Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ПРЯМОЙ ЭФИР ИЗ БЕЗДНЫ

ПЕРВАЯ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ ПРЯМАЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ПЕРЕДАЧА С ГЛУБОКОВОДНОГО ОБИТАЕМОГО АППАРАТА (ГЛУБИНА 3800 МЕТРОВ). ЭКСКЛЮЗИВНО ДЛЯ ЖУРНАЛА DIVETEK.

А.М. САГАЛЕВИЧ

С борта НИС «Академик Мстислав Келдыш»

23 сентября 1932 года Национальной радиокорпорацией Соединенных Штатов Америки была произведена первая прямая радиопередача с глубины 730 метров. Передача, которую слушали люди Америки и Европы, шла с глубоководной батисферы Вильяма Биба, опускавшейся в глубины океана на тросе. Подводная связь с батисферой осуществлялась по обычному телефонному проводу.

Начиная с этого момента Вильям Биб регулярно использовал связь по кабелю с поверхностью для словесного описания животных, виденных им при погружениях. Но та первая передача явилась некоторой революцией в организации глубоководных погружений. Она заставила людей задуматься о развитии методов подводной связи, которая является важным фактором обеспечения безопасности погружений, а также позволяет персоналу, находящемуся на поверхности океана, оперативно следить за ходом погружений, получая прямую информацию о научных наблюдениях, о ходе подводно-технических работ и т.д.

В конце 40-х годов ХХ века появились первые системы гидроакустической связи, первоначально работавшие на небольших глубинах океана. В дальнейшем корректировка частотного диапазона и увеличение мощности позволили создать системы гидроакустической голосовой связи, работавшие на больших глубинах. Первое глубоководное погружение батискафа «FNRS-3» под командованием Жоржа Уо на рекордную для того времени глубину 4550 метров впервые обеспечивалось гидроакустической связью (февраль 1954):

В настоящее время работа обитаемых аппаратов под водой немыслима без гидроакустической голосовой связи, в обиходе называемой подводниками «подводный телефон». Современные гидроакустические системы обеспечивают такую связь на расстояния до нескольких десятков километров.

В январе 1990 года мы планировали первые погружения на «Титаник» с целью проведения киносъемок с канадской фирмой IMAX. В Москву приехали представители этой фирмы, Национального Географического общества США, Голливуда и других организаций. При обсуждении программы предстоящих работ возникла идея организации прямой телевизионной передачи с «Титаника» на поверхность океана и далее через космическую станцию «Мир» на землю, то есть с одного из наших глубоководных обитаемых аппаратов «Мир» - на станцию «Мир», а далее - на весь мир. Идея заманчивая! Американские и канадские коллеги утверждали, что технически это осуществимо с применением оптоволоконного кабеля. Правда, пока такого никто не делал. Идем на переговоры в «Интеркосмос». Наших ученых и инженеров идея прямой передачи с глубин океана заинтересовала. Они подтвердили, что это возможно, если будет обеспечена передача видеосигнала со дна океана на его поверхность, а именно на борт судна «Академик Мстислав Келдыш». Предварительно технические вопросы были решены, и мы приступили к переговорам о стоимости проекта. К сожалению, все закончилось, когда представители «Интеркосмоса» назвали стоимость космического времени станции «Мир» для обеспечения передачи видеосигнала на землю уже после того, как он будет передан с нашего судна. Цифра оказалась поистине космической! В то время на этом все закончилось. Мы провели успешную экспедицию и сняли о «Титанике» первый в истории глубоководный фильм в формате IMAX. Фильм вышел на экраны в конце 1992 года и имел огромный успех. Идея прямой телевизионной передачи с больших глубин океана на какое-то время повисла в воздухе. Но не умерла...

Ноябрь 2004 года. Мы с моим старым другом Джеймсом Камероном по телемосту обговариваем возможность прямой телепередачи с «Титаника», с глубины 3800 метров. Рассматривался этот вопрос и ранее, но сейчас подошли к его решению практически вплотную. Проблемой заинтересовался телевизионный канал «Дискавери» - он готов финансировать проект. В течение двух с лишним часов проходит обсуждение. Я в московской студии вижу на экране Джима с группой его инженеров, а он меня наблюдает на экране в Лос-Анджелесе. Идет живая дискуссия по техническим вопросам - ощущение такое, что мы сидим в одной комнате. Сейчас уже проект кажется реальным. Главные задачи - доставить тонкую оптоволоконную нитку на «Титаник» целой и невредимой и сохранить телевизионную связь аппарата «Мир» с нашим судном в процессе погружения с поверхности на носовую часть «Титаника». Вкратце обсудив технические стороны проекта, договариваемся о встрече в марте 2005 года в Лос-Анджелесе. К этому времени должно быть изготовлено оборудование для установки на аппараты «Мир», и уже можно будет вплотную подойти к вопросам, связанным с решением проекта прямой передачи с «Титаника».

Мне часто задают вопрос: «А почему именно «Титаник» вызывает такой интерес?» Как будто уже все ясно, сделано несколько фильмов, в которых показаны и наружные обводы, и внутренние помещения, снятые с помощью малогабаритных телеуправляемых модулей. А мы снова и снова возвращаемся к «Титанику»!

Целью наших экспедиций является не открытие тайн «Титаника», а испытание новых глубоководных технологий, которые имеют большое будущее и смогут применяться не только при съемках глубоководных фильмов, но и в специальных подводно-технических операциях и научных исследованиях. «Титаник» же традиционно выбран в качестве объекта, привлекающего внимание как легендарное судно, ушедшее под воду в результате одной из крупнейших аварий ХХ века. В середине 1980-х Роберт Баллард демонстрировал здесь поисковые гидроакустические средства - с их помощью в результате был найден «Титаник» - а затем и возможности видео- и фотосъемки тех времен. Разумеется, в процессе применения новых технических средств открываются и новые факты, новые тайны затонувшего судна. О них затем рассказывается в фильмах, книгах, альбомах и т.д.

В наших предыдущих экспедициях с Джимом Камероном решались различные задачи.

В экспедиции 1995 года мы делали глубоководные съемки для фильма «Титаник». Эти съемки производились с помощью кинокамеры, помещенной в прочный цилиндр с иллюминатором. Камера размещалась за бортом аппарата «Мир» на специальном прецизионном поворотном устройстве. И в съемках фильма IMAX о «Титанике», и в съемках фильма «Титаник» применялись мощные светильники нового типа с высокой световой отдачей. В 1999 году мы снимали фильм «Призраки бездны». При съемках этой ленты упор был сделан на изучение внутренних помещений «Титаника». Для этих целей оба аппарата «Мир» были оборудованы малогабаритными телеуправляемыми модулями, выходившими с аппаратов «Мир» на оптоволоконном кабеле на расстояние до 2 км. С помощью этих модулей была обследована большая часть внутренних помещений носовой части «Титаника».

Так что этот фильм рассказывает о тайнах внутренних помещений. На одной из конференций в Сан-Диего мы с Камероном делали совместный доклад. Специалисты-подводники из научных организаций и ВМФ США высказывались об этих работах внутри «Титаника» как о революции в проведении глубоководных изысканий и, в частности, в археологических исследованиях. «Призраки бездны» снимались впервые высокоразрешающей камерой в трехмерном формате (стерео). Этот фильм производит колоссальный эффект присутствия при просмотре в кинотеатрах IMAX. В таком же формате снимался последний наш фильм с Камероном «Пришельцы глубин» (2004 г.). Фильм - о гидротермальных полях Атлантики и Тихого океана. Съемки производились в 2002 и 2003 годах на восьми различных гидротермальных полях. При этом на стерео-камере применялась оптика, позволяющая делать макросъемку, то есть получать изображение животных на экране в огромных размерах. Это можно сравнить с изучением животных в естественной среде обитания под микроскопом:

И вот после встречи в Лос-Анджелесе, где были обсуждены, казалось бы, все нюансы предстоящей операции, мы снова на борту НИС «Академик Мстислав Келдыш» в районе «Титаника».

1 июля 2005 года. В аппарате «Мир-2» - Анатолий Сагалевич (пилот), Джеймс Камерон (пилот телеуправляемых модулей) и Майк Арбутнот (археолог). На корме аппарата - катушка с оптоволоконным кабелем. Мы погружаемся к носовой части «Титаника», с которой планируется прямая передача. Это первое погружение с оптоволоконным кабелем - своеобразная репетиция перед 24 июля, когда будет производиться прямая трансляция с «Титаника» на весь мир. На аппарате «Мир-2» установлено два телеуправляемых модуля, которые должны входить внутрь носовой части «Титаника». А внутри обитаемой сферы установлено три малогабаритных видеокамеры - они показывают работу экипажа. Все видеосигналы - и с модулей, и с внутренних камер, и с видеокамеры, установленной снаружи аппарата «Мир-2», - записываются на видеомагнитофоны, а также передаются на борт НИС «Академик Мстислав Келдыш» по оптоволоконному кабелю. Погружение на дно продолжается около трех часов. Я постоянно работаю движительным комплексом таким образом, чтобы кабель оставался сзади нас и не оказался сверху или спереди, что может повлечь навал кабеля на аппарат, наматывание его на пропеллеры движителей, а далее - обрыв. Одновременно слежу за местоположением аппарата относительно носовой части «Титаника» по координатам, вычисляемым компьютером по данным гидроакустических маяков, стоящих на дне. В целом операция довольно сложная, требующая постоянного внимания и физического напряжения. При маневрировании аппарата очень важно учитывать и скорости, и направления течений, которые в этом сложном по гидрофизической обстановке районе несколько раз меняются при прохождении аппаратом «Мир» толщи воды от поверхности до дна.

В результате мы садимся в ста метрах от носа «Титаника» и медленно движемся в его сторону. Поднимаемся над палубой и проходим к центральной лестнице. Я сажаю аппарат на краю огромного проема, где когда-то была центральная лестница. По краям проема видны колонны на палубах разного уровня, напоминающих ярусы в зрительном зале театра. Мы разворачиваем штанги со светом, направляя его вниз, выпускаем сначала один, а затем второй телеуправляемые модули. Скоро они зайдут внутрь «Титаника», и мы будем искать интересные интерьеры для показа их зрителям нашей планеты. Вот подходит и «Мир-1» - он должен создавать дополнительное освещение при проведении наших работ. «Мир-1» будет светить своими прожекторами со стороны правого борта «Титаника» через иллюминаторы затонувшего судна в те помещения, куда будут входить телеуправляемые модули, местонахождение которых согласовывается между аппаратами «Мир» по подводной связи. А в это время на борту НИС «Академик Мстислав Келдыш» люди, затаив дыхание, наблюдают за всем, что происходит внутри аппарата «Мир-2», на «Титанике» и внутри него. Первая прямая трансляция с «Титаника» состоялась, она была передана и на наземную студию, а часть ее была дана в эфир на Россию.

Несомненно, этот первый шаг открывает принципиально новые возможности в плане прямого доступа ученых и специалистов в глубинный «гидрокосмос». Это также делает возможным и проведение прямых наблюдений на дне большой аудиторией ученых, организацию двусторонних конференций с участием членов экипажей глубоководных аппаратов и ученых в лабораториях на земле.

Отрадно, что этот первый исторический шаг был сделан на НИС «Академик Мстислав Келдыш» и с помощью аппаратов «Мир», принадлежащих Институту океанологии имени П.П.Ширшова Российской академии наук, и с участием российских ученых и специалистов-подводников.

Участники пятидесятого рейса НИС «Академик Мстислав Келдыш», начальник экспедиции Анатолий Сагалевич, руководитель работ с американской стороны Джеймс Камерон, подводная команда аппаратов «Мир» шлют приветствия читателям журнала DiveTek.

Удачи!


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования