Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера

Ok Club Thailand

СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ

ПОГРУЖЕНИЕ В ПОДВОДНЫЙ ДОМ «АКВАРИУС» С КОМАНДОЙ NEEMO 7

Ариэль ФУЧС
Фото: Ариэль ФУЧС и из архива NASA
Photos ©: NEEMO7, Ariel Funcs/NASA.

Приблизительно в десяти милях от побережья Кей Ларго во Флориде на песчаном дне рифа стоит единственный в мире действующий подводный дом «Аквариус». С 1993 года это настоящая научная Мекка для ученых, исследователей океана и астронавтов из NASA, обучающихся по системе NAUI. Обитатели дома имеют возможность проводить под водой по меньшей мере девять часов в день - и так в течение десяти дней. Это невероятные цифры! Здесь были совершены более 60 научных экспедиций-миссий по изучению подводного мира коралловых рифов и проведены успешные предполетные подготовки американских космонавтов. Размеры «Аквариуса» - 14 м в длину и 4 м в ширину. По своим параметрам эта подводная лаборатория очень похожа на основной модуль международной космической станции. На «Аквариусе» побывал известный французский журналист Ариэль Фучс. Рассказ о своем путешествии он любезно предоставил нашему журналу.

Астронавты Национального космического агентства (NASA) США в рамках подготовки к полету на Марс проводят тренировки под водой у побережья Флориды. Целью этой уникальной трехлетней программы стала отработка методик, помогающих астронавтам научиться преодолевать трудности во время продолжительной изоляции в экстремальных условиях космического полета. Местом действия проекта «Немо» стала подводная модель космической станции. Модель станции находится в «Аквариусе» - подводном доме, принадлежащем Национальной администрации по океану и атмосфере (NOAA) США, где мне представилась возможность половить рыбку вместе с членами элитарной космической команды - Neemo 7 - спустя столетие со дня смерти Жюля Верна.

Понедельник. Аэропорт Майями. Едва ступив на терминал, я сразу же попал во влажные объятия субтропиков. Чувство эйфории нахлынуло на меня после морозной промозглости парижской зимы. Вся усталость от долгого перелета мгновенно улетучилась. Я вскочил в первый попутный автобус и вскоре уже мчался по оживленной магистрали Южной Флориды. А еще через полтора часа уже в гостинице Кей Ларго я с волнением предвкушал встречу с научной фантастикой, ставшей объективной реальностью.

Все началось два года назад, когда я встретился с Биллом Тоддом из Космического агентства. Мы познакомились благодаря Жаку Ружери - легендарному французскому подводному архитектору, уникальному мастеру своего дела, горячему проповеднику идеи обитания под водой и строительства подводных домов. Отец Билла был связан с космическими программами США, поэтому Билл еще мальчиком, ковыряясь ложкой в тарелке с кашей, из окна своей кухни видел все старты «Аполлонов». Поболтать с астронавтами за ужином в его доме было обычным делом. Не удивительно, что карьера Билла пошла по стопам отца и привела его в NASA. С детства он был влюблен в море и, будучи уже специалистом по подготовке космических полетов в Хьюстоне, Билл предложил, учитывая «похожесть» моря и космоса - как экстремальных для человека сред обитания, - проводить тренировки астронавтов к продолжительным полетам на специальной подводной платформе. Эта идея - имитация условий космоса с помощью подводного дома - возвращает нас к середине 1960-х годов, когда астронавт Скотт Карпентер первым прошел через серию продолжительных экспериментов в подводной лаборатории без всплытия на поверхность. Теперь же планировалось создать настоящую подводную лабораторию - центр подготовки НАСА для выполнения заданий в экстремальном окружении (английская аббревиатура - Neemo). Для размещения этого тренировочного центра был выбран подводный дом «Аквариус» - сегодня единственная оставшаяся в мире подводная лаборатория.

«Мне всегда казалось, что жизнь и работа в космосе удивительно похожи на жизнь и работу под водой, - поясняет Билл Тодд. - Я посещал подводные дома и подводные лодки, я интересовался проектами, связанными с длительным пребыванием человека под водой. Я стоял у истоков программы Neemo, пытаясь создать идеальные условия для обучения астронавтов работе в экстремальном окружении. В нашем проекте астронавт лицом к лицу встречается с такими проблемами, как продолжительная изоляция, сложная научная аппаратура, необходимость постоянно контролировать и поддерживать жизнеобеспечивающую среду. Здесь все как в космосе. "Немо" - это только часть программы НАСА по подготовке нашего будущего полета на Луну в 2015 году и полета астронавтов уже следующего поколения на Марс в 2030 году».

На следующий день после моего прибытия во Флориду мы вместе с Жаком Ружери отправились в Центр управления «Аквариуса», откуда 24 часа в сутки ведется непрерывное наблюдение за подводным домом, осуществляется контроль и поддержка всех его систем в рабочем состоянии. Здесь же состоялось наше первое рабочее совещание.

Целью нынешнего 10-дневного пребывания астронавтов в подводном гидрокосмосе стало тестирование современных высокоскоростных интернет-технологий и методов в области дистанционной хирургии. Имитировались условия, требующие от астронавтов совершенно необычных навыков. Им предстояло поставить медицинский диагноз болезни и прооперировать пострадавшего здесь же, под водой, в гидрокосмосе.

Все необходимые медицинские консультации участники эксперимента должны были получать во время сеансов видеосвязи от профессиональных специалистов, находящихся за много тысяч миль от места событий. Операцию предстояло выполнять роботу-хирургу, управляемому с помощью новейших средств виртуального управления реальностью. Роботов-хирургов и комплексы дистанционного проведения хирургических операций планировалось в дальнейшем использовать не только в космосе, но и в малонаселенных удаленных от цивилизации районах Земли.

В списке обязательных элементов программы астронавтов также значилось испытание новых подводных армейских шлемов и гидрокостюмов EX-14, предназначенных для работы водолазов на глубинах до 300 метров при наличии обеспечивающей их страхующей платформы. Для гарантирования безопасности иногда крайне сложных экспериментов в страхующий комплект водолазного снаряжения было также включено типовое нитроксное снаряжение для скуба-дайвинга.

Астронавты в новых водолазных костюмах должны были строить подводные конструкции из труб при поддержке и с использованием различных управляемых подводных аппаратов, машин, дистанционно управляемых роботов и отрабатывать технику их эксплуатации в экстремальной подводной среде. Подвижные роботы были оснащены лазерами и видеокамерами. Они управлялись как из подводного дома, так и из Центра управления «Аквариусом» в Хьюстоне. Планировалось отработать и средства дистанционного управления уникальным подводным подвижным гусеничным роботом - потрясающей дорогой игрушкой - реальным прототипом марсохода.

Центр управления Neemo 7 гудел, как улей. Сотрудники не отрывали глаз от мониторов компьютеров, все вокруг непрерывно говорили и консультировались по мобильным телефонам. На верхних этажах здания засел научный персонал, внизу был оборудован дайв-центр с компрессорами для забивки баллонов, барокамерами и лабораториями. Рядом со зданием на канале у причала стояли исследовательские суда, яхты и катера для погружений. Обласканная теплыми лучами осеннего флоридского солнца набережная была пустынна.

Вторник. Раннее утро. Наше подводное снаряжение уже на борту корабля. Мы все возбуждены. Напряжение и волнение достигли предела. Мы едем на «Аквариус»! Двигаемся по каналу, пробираемся среди шикарных яхт, выходим в открытое море и через час оказываемся около гигантского желтого буя, на котором находятся вышка для связи, генератор и компрессоры. Где-то там внизу, под водой, на дне угадываются желтые очертания самого «Аквариуса».

Прыгаю в воду. Словно гигантская желтая подводная лодка на дне лежит 116-тонная платформа, несущая на себе еще 80 тонн различных цилиндрических конструкций. Подводные жители - губки, горгонарии и кораллы - раскрасили фантастическую конструкцию разноцветными цветными пятнами. Ворчуны, желтохвостые люцианы собираются стайками вокруг подводных цистерн и цилиндров. Гигантский групер устроил гнездо прямо под иллюминатором, через который я вижу Кэди Колмана, колдующего над телеуправляемым роботом-хирургом. Огромный скат прижимается к песчаному дну, мимо проплывает небольшая акула - оживленное местечко.

Оплывая комплекс, я в центральном иллюминаторе вижу нашего командира - Роберта Зирка, склонившегося над бортовым журналом. Стучу в окно, он машет мне рукой и улыбается. Наружный микрофон приветствует новоприбывших акванавтов. Вдоль правого борта мы подплываем к подводному колоколу с воздухом. Здесь, находясь вне дома, есть возможность поговорить с другими членами команды. Прямо перед нами главный вход в «Аквариус». Рядом - опытная конструкция из труб, построенная в рамках эксперимента рабочей командой Neemo 7. Но сегодня все внимание экипажа сфокусировано на подводной хирургической операционной, расположенной по правому борту «Аквариуса».

***

Обычно давление внутри «Аквариуса» поддерживается на уровне в 2,5 атм - это эквивалентно погружению на глубину 15 метров. Состав дыхательной смеси, давление и условия насыщенности крови азотом таковы, что персонал может проводить вне дома от трех до шести часов в день и выполнять обширную научно-исследовательскую программу, не рискуя получить декомпрессионное заболевание. Обычные дайверы при планировании краткосрочных погружений пользуются стандартными декомпрессионными таблицами, которые совершенно не пригодны для обитателей «Аквариуса», находящихся в условиях насыщения. Поэтому декомпрессия здесь проводится прямо в подводном доме. Всплытие имитируется изменением давления. Давление постепенно понижается, в течение приблизительно 17 часов - до тех пор, пока не будет достигнуто давление в одну атмосферу, как на поверхности.

24 часа в сутки подводный дом находится под пристальным контролем Центра управления проектом. Отслеживается качество воздуха, парциальное давление кислорода, микробиологическая обсемененность и множество других биологических показателей. С «Аквариусом» поддерживается постоянная радио- и телефонная связь, внутри установлены четыре видеокамеры.

Среда. Последний день миссии - команда Neemo выходит на поверхность. Мы стоим на платформе посреди спокойного моря. Страхующие дайверы один за другим уходят под воду. Их задача сопровождать астронавтов при всплытии. Наконец, море вспенивается от выдыхаемых пузырей воздуха, появляются астронавты. Сразу становится шумно от взаимных приветствий. «Теперь наша очередь», - Билл Тодд обращается ко мне и Жаку Ружери. Мы уходим под воду и погружаемся к «Аквариусу». Проплываем через входной шлюз и оказываемся в прихожей подводного дома. Стоим по пояс в воде на палубе, выстланной кабелями. Сейчас в доме поддерживается давление в 1 атм, и поэтому он слегка затоплен водой. Снимаем акваланги, ласты, маски и забираемся внутрь. У пульта подачи газа нас приветствует Джим Бакли. Он занят проверкой давления и приборами, контролирующими газовый состав атмосферы, наполняющей комнаты. Мы принимаем душ, тщательно смываем остатки морской соли, чтобы войти внутрь подводного храма науки абсолютно чистыми телом и душой. Проходим первую дверь и оказываемся во входном отсеке - маленькой комнатке, в которой находятся оборудование для связи, распределительные щиты подачи газа, электроэнергии и ванные комнаты. Открываем вторую дверь (она сделана так, что может поддерживать сильный перепад давлений) и входим в основной отсек. Мы, восторженные романтичные последователи капитана Немо и Жюля Верна, сияем от радости, как дети. Здесь нам нравится абсолютно все. Основной отсек подводного дома делится на кухню, жилую и рабочую зоны, шесть спальных комнат и туалеты. Через четыре окна-иллюминатора открывается потрясающий вид. Стайка морских окуней проплывает у правого борта. Внутри по левому борту все увешано кабелями связи и поддержки жизнеобеспечения. Интерьер внутри подводного дома немного похож на подводную лодку. Для нас это как музей, где все пропитано волшебным духом подводных первопроходцев и исследователей морских глубин, юношеской романтикой познания и изучения мира.

Наша экскурсия на «Аквариус» подошла к концу. Мы возвращались назад переполненные эмоциями. На дне океана мы встретились с настоящим чудом. Мы увидели собственными глазами, узнали и поняли, что остались еще увлеченные наукой люди, не смирившиеся с окружающим их бытом. В «Аквариусе» в рамках проекта NEEMO-7 были сделаны важные шаги к реализации того, что совсем недавно казалось совершенно нереальным - проекта космических полетов к другим неизвестным и не изученным доселе планетам и новым мирам. И мы тоже теперь чувствуем свою причастность к ним и верим в будущее человеческого разума.

Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками

Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования