Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ХРОНОМЕТРЫ

Лариса Михайловна МАРТЫНОВА, генеральный директор ООО «Полет-Хронос»

В большой подводной лодке есть один маленький прибор, без которого ни одна субмарина мира не может выйти в море. Называется этот прибор морской хронометр. Сердцем его является алмаз. Почти как в старой русской сказке «Царевна-лягушка»... «:та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц тот сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу:»

Сегодня алмаз в первую очередь камень-работник, а не камень-украшение. Около 80% всех добываемых природных алмазов используется в промышленности. В хронометрах высшего класса для российских подводных лодок опорой баланса служат алмазы АК «АЛРОСА», на которых не обнаруживается никаких следов износа даже после 25 млн оборотов. А сами морские хронометры 6МХ производит ООО «Полет-Хронос». Об истории и технологии производства морских хронометров в России мы попросили рассказать генерального директора этой замечательной московской компании Ларису Михайловну Мартынову.

DT. Лариса Михайловна, расскажите, пожалуйста, об истории вашего производства.

ЛМ. Вначале это был Первый московский ордена Ленина часовой завод имени Кирова. Он образовался в 1930 году на базе табачной фабрики «Красная звезда». Потом он стал называться заводом «Полет». В советское время завод был лидером отечественной часовой промышленности - 70% продукции поставлял на экспорт. Производственной базой для компании «Полет-Хронос» стал цех мелких серий, выпускающий разнообразную продукцию по заказам Министерства обороны. С началом перестройки в работе завода, как и во всей стране, начались трудные дни. Руководство завода решило отпустить наш цех в свободное плавание. Благодаря тому, что потенциал цеха и квалификация рабочих очень высоки, с 1998 года мы работаем самостоятельно и именуемся «Полет-Хронос».

DT. Что это значит - цех мелких серий?

ЛМ. Это выпуск нестандартных изделий небольшими партиями. Во все времена цех является зачинателем нововведений, в том числе и знаменитых часов «Победа», которые завоевали авторитет во всем мире и ценятся до сих пор. Здесь и палубные часы, и авиационный хронометр, и штурманские часы начинали свою жизнь.

DT. А когда завод приступил к выпуску морских хронометров?

ЛМ. Хронометр 6МХ был разработан в 1947 г оду. А с 1949 года начался промышленный выпуск хронометров. За образец был взят немецкий хронометр фирмы A. Lange & Sohne, доработан и усовершенствован. Внешне хронометр с 1949 года почти не изменился. Да и конструктивные изменения 6МХ с момента его создания были очень небольшие, поскольку конструкция настолько совершенна, что любые нововведения ее ухудшали.

DT. Зачем нужен морской хронометр?

ЛМ. Морской хронометр является стационарным хранителем времени на корабле. Все морские корабли и подводные лодки обязаны в комплекте оборудования иметь морской хронометр. Морской хронометр 6МХ является обязательным оснащением в судовом реестре всемирно известной страховой компании Ллойда.

DT. А кто еще, кроме вас, выпускает морские хронометры?

ЛМ. В России выпускаем только мы. В Швейцарии выпускают еще две фирмы - Zenit и Ulysse Nardin - основные поставщики на мировом рынке. Швейцарская фирма Girard-Perregaux покупает наши механизмы и выпускает хронометры под своей маркой.

Василий Семенович Новиков работает на заводе с 1942 года. В 1947 году работал над созданием первого отечественного морского хронометра. Делает их и поныне.

DT. Какое количество хронометров вы выпускаете в год?

ЛМ. Около 100 хронометров в год. В советские времена выпускали 600-700 штук. Сейчас нет прямых поставок для Министерства обороны, как было раньше. Мы продаем морские хронометры заводам «Красное Сормово», «Адмиралтейские верфи», «Звездочка», «Балтийский завод», а также в Северодвинск на подводные лодки. Морские хронометры стоят на всех кораблях. Для них в каюте штурмана предусмотрено штатное место. Морской хронометр эксплуатируется в футляре, оснащенном карданным подвесом, и только в горизонтальном положении, потому что он имеет тяжелый баланс.

DT. Наивный вопрос непрофессионала: чем морской хронометр отличается от обычных часов?

ЛМ. Принципиально отличается. Обычные часы имеют анкерный ход. А у морского хронометра ход хронометровый с пружиной покоя, которая дает возможность значительно уменьшить постоянное трение в движении. Это и обеспечивает высокую точность работы хронометра. Если у обычных хороших механических часов точность хода плюс-минус 48 секунд в сутки, у наших палубных часов - плюс-минус 9 секунд в сутки, то у морского хронометра - плюс-минус 3 секунды.

Кроме того, 6МХ не подвержен действию магнитного поля. Бывает, что навигационные приборы выходят из строя на экваторе, где меняются магнитные поля, а с ним этого не происходит.

Спираль, которая движет баланс, у всех часов плоская, витки расположены по горизонтали. А в морском хронометре витки волоска расположены по вертикали. Имеется также биметаллический баланс, который компенсирует колебания температуры, что дает дополнительную точность хода.

DT. А как практически используются морские хронометры?

ЛМ. Хронометр предназначен для точного измерения и хранения времени в часах, минутах и секундах. А также с помощью хронометра моряки определяют местоположение судна. Хронометры используют в геодезических экспедициях, обсерваториях и ракетных центрах как эталон времени. Кроме того, они просто красивы.

DT. Хронометры - дорогие часы?

ЛМ. Морской хронометр - часы дорогие. Подарочный вариант - в два раза дороже, потому что он позолоченный. Но по сравнению со швейцарской продукцией наши хронометры дешевле раза в три-четыре. И это при полном равенстве в качестве, надежности и функциональности. Хронометр - очень металлоемкое и технологически сложное изделие. В механизме все детали позолочены. Опорой баланса является натуральный алмаз от АК «АЛРОСА». В результате наши хронометры почти вечные. К нам приходят для ремонта хронометры 1950-х годов. Снаружи время их изменило, но механизм у них как новенький благодаря позолоченному покрытию.

DT. А если вдруг туда попадет вода, их можно отремонтировать?

ЛМ. Конечно. Наши изделия ремонтопригодны всегда.

DT. Спасибо за интервью.


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования