СТАНДАРТ И ЗАКОН
В дайверской среде часто можно услышать расхожую фразу «это не соответствует, или наоборот, соответствует стандартам». Любой новичок, пришедший обучаться подводному плаванию, уже в первой фразе инструктора слышит завораживающее и грозное: «в соответствии со стандартами». Так что же такое, с правовой точки зрения, это всеобъемлющее определение - стандарт? В поисках ответа на этот вопрос редакция обратилась за консультацией к адвокату Анатолию Михайловичу Сипатдинову, руководителю юридического бюро фонда «Долг и Память».
Любая негосударственная обучающая ассоциация или организация - это юридическое лицо той или иной формы собственности, зарегистрированная на территории своей страны. Образовательный и познавательный характер деятельности этих объединений предусматривает возможность членства в них как физических, так и юридических лиц. В соответствии с действующими нормами международного права, членство в подобных организациях не ограничивается территориями стран, где они зарегистрированы. Исключение может составить только деятельность, запрещенная законом конкретной страны или международным договором. Так, например, Национальная ассоциация инструкторов подводного плавания NAUI является некоммерческой международной образовательной ассоциацией, учрежденной в соответствии с законом штата Калифорния США, а Профессиональная ассоциация дайв-инструкторов PADI - международным коммерческим партнерством, зарегистрированным в том же штате и по тем же законам. Любое образовательное предприятие призвано учить, а точнее, обучать чему-либо, но здесь необходимо проводить четкую грань между государственным образованием и негосударственным обучением. Ни одна из ныне представленных в мире обучающих дайвингу ассоциаций не имеет статуса государственного образовательного учреждения, а соответственно, не может дать человеку профессию, в юридическом смысле этого слова. Не случайно те курсы обучения, которые, по расхожему мнению, считаются профессиональными (дайв-мастер, инструктор, ассистент инструктора) в официальных документах обучающих ассоциаций именуются не иначе как Leadership courses (лидерские курсы). Однако рост объемов туристической индустрии, а равно востребованность специалистов, обладающих навыками в области погружений с аквалангом, в промышленности, науке и транспорте привели к тому, что в ряде стран законодательство признает сертификаты обучающих ассоциаций, но лишь в качестве одного из условий для получения государственной лицензии установленного образца. Примером этому могут послужить правила Ассоциации Красного моря республики Египет (DiveTek № 2 2003). Правила, имеющие силу закона, регламентируют, что официальную лицензию на работу в качестве дайв-гида может получить дайвер, обладающий квалификацией лидерского уровня одной из международных сертифицирующих ассоциаций.
Наличие у образовательных ассоциаций собственных программ обучения, а также стремление к их унификации и максимальному сходству является не чем иным, как стремлением унифицировать всю индустрию дайвинга и установить в ней некие правила игры, устраивающие всех игроков. Именно программы обучения различными курсами и специализациями являются теми самыми стандартами, столь часто упоминаемыми в среде аквалангистов. С правовой точки зрения, более корректно их можно определить как внутренние правила. При этом сами ассоциации, давая определения этим правилам, избегают термина «стандарт», а предпочитают использовать такие понятия, как курсы обучения или уровень сертификации. При этом, как уже было сказано выше, стремление к унификации рынка дайверских услуг привело к взаимному признанию обучающими ассоциациями и сертифицирующими агентствами программ и курсов обучения. Таким образом, объектом отношений, связанных с подводным плаванием являются правила, закрепленные в учебных программах. А кто же является их субъектом? Подавляющее большинство сертифицирующих агентств являются общественными организациями, меньшее количество - коммерческими. Однако и одни и вторые предусматривают в своих уставах членство, то есть добровольное участие. Именно слово «добровольное» является ключевым понятием. Вступая в ту или иную ассоциацию, человек добровольно принимает на себя обязательства в выполнении ее внутренних правил. Но является ли каждый дайвер членом той или иной ассоциации? Несомненно, нет. Наличие сертификата о прохождении курсов обучения ни в коей мере не может быть «членским билетом». К членам обучающих ассоциаций или сообществ относятся только лица, добровольно в них вступившие. По сложившейся практике это дайв-мастеры, инструкторы и их ассистенты, то есть люди, наделенные в рамках ассоциации правами принимать участие в учебном процессе, несущие некие обязательства и платящие членские взносы. В рамках этого членства они действительно обязаны соблюдать правила организаций, членами которых они являются.
Так является ли «стандарт» законом или пусть писаным, но всего лишь правилом? Исторически сложилось так, что англо-саксонская правовая система признает правила и порядки общественных организаций наравне с законом, если таковой не устанавливает обратных норм или вообще не освещает какие-либо аспекты жизнедеятельности. В российской же правовой системе подобной практики не существует. Поэтому вернемся к понятию стандарта, или, точнее, правил обучения. Образовательный процесс предусматривает наличие, как минимум, обучающего и обучаемого. Статус, права и обязанности преподавателя вытекают из его членства в ассоциации. Они носят добровольный характер, но, поскольку инструктор или дайв-мастер действуют от имени сертифицирующей организации, - являются обязательными. Несколько иначе обстоит дело с обязательствами обучаемого. Не являясь членом общественной организации, он, формально, не должен следовать ее правилам. Однако, начиная процесс обучения или прибегая к услугам дайв-центра, каждый аквалангист в письменной или устной форме заключает сделку о предоставлении ему услуг в соответствии как раз с внутренними правилами ассоциации. Иными словами, обязательства соблюдения правил не членом ассоциации носят договорной характер.
По сложившейся практике, к правилам обучения обращаются и страховые компании, оказывающие услуги в области страхования жизни и здоровья аквалангистов-любителей. Страховой полис закрепляет договорные отношения в соответствии с правилами страхования, и если в них есть прямое указание на те или иные правила обучения, то страхователь (застрахованное лицо) также принимает на себя обязательства по их исполнению в период действия договора.
Таким образом, разработанные обучающими ассоциациями и сертифицирующими агентствами правила обучения и поведения в процессе погружения, именуемые стандартами, не несут в себе признаков закона. Но в то же время они обязательны в исполнении, как добровольными членами этих организаций, так и лицами, вступающими с ними в договорные отношения, предметом которых является оказание услуг, определяемых этими правилами.