Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ГИБЕЛЬ НА ПЕРЕЛОМЕ ЭПОХ

Денис СУСЛОВ

Долгожданный и солнечный май 1917 года жены и родители моряков подводной лодки «Барс» провели в напрасном ожидании. Из своего пятнадцатого похода она не вернулась.

Вместе с лодкой погибли ее командир - старший лейтенант Н.Н. Ильинский, старший офицер - лейтенант А.А. Реммерт, штурман - лейтенант Д.А. Сташевский и 35 человек экипажа. Командование признало гибель подводной лодки только 26 мая 1917 года и назвало ее «первой жертвой боевого долга флота свободной России».

28 мая в Ревеле состоялась грандиозная манифестация памяти, растянувшаяся через весь город. В городском соборе отслужили панихиду. Траурная процессия с плакатами и хоругвями с соборной площади пошла к «Русалке», этому всеобщему морскому памятнику, для возложения к нему венков погибшим на «Барсе». Обстоятельства, точная дата и время гибели подводной лодки остались неизвестны...

Вспомнить эту подзабытую, но так до конца и не разгаданную историю меня заставила встреча с адвокатом, историком и коллекционером Борисом Кузнецовым. Он давно и всерьез увлекается историей Российского флота, собрал коллекцию интереснейших книг, документов и свидетельств, связанных с различными этапами его существования. Я обнаружил в этом бесценном собрании альманах «Подводный сборник» (выпуск №1, январь 1918 года, Петроград, издан и редактирован моряком военного флота В.А. Подерни). В оглавлении значилось: «Гибель подводной лодки "Барс"»...

Попытки что-либо прояснить в загадочном исчезновении подводной лодки предпринимались неоднократно и в советское время, о чем свидетельствуют многочисленные публикации. Но все выдвинутые версии остались лишь предположениями, пока в 1993 году шведскими исследователями восточнее острова Готска-Санден не была обнаружена подводная лодка, похожая на «Барс». 24 февраля 1993 г. командующий военно-морскими силами Швеции вице-адмирал Дик Бьерессон направил российскому послу в Стокгольме Олегу Гриневскому письмо. Командующий сообщал, что шведским минным тральщиком «Ландсорт» во время учений в Балтийском море на глубине 127 м от точки с координатами: 58° 21,033 N и 19° 51,902 Е обнаружена подводная лодка, скорее всего русская, и рядом две торпеды. На лодку никто не спускался, но дистанционно управляемым подводным роботом был снят видеофильм, который прилагался к письму. «Отдельные детали видеозаписи, - писал адмирал Бьерессон, - показывают, что, возможно, это - подводные лодки «Барс» или «Львица», согласно опубликованным данным погибшие в мае и июне 1917 г.». По мнению адмирала, более точная идентификация невозможна без спуска человека к лодке.

Письмо было тотчас переслано в Москву, в Министерство иностранных дел, и оттуда передано в Главный штаб ВМФ. Позже стало известно, что шведский видеофильм на короткое время появился в Санкт-Петербурге, где его просмотрели специалисты по подводному кораблестроению. Один из них так оценил видеофильм: «Запись невысокого качества, «мутная», и чего-либо, кроме того, что это - подводная лодка типа «Барс», сказать нельзя».

Первой реакцией в прессе на сделанную шведами находку стала статья в декабрьском номере журнала «Новое время» «Панихида по "Барсу"». Ее автор, собкор журнала в Стокгольме Александр Полюхов, не имел в виду собственно «Барс». Он писал о лодках этого типа, так как помимо него и «Львицы» в этом районе Балтики мог погибнуть и пропавший в октябре 1917 г. «Гепард». Автор предлагал провести «опознание по приметам» затонувшей лодки, найденной шведским тральщиком, и «как минимум, бросить венок на место гибели и отслужить панихиду по погибшим морякам».

Министерство иностранных дел, не дождавшись ответа ВМФ России, решило, что Военно-морской флот находка не заинтересовала. И в марте 1997 года 2-й Европейский департамент МИД предложил провести опознание лодки старейшему российскому журналу путешествий и приключений «Вокруг света». В письме российскому послу шведский адмирал полагал, что без спуска человека на лодку ее точная идентификация невозможна. И поначалу все усилия были направлены на то, чтобы такое обследование организовать. Но оказалось, что в нынешних условиях это не под силу ни Российской академии наук, располагающей подводными обитаемыми аппаратами, ни Военно-морскому флоту России, имеющему в составе своей поисково-спасательной службы не только средства подводного наблюдения, но и подъема затонувших подводных лодок. И тогда пришлось сосредоточиться на «опознании по приметам», сохранившимся в архивных документах и старинных фотографиях в музеях, частных коллекциях и альманахе «Подводный сборник».

В свой последний, пятнадцатый, боевой поход «Барс» под командованием старшего лейтенанта Н.Н. Ильинского вышел в составе 1-го дивизиона подводных лодок Балтийского моря 6 мая 1917 года из Ганги. Дивизион в составе «Волка» (под брейд-вымпелом командира капитана 2-го ранга В.Ф. Дудкина), «Барса», «Гепарда» и «Вепря» следовал на перехват немецких транспортов с военными грузами, перевозившимися из портов нейтральной Швеции. Лодкам предписывалось выйти на пути караванов, оттуда перейти на либавские позиции и позицию у Форе - северной оконечности острова Готланд, а 13 мая прибыть на дагергортский створ - западную оконечность острова Даго. Предписание в точности выполнили «Вепрь» и «Гепард», вечером 13 мая вернувшиеся в Ганг. Причем «Волк» вернулся сюда еще 10 мая. 9 мая на лодке произошла авария двигателей, и в 18.30 на одном оставшемся исправным двигателе «Волк», не заходя на новую позицию, начал возвращение на базу, куда и пришел в 21.15 следующего дня. «Барс» на базу не вернулся...

14 мая капитан 2-го ранга Дудкин передал в Ревель в штаб дивизии подводных лодок Балтийского моря телеграмму с донесением о походе своего дивизиона. Среди прочего он сообщил, что «Вепрь» 8 мая в 18.40 и 9 мая в 12.50 на меридиане мыса Ландсорт и параллели маяка Хсфринге видел подлодку на малых глубинах. Что это за лодка, не сообщалось, но согласно предписанию в эти дни и в этом месте должен был находиться «Барс». После этого, следуя предписанию, он должен был перейти на новую позицию. И как раз 10 мая «Волк», следуя на базу и находясь в точке с координатами 58° 36' N и 20° 10' Е, встретил лодку, идущую на S. «Возможно, «Барса», - как об этом было сказано в «Заметках о походах дивизии подводных лодок Балтийского моря», которые велись флагманским штурманом дивизии лейтенантом Эссеном.

Что же могло произойти при встрече двух русских лодок, для одной из которых эта встреча стала роковой? «Барс», приняв «Волка» за неприятельскую лодку, срочно погрузился на месте, называемом Готландской впадиной, где глубины достигают более 100 метров. И это погружение могло стать аварийным - история подводного плавания знает не один случай срочных погружений, оказавшихся из-за неисправности последними. Возможно, «Барс» не смог остановиться на рабочей глубине, не превышающей для лодок этого типа 50 м, и провалился в пучину Готландской впадины, ставшей его могилой.

Эту версию опровергает историк И.Н. Аникин, родственник одного из офицеров подлодки «Львица». Он даже приводит различные доказательства того, что обнаруженная шведами субмарина является «Львицей»...

Различные исследователи приводят различные доводы, которые основываются на конструктивных особенностях лодки и хронологии тех событий. Одно можно сказать с уверенностью: на дне Готландской впадины обнаружена российская подлодка типа «Барс». Анализ маршрутов русских подводных лодок во время Первой мировой войны показал, что в этом районе могли погибнуть подводные лодки «Барс», «Львица» или «Гепард». Более конкретный результат могут дать только исследования на месте гибели лодки. На сегодняшний день эти исследования не были никем проведены. Разгадка тайны подлодки, лежащей в глубинах Балтийского моря, так и не найдена. У нашего государства нет возможностей или желания заниматься сложной идентификацией останков. В этом деле даже больше инициативы и участия проявила шведская сторона. С нашей же стороны все закончилось обсуждением в прессе, Интернете и бесплодной официальной перепиской.

19 марта 2006 года Военно-морской флот России будет отмечать 100-летие отечественного подводного флота. Я очень надеюсь, что к этой дате наше государство найдет силы и средства для изучения останков одной из легендарных субмарин подплава России, предпримет реальные шаги для увековечения памяти моряков-подводников, вписавших одну из первых ярких страниц в историю Российского подводного флота.

P . S. Материалы, опубликованные в альманахе «Подводный сборник», очень интересны и с совершенно иной стороны. Несмотря на то, что они опубликованы, с точки зрения хронологии, после Октябрьской социалистической революции, описываются события переломного для нашей истории периода. После свержения самодержавия многие лучшие представители офицерского и рядового состава ВМФ России позволили себя обмануть мифом о «свободе, равенстве и братстве». К их числу относились и члены экипажа подлодки «Барс» под командованием старшего лейтенанта Н.Н. Ильинского. Вот строки из их обращения к Петроградскому совету Рабочих и Солдатских Депутатов, принятому 1 мая 1917 года:

«Дорогие товарищи депутаты, мы слышали Ваше последнее обращение к армии, мы слышали слова, сказанные делегатам армии от Вашего лица товарищем Церетелли. Мы слышали глубокую душевную скорбь друга трудового народа товарища Керенского. Нас самих волнует тяжелое положение страны. Мы согласны с Вами и готовы приложить все свои силы, чтобы быть сейчас, в настоящий момент, на высоте нашего гражданского долга, долга совести.

А священный долг этот перед нашей драгоценной свободной Родиной настоятельно повелевает нам немедленно активно выступить на арене мировой борьбы за право и свободу народов, в тесном единении с нашими честными союзниками и нашими товарищами, находящимися в их рядах, против Германии, до тех пор, пока германский народ не остановит своих заблуждений, своего Вильгельма и его политику порабощения других народов во славу германского империализма.

Мы громко призываем всех товарищей, воинов армии и флота, доверить Родину и свободу Вам, состоящим на страже наших народных интересов, призываем не отвлекаться временно от своих прямых воинских задач, ведущих к одному решению: быть нашей Родине свободной, или не быть.

Да не бросит нам история и потомство обвинение: «У отцов наших было все, а они оставили нас нищими».

Шлем Вам, товарищи, братский привет и единодушно заявляем: 1-й дивизион подводных лодок Балтийского моря готов по первому требованию приступить к активным действиям против мировых угнетателей немцев, за счастье, величие и свободу России»...

3 мая это обращение было передано командующему флотом Балтийского моря вице-адмиралу Максимову, который его одобрил и приказал дивизиону готовиться к совместному походу, из которого «Барс» и не вернулся. Если бы эти честные и искренние моряки знали, в какую катастрофу ввергнут Россию подобные обращения. Жаль, что история не терпит сослагательного наклонения.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПОДЛОДОК ТИПА «БАРС»:

Мощность двигателей надв./подв. хода (л.с.)

2х250/2х450

Скорость надв./подв. хода (узл.)

11,5/8,5

Дальность плавания надв./подв. ходом (миль)

2500/30

Глубина погружения м.

50

Вооружение

37-мм артиллерийское орудие (шт.)

1

57-мм артиллерийское орудие (шт.)

1

Пулемет

1

Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (шт.)

2 носовых,

2 кормовых

Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого (шт.)

8

В серии исторических очерков «Российский императорский подводный флот» (см. DiveTek № 2[4], 3[5], 4[6] 2004) я уже писал о лодках типа «Барс». Это был пятый тип подводных лодок, построенных по проекту И.Г. Бубнова. Балтийский завод под его руководством в 1910 году разработал проект, одобренный для постройки. Название одной из построенных лодок «Морж», заложенной в Николаеве для Черноморского флота, стало общим для этого типа. В 1912 году лодки типа «Морж» решено было строить и для Балтийского флота. Проект усовершенствовали и доработали. Были увеличены скорость и дальность надводного и подводного плавания, габариты и водоизмещение, внесены важные конструктивные изменения. Заказ на строительство 18 субмарин этого типа распределили между Ревельским судостроительным обществом «Ноблесснер» и Балтийским заводом.

Заложенная на Балтийском заводе 28 сентября 1913 года и спущенная на воду 2 июня 1915 года подводная лодка «Барс» дала имя новому классу подлодок. По свидетельству специалистов, лодки типа «Барс» были самыми совершенными боевыми подводными судами своего времени.


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования