Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


 
СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ПРОКЛЯТЬЕ ПИЛЬСКОГО ПОЛИВА

КАК ПОДНИМАЛИ ТАНК

В феврале сего года в Пильском проливе Выборгского залива произошла трагедия: под лед ушли два снегохода, одним из которых управлял депутат Госдумы, руководитель питерского холдинга «Веда» Кирилл Рагозин, спасти которого не удалось. Для его поисков были созданы оперативная группа СЗРЦ МЧС и сводный водолазный отряд. Применение ими управляемых телевизионных камер успеха не принесло - помешали сильное течение и сложный каменный рельеф.

Однако магнитометрические зонды с телекамерами ЗАО «Искатель» позволили обнаружить не только снегоход Рагозина, но и другие предметы, представляющие интерес: несколько старинных якорей, останки затонувшего деревянного корабля, трухлявую винтовку, два УАЗа, два других снегохода, а также легкий танк. Судя по сохранившимся стойкам и лежащей рядом поручневой антенне, это был имевший радиостанцию командирский Т-26, а провалился он под лед, скорее всего, во время боев в марте 1940 года.

Холдинг «Веда», администрация Выборгского района Ленинградской области, ЗАО «Искатель» и ЗАО «Балтийский бриз» при активном участии Новгородского регионального отделения КПДР организовали подъем танка. Трудностей и незапланированных ситуаций хватало. Сначала, опасаясь динамических нагрузок при возможном ударе об лед системы танк - понтоны, выпилили огромную майну. Затем завели два двойных 16-мм стропа и затопили понтоны, выпустив через верхнюю пробку воздух и подтягивая к стропам через блоки. Оказывавшие же помощь рыбаки протянули подо льдом 200 метров капронового конца под буксировку или, в случае неудачи, - для протягивания стального буксирного троса.

Наконец приступили к долгожданной продувке. Неожиданно на поверхности появились огромные воздушные пузыри, продувку прекратили. Как потом выяснилось, танк поднимался с дифферентом на нос и, соскользнув, съехал на глубину 15 метров. Причем во время падения произошел гидродинамический удар, и в кипящей от расширяющегося воздуха воде из-подо льда вылетел 10-кубовый «дирижабль» понтона МСП-10. Танк лег на левый борт, а в результате неравномерного распределения нагрузки оборвались резиновые коуши правого понтона.

Для того чтобы перевернуть танк вокруг башни, завели стальной трос, а перпендикулярно диаметральной плоскости - монтажную лебедку, закрепленную на ледовом якоре. Организовав полиспаст через блок, перевернули танк на ровный киль. Дополнительно привезли четыре 1,2-кубовых емкости в металлическом каркасе. С одной стороны у них был сливной кран, а с другой - широкая горловина. Обвязав их веревочными стропами, получили идеальные жесткие понтоны.

После этого приступили к следующей попытке подъема. Выпустив через верхнюю пробку воздух, через блоки, закрепленные на огонах, подтянули понтоны к стропам (продувку носовых жестких понтонов осуществлял водолаз, переставляющий шланг из одного понтона в другой). Неожиданно быстро поднялась носовая часть танка, образовав сильный дифферент на корму. Продувка кормового понтона закончилась выбрасыванием его на поверхность. Сказалась ошибка при остропке - не были соединены одна скоба и стропа. Танк вновь ушел на дно и опрокинулся там на корму, с опорой на башню.

По отработанной методике перевернули танк на ровный киль. Завели лебедку с полиспастом по диаметральной плоскости танка, тщательно проверили носовые понтоны (всего установили 10 понтонов по 1,2 т подъемной силы).

И вновь приступили к продувке жестких понтонов. На этот раз подняли танк без эксцессов. Плавно, без удара, он всплыл под лед. Танк переостропили под буксировку и протащили подо льдом на расстояние порядка 1 км. Сняли понтоны, очистили место подъема, подняли со дна отвалившиеся катки и фрагменты гусениц.

И вот наступил знаменательный момент. Вытаскивание танка на берег лебедкой тягача шло ровно и торжественно, и вскоре из долгого водного плена величественно показалась башня, а затем и вся некогда грозная боевая машина оказалась на суше.

Саперы извлекли из танка боеприпасы, а поисковики из Союза поисковых отрядов Ленинградской области - останки человека. Как вскоре выяснилось - механика-водителя 1-й роты 2-го танкового батальона 32-й танковой бригады Красной армии Ипатова. Его личность помог установить увидевший по телевизору репортаж о поднятом танке 90-летний участник того трагического боя.

Руководитель работ, председатель Новгородского регионального отделения КПДР, водолазный специалист ЗАО «Искатель»
Айвар Степанов


Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования