GULF FLEET N31
Евгений КОМКО Киевский клуб технического дайвинга TecForce
Владимир ЛЯШЕНКО Фото
В декабре 2005 года тремя членами клуба Тек Force - Сергеем Борисовым Максимом Соболевым и Евгением Комко совершена серия из пяти погружений на рэк Gulf Fleet N31 местонахождение - риф Шаабрур Хургада, Египет. Рабочая губина - от 85 до 99 метров
Наша экспедиция преследовала две цели - обследование внутренних помещений рэка с целью его более полной идентификации и установления причины трагедии, а также обкатка наших новых ребризеров INSPIRATION и EVOLUTION с электроникой нового поколения VISION, полученных нами накануне.
Применение аппаратов замкнутого цикла изначально предполагало возможность «длинных» донных времен, столь необходимых для кардинальных проникновений в рэк. Полная самодостаточность аппаратов для всех фаз погружения и, как следствие, то, что мы не были перегружены баллонами, оказались еще одним преимуществом в конкретных непростых условиях погружения: погружение в «свободной воде» при отсутствии ходового конца и вообще четкого поверхностного ориентира, сильные течения, обуславливающие сложность прямого попадания на интересующий объект.
ПОДГОТОВКА К ПОГРУЖЕНИЮ И МАТЧАСТЬ
Нами использовались ребризеры замкнутого цикла - два INSPIRATION и один EVOLUTION, «тюнингованные» стальными спинками с харнесом. Дилюент - тримикс 14/50, сорбент Drager DiveSorb.
В качестве bailout у каждого был 12-литровый стейдж с донным тримиксом 14/50 и 12-литровый стейдж с Nх 40. Регуляторы на стейджах (Apeks TX50) имели дополнительные инфляторные шланги для подключения к ребризеру и возможности использования его в ручном полузамкнутом режиме. В ходе погружения применялись компьютеры VR3 с CCR алгоритмом, а также VISION onboard trimix CCR/OC computer.
Воспользовались сухими костюмами DUI CLx450, поддевки Weezle Compact. Для поддува сухих костюмов взяли баллоны с воздухом объемом 1,3 л, закрепленные на стальной спинке ребризера. За счет унификации коннекторов шлангов данная конфигурация имеет большое «поле для маневра» на случай потери одной из газовых смесей - в экстренном случае контур ребризера всегда можно заполнить воздухом поддува костюма, донной или декосмесью, соответственно уведомив об этом компьютеры. Также любым из имеющихся газов всегда можно поддуть костюм или крыло компенсатора.
При погружениях применяли фонари HID Halcyon, OMS, ходовые и декомпрессионные катушки и буи Halcyon, OMS.
В рамках общей подготовки к дайвам нами проводились долгие разъяснительные беседы с капитаном дайв-бота о том, где нас нужно выбросить, чтобы мы попали на рэк. Все было тщетно, нас все равно выбрасывали не там. И это была, пожалуй, единственная «точка отказа» всей нашей подготовительной схемы.
Температура воды - +25°С Видимость - 20 метров Донное время - 20-25 минут
ПЛАНИРОВАНИЕ
Благодаря хорошо отлаженной командной субординации, использованию каждым из членов группы одновременно двух компьютеров - VR3 в качестве основного и тримиксного бортового компьютера, ребризера как дублирующего, а также в силу того, что на дворе XXI век, все погружения производились по компьютерам. Все дайв-планы рассчитывались исключительно как ориентировочные, в основном - чтобы иметь представление об общей длительности дайва и необходимом количестве газа для перехода на открытый цикл в случае полного выхода ребризера из строя. Случись это - оба вышеуказанных компьютера имеют возможность переключения на «открытый цикл». Сама же по себе возможность фактического шестичасового пребывания под водой вне зависимости от глубины, которую обеспечивает ребризер, а также специфическая техника работы с bailout, допускают определенную «фамильярность» в отношении строгого соблюдения пределов донного времени. В экстренном, разумеется, случае.
В данном случае, как в расчете, так и на практике, нами применялась техника замены дилюента с тримикса на чистый кислород на 6-метровой остановке - так называемая промывка дыхательного контура. В результате это дало нам выигрыш во времени декомпрессии в среднем на 25 минут.
Повторюсь, что данный расчет служил лишь ориентиром, дающим нам общее представление о длительности и этапах дайва в целом.
Bailout, однако.
Расчет bailout производился по программе V-Planner.
Применяемая в планировщике модель VPM-B в сравнении с Бульмановской при сопоставимом консерватизме предлагает практически сходный суммарный Run-time при удлиненных глубоких и укороченных мелких декомпрессионных остановках.
«Хочется отметить, что по нашему глубокому убеждению данный алгоритм был разработан по заказу мафиозного альянса продавцов гелия и производителей сухих костюмов с целью увеличения объемов продаж. VPM-B - несомненный продукт преступного сговора и в любой цивилизованной стране - подсудное дело».
На практике аварийное всплытие происходило бы по Бульмановскому алгоритму VR3, который определил бы сравнительно меньший расход газа. Вследствие этого использование алгоритма VPM-B для расчета количества газа служило дополнительным фактором безопасности.
Как видно из расчета, количество «аварийного» газа, которое каждый из нас должен был взять с собой - неприлично велико. Взяв его в полном объеме, каждый участник тащил бы на себе по четыре стейджа - в нашем случае весьма малоприятная перспектива. На основе наработанной нами практики bailout рассчитывался исходя из следующих соображений и методики погружения. Каждый из нас брал по одному стейджу с донным и по одному с деко-газом. Стейджи были одинаково четко и узнаваемо размечены соответственно содержащейся в них смеси.
Достигнув палубы рэка, мы снимали и складывали стейджи в одном месте, возле входа в жилые помещения, не дальше 1-2 м друг от друга, после чего каждый занимался своими делами «согласно распорядку». Одновременно вернувшись на 25-й минуте к стейджам, мы надевали их и вместе начинали всплытие.
Теперь что это нам давало. Если в любую минуту донной фазы погружения у кого-то из нас полностью выходил из строя ребризер, «бедолага» немедленно выходил бы к стейджам, брал два комплекта bailout и начинал всплытие на открытом цикле. Этого газа хватило бы ему «с головой». Вероятность же полного выхода из строя одновременно двух ребризеров примерно равна вероятности внезапного начала войны между Египтом и Израилем с попаданием в этот момент под бомбежку прямо на нашем рэке. В этом случае bailout и вовсе бесполезен.
Но, допустим, на палубе остается один комплект. Если бы у другого участника чуть позже случилась подобная ситуация, он взял бы оставшийся комплект и догнал первого на средних декоостановках, позаимствовав у него часть газа. Трех комплектов на двоих также хватило бы с запасом - это ясно видно из расчета.
Вероятность одновременной поломки всех трех ребризеров рассматривать не будем - в конце концов, это серьезная статья, а не фельетон.
Подобная «коллективно-хозяйственная» техника работы с bailout нами четко отработана и ни разу не давала сбоев. Более того, чем больше состав группы, тем больший «запас прочности» данной схемы.
ХОД ПОГРУЖЕНИЯ
Общее время каждого погружения было от 160 до 190 минут при донных временах от 22 до 25 минут. В ходе погружений были обследованы все доступные и условно-доступные внутренние помещения рэка, в т.ч. машинное отделение и заваленные каюты. Были установлены точные данные о классе судна, компании-судовладельце, годе постройки корабля и названии верфи. В недрах рэка была найдена сумка с фотографиями команды и самого корабля, стоящего у причала. На основе того, что мы увидели внутри рэка, сейчас можно с большой долей вероятности установить ход трагедии и место пробоины в днище.
Все погружения прошли без каких-либо ЧП, всплытие и декомпрессия осуществлялись вдоль стенки рифа.
АНАЛИЗ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Использование в компьютере VISION градиентной модели Бульмана с возможностью настроек «верхних» и «нижних» градиентов позволяет варьировать глубокие и мелкие декомпрессионные фазы, удлиняя либо укорачивая любую из них. При работе в паре с компьютером VR3 - как раз в нашем случае VISION дает довольно интересные возможности для оптимизации и подгонки профиля VR3 под придирчивые замечания Эллиаттовского декомпаратора.
К сожалению, декомпрессионная программа VISION на сегодняшний день не имеет версии для ПК. Танталовых мук стоило эмпирически подобрать подходящие градиенты в деморежиме, прогоняя профили в реальном масштабе времени. В результате подобранные градиенты определяли небольшое опережение в сравнении с профилем VR3 (по нему происходило всплытие и декомпрессия), не вступая с ним в конфликт, и VISION с настроенным таким образом алгоритмом, с нашей точки зрения, вполне вписывался в критерий дублирующего компьютера. С другой стороны, используемые нами градиенты обуславливали большую безопасность, чем рекомендованные мануалом к компьютеру для наших конкретных соотношений глубина/время.
В общем, как говорится, «убили двух зайцев одним выстрелом».
Это хорошо видно на графике - предложенный VISION профиль (светл.) сначала опережает VR3, потом, догоняя его в средней фазе и сдерживая, становится «ведущим» и как бы срезает проблемный участок его кривой. Далее в мелкой фазе профиль VISION снова уходит вверх, уступая ведущую роль алгоритму VR3. Что характерно, подобным образом коррелируют как тримиксные профили с меньшим общим временем, так и воздушные.
Уверен, решение, найденное нами, - не самое оптимальное. Для нахождения «идеальных» градиентов все же необходим полноценный компьютерный планировщик с графическим интерфейсом. Его, кстати, компания APD вскоре обещает представить на рынок.
Тем не менее последующий анализ на декомпараторе реальных профилей наших погружений во всех случаях выдал твердую оценку «отлично».
ОСНОВНОЙ ПЛАН
(встроенный планировщик компьютера VR3)
Depth - 99 m
Bottom Time - 25 min
Diluent1 (bottom gas) - Tx 14/50
Diluent2 (deco gas) - O2 (Nx 99%)
SetPoint - 1,3 bar
Safety= 20%
|
Decompression:
|
Depth, m
|
Time on depth, min
|
Tx 14/50
|
73
|
2
|
Tx 14/50
|
61
|
2
|
Tx 14/50
|
54
|
2
|
Tx 14/50
|
48
|
1
|
Tx 14/50
|
45
|
1
|
Tx 14/50
|
42
|
1
|
Tx 14/50
|
39
|
1
|
Tx 14/50
|
36
|
1
|
Tx 14/50
|
33
|
1
|
Tx 14/50
|
30
|
3
|
Tx 14/50
|
27
|
5
|
Tx 14/50
|
24
|
7
|
Tx 14/50
|
21
|
7
|
Tx 14/50
|
18
|
10
|
Tx 14/50
|
15
|
12
|
Tx 14/50
|
I 12
|
16
|
Tx 14/50
|
9
|
23
|
Nx 99%
|
6
|
81
|
Time To Surface - 186 min
|
ПЛАН ПОГРУЖЕНИЯ
V-Planner 3.43 by R. Hemingway, VPM code by Erik C. Baker
Decompression model: VPM-B
DIVE PLAN
Surface interval = 1 day 0 hr 0 min.
Elevation = Om
|
Dec to 99m
|
|
(0)
|
on Diluent 14,0/50,0
|
0,70 SetPoint
|
|
|
Level 99m
|
24:20
|
(25)
|
on Diluent 14,0/50,0
|
1,30 (1,52)
|
41m ead
|
43m end
|
Asc to 90m
|
|
(25)
|
on Diluent 14,0/50,0
|
1,30 SetPoint
|
10m/min ascent
|
|
Asc to 78m
|
|
(27)
|
on Trimix 14,0/50,0
|
|
10m/min ascent
|
|
Stop at 78m
|
0:54
|
(28)
|
on Trimix 14,0/50,0
|
1,22 ррОг
|
30m ead
|
34m end
|
Stop at 72m
|
1:00
|
(29)
|
on Trimix 14,0/50,0
|
1,14 ррОг
|
27m ead
|
31m end
|
Stop at 66m
|
2:00
|
(31)
|
on Trimix 14,0/50,0
|
1,06 ррОг
|
25m ead
|
28m end
|
Stop at 60m
|
2:00
|
(33)
|
on Trimix 14,0/50,0
|
0,97 ррОг
|
22m ead
|
25m end
|
Stop at 54m
|
4:00
|
(37)
|
on Trimix 14,0/50,0
|
0,89 ррОг
|
19m ead
|
22m end
|
Stop at 48m
|
2:00
|
(39)
|
on Trimix 14,0/50,0
|
0,81 ррОг
|
16m ead
|
19m end
|
Stop at 45m
|
3:00
|
(42)
|
on Trimix 14,0/50,0
|
0,77 ррОг
|
15m ead
|
17m end
|
Stop at 42m
|
3:00
|
(45)
|
on Trimix 14,0/50,0
|
0,72 ррОг
|
14m ead
|
16m end
|
Stop at 39m
|
3:00
|
(48)
|
on Trimix 14,0/50,0
|
0,68 ррОг
|
12m ead
|
14m end
|
Stop at 36m
|
4:00
|
(52)
|
on Trimix 14,0/50,0
|
0,64 ррОг
|
11m ead
|
13m end
|
Stop at 33m
|
5:00
|
(57)
|
on Trimix 14,0/50,0
|
0,60 ррОг
|
10m ead
|
11m end
|
Stop at 30m
|
6:00
|
(63)
|
on Trimix 14,0/50,0
|
0,56 ррОг
|
8m ead
|
10m end
|
Stop at 27m
|
5:00
|
(68)
|
on Nitrox 40,0
|
1,47 ррОг
|
18m ead
|
|
Stop at 24m
|
2:00
|
(70)
|
on Nitrox 40,0
|
1,35 ррОг
|
16m ead
|
|
Stop at 21m
|
5:00
|
(75)
|
on Nitrox 40,0
|
1,23 ррОг
|
14m ead
|
|
Stop at 18m
|
6:00
|
(81)
|
on Nitrox 40,0
|
1,11 ррОг
|
11m ead
|
|
Stop at 15m
|
8:00
|
(89)
|
on Nitrox 40,0
|
1,00 ррОг
|
9m ead
|
|
Stop at 12m
|
11:00
|
(100)
|
on Nitrox 40,0
|
0,88 ррОг
|
7m ead
|
|
Stop at 9m
|
18:00
|
(118)
|
on Nitrox 40,0
|
0,76 ррОг
|
4m ead
|
|
Stop at 6m
|
76:00
|
(194)
|
on Nitrox 40,0
|
0,64 ррОг
|
2m ead
|
|
Asc to sfc.
|
|
(194)
|
on Nitrox 40,0
|
|
10m/min ascent
|
|
Off gassing starts at 83,2m
OTU's this dive: 138
CNS Total: 52,5%
2747,9 Itr Trimix 14,0/50,0
3335,9 Itr Nitrox 40,0
6083,8 Itr ОС TOTAL
|
Регламент конкурса