Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ЗАМЕРЗШИЕ СЛЕЗЫ

Мария КАЗИЦКАЯ На основе воспоминаний Ли БИШОПА
Ли БИШОП Фото

Когда вспоминают о катастрофах в море, на ум приходят «Лузитания» и «Титаник». Имя же «Вильгельм Густлов» редко удостаивается даже упоминания (если вообще удостаивается)! И это притом, что более 7 тыс. (а по иным оценкам, даже около 10 тыс.) человек, то есть впятеро больше, чем на том же «Титанике», погибли, когда «Вильгельм Густлов», нацистский лайнер, был торпедирован советской подводной лодкой. Это случилось в январе 1945 года.

Известный английский подводный фотограф и дайвер Ли Бишоп (Leigh Bishop) погрузился в холодные воды Балтийского моря, чтобы сфотографировать залегающие в территориальных водах Польши останки самой трагической морской катастрофы в истории. Он любезно предоставил эти уникальные фотоматериалы и поделился своими воспоминаниями для публикации в нашем журнале.

Завершая первое погружение к лайнеру в холодную шестиградусную воду Балтийского моря, я был очень счастлив вынырнуть на поверхность. Перекрыв загубник ребризера, я глотнул свежего воздуха. Недалеко от меня двигалось небольшое польское судно поддержки, подбирающее других дайверов. Я плавал на поверхности и ждал своей очереди. Море было спокойным, ярко светило солнце, и было очень трудно представить себе, что происходило в этом месте морозной январской ночью 1945 года. А ведь именно здесь в кратчайший по часам мироздания миг на фоне ныне спокойного Балтийского моря разыгралась самая страшная морская катастрофа в истории, унесшая жизни более 7 тыс. человек. Подо мной на глубине 46 метров (150 футов) лежали останки того, что когда-то было построенным нацистами судном водоизмещением 25 484 тонн - легендарным океанским лайнером «Вильгельм Густлов», на флагах и единственной гигантской дымовой трубе которого гордо красовалась свастика. Судно получило свое имя в честь Вильгельма Густлова - лидера германского нацистского движения в Швейцарии, убитого в 1936 году молодым югославским евреем. Погружение позволило мне физически прикоснуться к тому, что когда-то знаменовало собой нацистский образ жизни - «сила через удовольствие», не говоря уже о возможности сделать фотографии этого редко посещаемого затонувшего объекта.

До нашей экспедиции погружения на «Вильгельм Густлов» были запрещены постановлением польского правительства. Оно было издано после того, как один репортер опубликовал снимки части корпуса затонувшего корабля, которая была случайно поднята со дна, зацепившись за якорь одного из судов во время съемок какого-то фильма. Поляки, по-видимому, имели право наложить такой запрет - в конце концов, это место представляет собой, возможно, крупнейшую принадлежащую им могилу нацистов и их спасавшихся бегством семей.

ЛЕДЯНОЙ ХОЛОД

То, что мы слышали об условиях погружения на Балтийском море в это время года, определенно соответствовало истине. Взгляд легко проникал на 30 метров, освещенность была великолепной, хотя все дело портил холод. Так как судно залегает на небольшой глубине, я был практически убежден, что в моем распоряжении будет достаточно донного времени для осмотра значительной части затонувшего судна за одно погружение. Как же я ошибался! Лайнер действительно лежал на малой глубине, но когда приборы показывают на дне 3 °С, полчаса на объекте - этого более чем достаточно. Некоторые члены нашей команды погружались до этого в Норвегии и на полуострове Ютландия, но и они откровенно признали: погружаться в столь холодной воде им еще не доводилось. Спустя 11 минут я перестал ощущать свои пальцы, и процесс подводной фотосъемки принял новый оборот: прежде чем нажать на пусковую кнопку, я был вынужден, как ни дико это звучит, сначала удостовериться правильно ли мои руки держат фотоаппарат.

Плавая на поверхности моря в ожидании, пока меня подберет судно, я думал о тех, кто прыгал в балтийские воды той январской ночью, когда неистово завывающий ветер гнал снег и дождь по палубам тонущего судна. Говорят, что те несчастные жили не дольше 4 минут! Что касается меня, то, хотя я был в уютном сухом костюме, который не дал мне замерзнуть в течение всего погружения, все-таки какие-нибудь перчатки сухого типа мне бы точно не помешали.

Мы обнаружили, что затонувшее судно «Вильгельм Густлов» лежит на белом песке с креном на левый борт, палубы в значительной степени осели на тот же борт. На удаленных от носа и кормы центральных секциях судна остались следы попыток подъемно-спасательных работ, проводимых время от времени. В самой верхней части судна, ближе всего расположенной к поверхности моря, видны приведенные в рабочее положение шлюпбалки, подготовленные к работе специальные механизмы и палубные лебедки. Кстати, палубы «Густлова» очень хорошо сохранились. Балтийское море сберегло от разрушения большую часть деревянных конструкций судна. Не только палубы, но и поручни леерного ограждения выглядят как новые, особенно на корме. Да и вообще корма, похоже, наименее поврежденная и наиболее хорошо сохранившаяся часть судна. Уцелели даже трапы, ведущие вниз, на находящийся в великолепном состоянии полуют, выстланный тиковым древом. Проплывая вдоль кормы судна, можно увидеть выполненную крупным готическим шрифтом надпись Wilhelm Gustloff. Когда я погрузился на дно вблизи кормовой части правого борта, то увидел, что с судна варварским образом сняты гребные винты - остались лишь одни оси.

Пока мы находились в северо-западной Польше, я нашел время для того, чтобы расспросить местных жителей - не слышали ли они о каких-либо попытках подъема имущества с этого судна. Все они повторяли одну и ту же историю о том, что такие попытки предпринимались и что это почти наверняка были русские исследователи. Что же могло заинтересовать русских в нацистском лайнере, перевозившем бойцов СС и беженцев, спасающихся от Красной Армии после прорыва Восточного фронта? Ни для кого не является секретом, что вскоре после войны русские развернули активные поиски знаменитой Янтарной комнаты, называемой «восьмым чудом света». В 1941 году при продвижении немецкой армии к Ленинграду хранители Янтарной комнаты Екатерининского дворца не успели ее демонтировать, в результате нацисты, грабившие все на своем пути, разобрали и знаменитую комнату. Последний раз янтарные панели видели в Кенигсберге за два дня до отбытия «Вильгельма Густлова»! Большинство специалистов сходится в том, что янтарь спрятан в одной из шахт Германии, однако есть и те, кто убежден, что панели погрузили на «Густлов». Мне неизвестно, предпринимали ли русские исследователи попытки найти и поднять янтарь с этого судна, но если панели действительно были погружены на «Густлов» и они все еще остаются там, то нашей команде исследователей рэков может посчастливиться найти их. Кстати, стоимость Янтарной комнаты, согласно оценкам, составляет порядка 300 млн долларов.

Экспедицией руководил американский специалист по погружениям на затонувшие объекты Майк Боринг (Mike Boring), который заверял, что наша экспедиция является исследовательской во всех смыслах. С этой же исследовательской целью мы на некоторое время задержались в северной Польше. Путешествие по Европе протекало без инцидентов, только в Гданьском заливе вооруженные люди из пограничной службы иммиграционного контроля в течение нескольких часов изучали наши бумаги и документы, что оказалось весьма долгим и изматывающим процессом.

«Вильгельм Густлов» затонул к северу от небольшого польского городка Леба. Активность дайверов в этом районе невысока. По мере развертывания экспедиции мы вскоре осознали, что одна из наиболее трудных задач - это поиск соответствующего судна поддержки для проведения погружений. К нам присоединились два польских технических дайвера Земовит Кирковски (Ziemovit Kierkowski) и Мацеж Рулка (Maciej Rulka). Каждый день на борт судна поддержки всходило все больше и больше вооруженных представителей власти; это заставило нас поверить, что поляки действительно серьезно воспринимают этот объект. Земовит также содействовал нам в поисках надежного судна поддержки и капитана.

КОТЕЛКИ И ЛЕД

Когда Восточный фронт был прорван, Германия начала крупнейшую морскую эвакуацию в истории. Менее чем за четыре месяца Балтийским морем было переправлено около 2,5 млн человек.

В главном плане эвакуации, составленном адмиралом Карлом Донитцем (Karl Donitz), были задействованы почти 1 100 немецких судов, среди них были и небольшие рыболовецкие суденышки, и торговые суда, например обреченная «Гойя», и океанские лайнеры, такие как «Стьюбен» и «Вильгельм Густлов». Накануне 30 января 1945 года «Густлов» гудел, словно пчелиный рой, поскольку судно, как и многие другие, готовилось к перевозке пассажиров на Запад. На берегу среди разрушенных зданий, держа в руках котелки, стояли вместе в очереди и военные, и штатские, чтобы получить свою порцию каши, которую солдаты по распоряжению властей варили в полевых кухнях тут же, несмотря на холодный мокрый снег и хлещущие порывы ветра.

Как вспоминал один немецкий солдат, наиболее душераздирающим зрелищем всеобщего безумия были дети, потерявшие родителей. «Даже их слезы замерзли», - отметил он. И действительно, дети стали пешками в этой ужасной игре на выживание. Отчаявшиеся матери использовали их в качестве «билетов», с помощью которых они пробирались на борт судна, а потом сбрасывали детей за борт своим родственникам, чтобы те тоже попробовали пробраться на корабль. Часто дети падали в ледяную воду, а иногда попадали в руки посторонних людей.

Вторник, 30 января 1945 года, 12:30 пополудни. Подошли четыре буксира, чтобы оттащить лайнер в открытое море. Погода была плохая: ветер силой 7 баллов, снег, температура -10 °С, льдины на поверхности воды. Когда буксиры повернули назад к Гданьскому заливу, «Вильгельм Густлов» включил собственный двигатель и двинулся в путь, держа курс на Запад, в бурные воды Балтики. Настала ночь, еще похолодало. Моральный дух беженцев и солдат, среди которых были офицеры СС, совсем ослабел, многих мучила морская болезнь.

В 21:10 «Густлов» был поражен тремя торпедами, выпущенными с советской подводной лодки С-13 под командованием Александра Маринеско. Тысячи людей сразу же впали в панику. Одни прыгнули за борт в ледяные волны Балтики. Многие из оставшихся на борту, как свидетельствуют исторические отчеты, выбрали самоубийство. Так, один солдат, услышав пистолетные выстрелы из каюты техника немецкой подводной лодки, силой ворвался в каюту. Он увидел, что жена и ребенок техника лежат без признаков жизни, сам он стоит с дымящимся пистолетом в руке, а его второй ребенок лет пяти в страхе вцепился в ногу отца. «Позвольте мне закончить начатое», - произнес техник.

ПОТЕРЯННОЕ «СЕРДЦЕ»

Ко второму погружению на «Вильгельм Густлов» мы уже были хорошо подготовлены: знали, как лежит судно, были готовы к холодной воде и имели представление о том, каким максимальным временем мы располагаем для видео- и фотосъемки. Как выяснилось, вокруг места залегания судна образовалось множество воронок - в них лежали сорванные листы обшивки, некогда прикрывавшие огромные секции судна. Уже привычным зрелищем стали такие «стратегически важные» ориентиры, как торчащие шлюпбалки, единственная мачта, лежащая по левому борту перпендикулярно корпусу судна, и отдельные части палубы. Теперь дайверы нашей команды ориентировались под водой значительно лучше, и это позволило получить более полное представление о расположении затонувшего судна. Майк Боринг поднялся к самой верхней точке носовой части и не нашел там якорей, что еще раз убедительно подтвердило: на судне все-таки проводились подъемно-спасательные работы. Также мы не обнаружили каких-либо человеческих останков. С самого начала экспедиция Боринга задумывалась как «визуально-фотографический» проект, поэтому никто из членов команды не совершал проникновений внутрь корабля, так что вполне возможно, там, в глубине лайнера, до сих покоятся останки более 7 700 жертв! С каждым последующим погружением мы все больше и больше исследовали рэк. Один из дайверов установил видеокамеру на своем подводном оборудовании и, плавая вокруг «Вильгельма Густлова», снимал все подряд. Американский писатель и фотограф Брэд Шерд (Brad Sheard) из Мэриленда, США, поступил так же, как и я: установил фотокамеру и штатив на палубе затонувшего судна, располагавшейся под углом 45 градусов. Как потом сказали польские дайверы, это было воистину невероятное зрелище - наблюдать двух подводных фотографов, установивших свои штативы на одном затонувшем судне, как будто свадебную церемонию снимают!

Обычно на затонувших океанских лайнерах люки трюмов видны сразу. Однако на «Густлове» нам их обнаружить не удалось. Слишком много обломков в средней части судна - не пробраться. Если Янтарная комната действительно находится внутри затонувшего судна, то совершенно ясно: любой поисковой команде будет трудно даже просто определить, с чего начинать поиски. Тем не менее мы продолжали досконально исследовать то, что было нам доступно. Когда я изучал модель «Вильгельма Густлова» в музее германского города Киль, то обнаружил место, где могла находиться судовая рында - «сердце» судна. Погрузившись, я понял: фотографировать нечего - вместо рынды пустой крюк. Позже мы узнали, что рынду несколько лет назад подняли польские дайверы в мемориальных целях.

Наше погружение на затонувший корабль лишь приподняло завесу тайны, окутывающей океанский лайнер «Вильгельм Густлов». Но оно заложило серьезную базу для повторной экспедиции. И эта экспедиция обязательно состоится. И, возможно, в следующий раз, учитывая наши возросшие знания и помощь польских друзей, мы сумеем открыть больше секретов «Густлова» и легендарной Янтарной комнаты!

P.S. «Вильгельм Густлов» был самым крупным военным транспортом, потопленным в годы войны русскими подводниками. Нацистский суперлайнер уничтожил Александр Маринеско, в том же походе его подводная лодка С-13 торпедировала вспомогательный крейсер «Генерал фон Штойбен». Однако эта «атака века» не сразу была признана российскими властями - имя Маринеско находилось под запретом до 1960-х годов. В 1990 году президент СССР Михаил Горбачев присвоил Маринеско звание Героя Советского Союза - примерно через 27 лет после смерти подводника - в 1963 году.


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования