Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ПОДВОДНОЕ МАКРАМЕ

Роман ПРОХОРОВ Игорь ГАЛАЙДА

Основное отличие человека от животных - это совсем не речь, как многие подумали. Есть же говорящие собаки и обученные языку глухонемые обезьяны. Главное отличие вида Homo Sapiens состоит в том, что человек разумный умеет вязать узлы. Причем не случайно, а с явным умыслом. Хитросплетения веревки сопровождали человека с доисторических времен. Не будем вдаваться в культурологические дебри, отметим только узелковое письмо, обереги из узелков, узелки на память и узелковые заклинания.

Вот и под водой дайверы нашли узлам достойное применение. Конечно, вряд ли многие вяжут узелки на память об остановке безопасности, а вот ходовые концы крепить - тут без узлов не обойтись. На курсах вопрос узлов, которыми можно крепить веревки для тех или иных целей, замалчивается, поэтому мы попросили Романа Прохорова и Игоря Галайду изложить свое мнение об узлах, поведать о своих любимых узлах и поделиться с нами способами их применения под водой. Мы решили уйти от прямой речи и даем обобщенный рассказ сразу двух известных в мире дайвинга инструкторов.

Для чего вообще вяжутся узлы под водой? Во-первых, чтобы куда-то привязаться, а во-вторых, чтобы связать два кончика. Еще можно подвязать что-то для подъема. Скажем, якорную веревку.

Основной узел, который мы применяем для привязывания, - это булинь. Очень хороший узел. Удобный, грамотный, правильный. И распространенный. Его часто используют яхтсмены, чтобы привязать на себя обвязку. У них есть ходовой кончик, и они карабином цепляются к леерам. Правда, вязать булинь в толстых перчатках не совсем удобно, но голыми руками с ним легко справляться.

Вообще, как известно, любой узел ослабляет веревку, прочность ее на разрыв уменьшается как раз в том месте, где вяжется узел. Хотя это более актуально для альпинизма - под водой ведь нагрузки весьма ограниченные. Для нас важно, чтобы узел был надежный и чтобы он не развязался. Возьмем, к примеру, буй - растянется узел, и все, уплывет твой буй. И останешься ты без веревочки.

Так что, повторим: узел не должен развязываться. Второе: надо, чтобы узел было не очень сложно вязать, но не за счет надежности. Кстати, именно этим булинь нам и нравится - его можно вязать одной рукой. И он не развязывается под нагрузкой.

БУЛИНЬ (БЕСЕДОЧНЫЙ)

Узел вяжется просто, он очень надежен, так как при нагрузке не сползает и не развязыватся. Держите коренной конец в левой руке, а ходовой - в правой. Замкните большую петлю, наложив ходовой конец на коренной, после этого ходовой конец проталкивают через малую петлю с таким расчетом, чтобы его хватило завершить формирование узла, а внизу получилась большая петля. Величину большой петли определяют сообразно задаче, выполнить которую поможет беседочный узел. Потом ходовой конец обносят вокруг коренного с противоположной от вас стороны справа налево, вновь проводят в малую петлю, обтягивают - и беседочный узел готов.

Случается, что выполняя беседочный узел, обносят ходовой конец вокруг коренного не так, а по часовой стрелке. При этом конец выходит вниз не внутри большой петли, а снаружи. Такой способ хорош, но не дает никаких преимуществ.

Если приходится оставлять беседочный узел на какое-то время без нагрузки, особенно если он завязан на упругом и скользком синтетическом тросе, полезно прихватить безенем из каболки ходовой конец к одной из сторон большой петли, чтобы предотвратить его выскальзывание.

Для того чтобы связать две веревки, мы пользуемся морским узлом. Это его распространенное название, на самом деле правильно говорить - прямой встречный узел. Правда, вязать им следует веревки только одного и того же диаметра. С его помощью можно что-то нарастить, когда не хватает длины или когда порвалась веревка. Он такой красивый - бабочкой вяжется. Но главное - правильно его завязать, тогда получится настоящий морской узел. Если же завязать его криво, то выйдет так называемый бабий узел, который под нагрузкой легко развязывается. За этим надо очень внимательно следить. А вообще, если ты понимаешь, как он устроен, то вязать его очень легко, даже с закрытыми глазами - но для этого веревка должна быть достаточно толстая. Прямой узел хорош тем, что он совсем незначительно снижает прочность веревки. При использовании этого узла вместо обычных 50% получаем, наверное, целых 90% от изначальной прочности веревки. Это, кстати, актуально, когда на твоем ходовом конце прикреплен корабль - ведь он дергает веревку и может запросто ее порвать как раз в том месте, где расположен узел.

МОРСКОЙ УЗЕЛ (ПРЯМОЙ)

Прямой узел - это два простых узла, завязанных один над другим. Причем второй простой узел завязывается в противоположном к первому направлении. Это придает узлу четкость и симметричность.

Еще больше нам нравится так называемый ткацкий узел. Берешь две веревки, делаешь две петли, которые утягивают друг друга. Получаются как бы два узла, и они могут двигаться. Но при завязывании этого узла мы советуем следовать весьма серьезной рекомендации: надо оставлять достаточно большой кончик, чтобы было возможно завязать страховочный узелок. Дело в том, что ткацкий узел при некоторых условиях может в принципе и растягиваться. Узел этот придуман моряками как раз для того, чтобы в сложных условиях можно было быстро связать два кончика. Ткацкий узел надежный, им можно воспользоваться в отличие от морского, когда вяжутся веревки разной толщины, то есть разного диаметра. Если же использовать морской узел при связывании веревок разного диаметра, то он может начать ползти. В общем, по нашему мнению, этот узел надежнее, чем морской. И не забудьте вязать страховочный узел - это относится в принципе к любому узлу. Так надежнее.

ТКАЦКИЙ УЗЕЛ

Вместо ткацкого узла для более надежного соединения двух концов следует применять двойной ткацкий узел. Он особенно предпочтителен, если один из связываемых концов весьма пружинистый и скользкий.

Разница между ткацким узлом и двойным ткацким заключается в том, что при вязании двойного узла ходовым концом первого троса дважды обносят «горло» петли или огона на другом тросе, который по диаметру обычно превосходит ввязываемый в него конец.

Часто мы используем двойные и тройные флаги. Совсем простой узел, мальчишеский. Ты их делаешь три штуки - и никуда они не денутся, идут на затяг. Очень удобно, если надо ходовик быстро закрепить. Или когда тот же самый ходовик нужно вокруг себя завязать. Делается самая обычная петля, надевается на пояс, и он затягивается. В общем, удавка такая получается. Раньше, по правилам ПВС или нашим единым правилам, водолазы, которые опускались под воду с ходовым концом, в том числе под лед, как раз только такие узлы и делали. Единственное условие: когда подобная удавка надевается на пояс под правую руку, то надо, чтобы веревка тоже уходила справа.

ДВОЙНОЙ ФЛАГ

Рабочий конец веревки обносят вокруг дерева или выступа рельефа. Проносят поверх коренного конца, огибают коренной конец и продевают в образовавшуюся петлю. Paбoчий конец вновь проносят поверх коренного, огибают коренной, продевают во вторую образовавшуюся петлю и т. д. Обычно делают 2-3 флага. Затем желательно закрепить рабочий конец на коренном. При нагружении коренного конца узел затянется, и сохранится возможность развязать его без снятия нагрузки с коренного конца.

Есть еще один очень полезный узел - так называемый австрийский проводник. Он, правда, очень редко используется - его вяжут, когда нужно сделать петлю на середине веревки. Австрийский проводник - довольно простой узел, а вот прочность веревки почти не теряется. Он почему так называется? Потому что вяжется на середине альпинистской веревки, если в связке идут три человека. Мы применяем его, если нужно какую-нибудь промежуточную штучку вешать, какую-то фигульку. Например, стейдж повесить на некоторой глубине на спусковом конце. Делаешь в нужном месте этот австрийский проводник и с помощью карабина вешаешь баллон за обвеску. Очень удобно.

АВСТРИЙСКИЙ ПРОВОДНИК

Австрийский проводник (узел третьего) используется для организации точек крепления на станции и для крепления в связке среднего участника. Узел примечателен тем, что легко по сравнению с восьмеркой развязывается и одинаково хорошо затягивается в обе стороны. При рывке с одной из сторон не скользит по веревке. Австрийский проводник может быть интересен для подвески этапных баллонов на стационарном ходовом конце.

Вот, пожалуй, и все основные узлы, которыми мы пользуемся во время наших погружений как на Балтике, так и в других морях. Нам кажется, что каждый дайвер должен знать эти основные узлы и уметь их вязать хоть с закрытыми глазами, на ощупь, хоть в толстых перчатках. Потому что это навык, который может однажды спасти тебе жизнь. И очень жаль, что таким навыкам не учат на курсах. А стоило бы!


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования