Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


 
СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


КЛАДЫ? КЛАДЫ! КЛАДЫ...

ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО СМ. DIVETEK 6(14) 2005

Сергей Антонов, PADI Rescue Diver, председатель коллегии адвокатов «Сергей Антонов и партнеры»

Продолжая начатую тему о кладоискательстве, хочу обратить ваше внимание на то, что, даже не обладая достаточным опытом, познаниями и необходимыми разрешениями, вы можете уже сейчас принять участие в экспедициях по поиску затонувших кораблей и ценностей. Такую возможность предоставляет британская компания Global Vision International (www.gvi.co.uk), которая нашла нишу на рынке услуг, используя интерес людей к личному участию в разнообразных исследованиях. Заплатив определенный денежный взнос, вы в качестве добровольца можете быть допущены к участию в тех или иных исследованиях. Понятно, что ни о каком участии в прибылях речь не идет. Главное требование - знание английского, а уж работа найдется для всех и каждого.

Но это была прелюдия. Как вы, наверное, помните из предыдущей статьи, частные занятия кладоискательством если и не преследуются, то уж, во всяком случае, не приветствуются. У неискушенного читателя возникнет вопрос: а как же в таких условиях может существовать международный бизнес по продаже различных приспособлений для поиска кладов, в том числе металлоискателей (даже подводных)? Ответ прост: продавцы такого рода оборудования не несут никакой ответственности за незаконное использование их продукции. В связи с этим и возникло понятие - «черный археолог».

Мы же вернемся к юридической стороне вопроса, точнее - его истории. Законы, запрещавшие вывоз из своих стран любых произведений искусства без санкции государства, первыми приняли в 1932 году Греция, а в 1939-м - Италия. После Второй мировой войны это законодательство было значительно ужесточено. В 1970 году принимается специальная конвенция ЮНЕСКО об охране памятников, к которой в 1983 году присоединились США.

В принципе законодательство по охране культурного наследия не запрещает вывоз археологических находок, если на то есть разрешение министерства культуры или аналогичного органа. На практике, разумеется, ни одному чиновнику не придет в голову разрешить вывоз ценного произведения искусства из страны.

Проблема незаконных раскопок актуальна не только в Греции и Италии, но и в России, Турции, Латинской Америке. Искатели сокровищ и других вещиц, пригодных для продажи коллекционерам, наносят непоправимый ущерб памятникам культуры. Дело в том, что искусствоведу знание точного происхождения предмета не помешало бы, но оно вовсе необязательно. А вот для истории и археологии это просто необходимо: вырванный из контекста предмет, например изъятая из погребения ваза, навсегда теряет ценность для науки.

Наиболее значимыми с точки зрения правового регулирования отношений в рассматриваемой области международными нормативными актами являются:

  • Конвенция ООН об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 года);

  • Европейская конвенция об охране археологического наследия (Валлетта, 16 января 1992 года);

  • Конвенция УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям (Рим, 24 июня 1995 года).

    Смысл приведенных международных договоров, если кратко, сводится к определению культурного и исторического наследия и обязанности государств всеми способами охранять его. Исходя из договоров, государства обязались принять единые правила, которые могут воспрепятствовать разграблению или разрушению культурных и исторических ценностей, равно как и вывозу из страны тех или иных предметов, представляющих культурную или историческую ценность. Наибольший интерес для кладоискателей предоставляют следующие статьи Конвенции ООН:

    В соответствии с Европейской конвенцией об охране археологического наследия к археологическому наследию относятся сооружения, строения, группы зданий, освоенные участки, нестационарные объекты, памятники другого рода, а также окружающая их обстановка независимо от их расположения на суше или под водой. Каждое государство обязано обеспечивать обязательное информирование компетентных органов лицами, случайно обнаружившими элементы археологического наследия, и предоставление их для исследования (понятно, что государство может обеспечить это только запретительными мерами и ответственностью за невыполнение запрета. (Прим. автора).

    Также эта Конвенция обязывает государства-участники организовывать работу органов государственной власти и научных институтов по сбору и обмену информацией о любых выявленных незаконных раскопках.

    Конвенция УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям была принята в связи с участившимися случаями незаконной перевозки и торговли культурными ценностями и невосполнимым ущербом от таких перевозок и торговли и направлена на реституции похищенных культурных ценностей. В соответствии с этой Конвенцией (ст.3), владелец похищенной культурной ценности должен ее вернуть (реституциировать). По положениям Конвенции культурная ценность, происходящая из неразрешенных раскопок или законно происходящая из раскопок, но незаконно изъятая, рассматривается как похищенная. Владелец похищенной культурной ценности, обязанный ее вернуть, имеет право на оплату в момент ее реституции, справедливое возмещение убытков при условии, что он не знал или не должен был знать (предполагать), что ценность могла быть похищена и что он может доказать с надлежащим предоставлением документов момент ее приобретения. Для того чтобы определить, действовал ли владелец с надлежащим прилежанием, будут учитываться все обстоятельства приобретения, особенно качество частей, заплаченная цена, консультации владельца с любым реестром похищенных культурных ценностей, разумно доступным, и консультации с органами, в которые он мог иметь доступ, или любой другой демарш, разумно предпринятый в таких же обстоятельствах.

    Итак, на основе изучения международных актов мы пришли к тем же выводам, что и при изучении национального права, а именно: государство предпримет любые действия для защиты ценностей, скрытых под землей или под водой. Для того чтобы законно заниматься раскопками как под землей, так и под водой, требуется явно выраженное согласие владельца земельного участка или международных вод, а в некоторых случаях - лицензия или специальное разрешение, выданное компетентными органами. Ценность, обнаруженная в нейтральных водах, также может иметь своего владельца, согласие которого требуется для извлечения этой ценности, не говоря уже о распоряжении ею.

    В следующей публикации мы рассмотрим исключения из общепринятых правил, а также международно-правовые курьезы, случившиеся с обнаруженными культурными и археологическими ценностями.

    КОНВЕНЦИЯ ОБ ОХРАНЕ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ

    Принята Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в Париже 16 ноября 1972 года.

    I. ОПРЕДЕЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ

    Статья 1

    В настоящей Конвенции под «культурным наследием» понимаются:

    памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

    ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

    достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.

    Статья 2

    В настоящей Конвенции под «природным наследием» понимаются:

    природные памятники, созданные физическими и биологическими образованиями или группами таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки;

    геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или сохранения;

    природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки, сохранения или природной красоты.

    Статья 6

    1.  Полностью уважая суверенитет государств, на территории которых находится культурное и природное наследие, определяемое в статьях 1 и 2, и не ущемляя прав, предусмотренных национальным законодательством в отношении указанного наследия, государства-стороны настоящей Конвенции признают, что оно является всеобщим наследием, для охраны которого все международное сообщество обязано сотрудничать.

    2.  Государства-стороны обязуются поэтому в соответствии с положениями настоящей Конвенции оказывать содействие признанию, охране, сохранению и популяризации культурного и природного наследия, упоминаемого в пунктах 2 и 4 статьи 11, если об этом попросят государства, на территории которых оно находится.

    3.  Каждое государство-сторона настоящей Конвенции обязуется не принимать каких-либо преднамеренных действий, которые могли бы причинить прямо или косвенно ущерб культурному и природному наследию, упоминаемому в статьях 1 и 2, расположенному на территории других государств-сторон настоящей Конвенции.

    Статья 11

    1. Каждое государство-сторона настоящей Конвенции представляет по мере возможности Комитету всемирного наследия перечень ценностей культурного и природного наследия, расположенных на его территории, которые могут быть включены в список, предусмотренный в пункте 2 настоящей статьи. Этот перечень, который не следует считать исчерпывающим, должен содержать документацию относительно места расположения данных ценностей и представляемого ими интереса.

    2. На основе перечней, представляемых государствами в соответствии с пунктом 1, комитет составляет, обновляет и публикует под названием «Список всемирного наследия» список ценностей культурного и природного наследия, как они определены в статьях 1 и 2 настоящей Конвенции, которые, по его мнению, имеют выдающуюся универсальную ценность в соответствии с установленными им критериями.

    Обновленный список рассылается не реже одного раза в два года.

    3.  Внесение ценностей в Список всемирного наследия не может быть произведено без согласия заинтересованного государства-участника. Включение ценности, расположенной на территории, суверенитет или юрисдикция которой оспаривается несколькими государствами, никоим образом не отражается на правах спорящих сторон.

    4.  Комитет составляет, обновляет и публикует, когда этого требуют обстоятельства, под названием «Список всемирного наследия, находящегося под угрозой», список ценностей, фигурирующих в Списке всемирного наследия, для спасения которых требуются значительные работы и для которых в рамках настоящей Конвенции была запрошена помощь. В этом списке указывается примерная стоимость операций. В этот список могут включаться только ценности культурного и природного наследия, которым угрожают серьезные и конкретные опасности, как, например, угроза исчезновения вследствие прогрессирующего разрушения, проекты проведения крупных общественных или частных работ, быстрое развитие городов и туризма, разрушение в связи с изменением предназначения или права собственности на землю, серьезные повреждения вследствие неустановленной причины, заброшенность по каким-либо причинам, стихийные бедствия и катаклизмы, опасность вооруженных конфликтов, большие пожары, землетрясения, оползни, вулканические извержения, изменения уровня вод, наводнения, приливы. В случае чрезвычайных обстоятельств комитет может в любое время включить в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, новую ценность и немедленно сообщить об этом.

    5.  Комитет определяет критерии, на основе которых ценность культурного или природного наследия может быть включена в оба списка, предусматриваемые в пунктах 2 и 4 настоящей статьи.

    6. До того как принять окончательное решение о невключении ценности в один из двух списков, упомянутых в пунктах 2 и 4 настоящей статьи, комитет консультируется с государствами-сторонами, на территории которых находится вышеупомянутая ценность культурного или природного наследия.

    7.  Комитет, по договоренности с заинтересованными государствами, координирует и поощряет проведение изучений и исследований, необходимых для составления списков, указанных в пунктах 2 и 4 настоящей статьи.

    Статья 12

    Тот факт, что какая-либо ценность культурного или природного наследия не была включена в один из двух списков, упомянутых в пунктах 2 и 4 статьи 11, ни в коей мере не означает, что она не имеет выдающейся универсальной ценности или других целей помимо тех, которые являются следствием включения их в эти списки.

    Статья 23

    Комитет всемирного наследия может также предоставлять международную помощь национальным или региональным центрам подготовки специалистов всех уровней в области выявления, охраны, сохранения, восстановления и популяризации культурного и природного наследия.

    Статья 27

    1.  Государства-стороны настоящей Конвенции стремятся, применяя все соответствующие средства и, в частности, просветительные и информационные программы, укреплять уважение и привязанность своих народов к культурному и природному наследию, определяемому в статьях 1 и 2 Конвенции.

    2.  Они обязуются широко информировать общественность об опасностях, грозящих этому наследию, а также о мерах, принимаемых во исполнение настоящей Конвенции.


  • Обмен сылками


    Get Adobe Reader
    DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
    Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования