пассажиров. Спустя десятилетие, когда над Европой сгустились политические тучи, 94-метровое элегантное судно все еще было на ходу, но уже в качестве минного заградителя. Его выкрасили в камуфляжный цвет, оснастили 88-миллиметровыми пушками и 37- и 20-миллиметровыми зенитками, а на прогулочной палубе появились рельсы 80-сантиметровой ширины для транспортировки мин. Все это было проделано летом 1939 года, и в начале войны судно уже было готово к своей новой роли - военного минного заградителя. Konigin Luise несла службу в Северном море и Южной Балтике, ставила минные заграждения Западной стены обороны в Вествалии (Westwall) и участвовала в операции Weserubung. В июне 1941 года в ходе подготовки операции Барбаросса Konigin Luise вместе с судами Cobra и Kaiser играла ключевую роль в закладке минных полей Apolda, Corbetha и Juminda в Финском заливе. Всего лишь за месяц (во время морской эвакуации из Таллина в августе 1941 года) из-за поставленных минных полей Финский залив превратился в огромное кладбище затонувших кораблей. Только за один день на этих минах подорвалось и затонуло более 50 судов и погибло более 6 тыс. человек.

«Готово!» - крикнул Джонни, увидев огромный пик на радаре. Погода не стала хуже, и, когда бот плыл против ветра, нас почти не сносило. Мы решили поставить буй над затонувшим судном, и пара дайверов нырнула посмотреть, каковы условия погружения. Из-за погоды нам приходится сократить время пребывания на грунте, и в качестве декомпрессионного газа мы берем с собой только EAN 50. Какое счастье после столь утомительных подготовительных этапов наконец-то плюхнуться в воду. Крепко держа камеру, я плыву к уходящему вниз от буя ходовому концу. Течение достаточно сильное, поэтому, показав друг другу опущенный вниз большой палец, мы сразу начинаем погружаться. На глубине 10 метров течение пропадает. По мере спуска зеленая балтийская вода темнеет, и мы оказываемся в абсолютном мраке.

25 сентября 1941 года. После полудня Konigin Luise вышла из Хельсинки на свою очередную, 17-ю по счету операцию минирования залива. В качестве охраны ее сопровождали Raumboote R54 и R57. Задание состояло в минировании северной части минного поля Juminda 86-ю минами типа EMC. Путь до объекта занял три часа хода, а само минирование - 40 минут. В 15:55 на базу было доложено об успешном окончании работ. Это был последний сеанс связи с Konigin Luise. Спустя час сопровождающие ее суда оставили выполнивший миссию минный заградитель и уплыли своим курсом, а Konigin Luise продолжила движение в сторону Хельсинки. В 17:03 как всегда, неожиданно произошел мощный взрыв позади капитанского мостика по правому борту. Начался пожар.

Электричество отключилось, и пожарные шланги не могли подавать воду. Мостик загорелся, затем последовал взрыв склада боезапаса из 10-миллиметровых снарядов. Топливо протекало в коридор и каюты. Команда стала выкидывать 88-миллиметровые снаряды за борт. После приказа покинуть корабль моряки начали прыгать за борт. Судно преломилось в месте взрыва, нос затонул сразу, а корма всплывала несколько раз и только после этого окончательно исчезла под водой. Через 17 минут, в 17:20, судно уже полностью затонуло. Экипаж был подобран подошедшим кораблем сопровождения Rboot, но 40 моряков с Konigin Luise пропали без вести.

На глубине 40 метров я начинаю различать, что внизу что-то есть, и вот появляется капитанский мостик Konigin Luise. Это же надо, попасть прямо в точку! Мы медленно плывем к носу. Осматриваем 88-миллиметровую пушку. Возвращаемся, проверяем компас, 20-миллиметровую зенитку и антенну на крыше. Разматываем катушку и плывем в низ опрокинутого вверх тормашками корпуса. В месте разлома корабля лежит параван Otter для переноски мин. Konigin Luise сеяла смерть своими минами, а в итоге сама же подорвалась на обычной мине. Плывем мимо широко открытого грузового трюма. Несколько минут требуется на то, чтобы добраться до задней части судна. На минуту замираем, с восхищением разглядывая совершенные формы большого сдвоенного винта, и возвращаемся к ходовому концу. Пора всплывать. Декомпрессия проходит спокойно, только на глубине 21 метр стайка медуз облепляет наши декомпрессионные баллоны. Но все идет кувырком, когда достигаем последней декомпрессионной остановки. Погода резко портится, начинается сильное волнение и течение, но, к счастью, опытный экипаж вовремя подбирает нас.

Уже после войны была найдена советская минная карта, на которой указано, что проход в Хельсинки был заминирован по линии восток-запад тремя маленькими советскими судами. Konigin Luise подорвалась на одной из этих поставленных ими мин. По закону Финляндии все затонувшие в ее территориальных водах суда являются собственностью государства, и для погружения на них требуется разрешение Финского военного музея.


Год постройки

1934

Построен

Howaldtswerke AG, Hamburg

Владелец

HAPAG, Hamburg

Длина

93,50 м

Ширина

12,80 м

Осадка

3,60 м

Тоннаж

3,373 тонн (2.399 BRT)

Двигатели

2 x 6zyl.-Zweitakt-Diesel (MAN)

Мощность

3 600 л.с.

Скорость

16 узлов

Дальность хода

4 тыс. миль

Команда

80 экипаж, 8 офицеров

Вооружение

два 88-мм орудия;
одна 37-мм зенитная пушка;
две 20-мм зенитных пушки;
240 мин

Капитан

Joachim Wonning

Координаты гибели

60°00'50"N / 24°59'02"O


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования