Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ТИТАНИК

КРУГЛЫЙ СТОЛ С АНАТОЛИЕМ САГАЛЕВИЧЕМ

28 мая научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш» отправляется в свой юбилейный 50-й рейс. Во время рейса (он продолжится около четырех месяцев) предполагается провести глубоководные погружения аппаратов «Мир» в различных районах Северной Атлантики. Опять запланирован большой комплекс научных исследований на гидротермальных полях Брокен Спур, Лост Сити и Рейнбоу. Намечено еще раз произвести видеосъемки на «Бисмарке» - на него опустится и небольшая группа добровольцев, согласившихся оплатить погружения.

Ну и куда же без «Титаника»? Уж если демонстрировать новые технические возможности, то более популярного объекта, пожалуй, не найти. И вновь работы с нашим старым другом Джеймсом Камероном, - он, по-видимому, решил на время прекратить съемки блокбастеров и переключиться на глубоководные съемки с применением новых технологий. Вот и сейчас мы впервые в мировой практике планируем прямую видеотрансляцию с глубины 3800 метров, на которой лежит «Титаник», на борт «Келдыша» и далее через спутник на канал «Дискавери». Счастливчики, имеющие «тарелку» у себя дома, смогут посмотреть эту передачу 24 июля 2005 года, в воскресенье. В это время на «Титанике» будут находиться два наших «Мира», оборудованные двумя малогабаритными телеуправляемыми модулями. По оптоволоконному кабелю - он свяжет «Миры» с поверхностью - предполагается передавать восемь видеосигналов, один из них по выбору оператора на борту «Келдыша» пойдет на «Большую землю». Этот необычный эксперимент открывает большие возможности в будущем не только для телевидения, но и для науки. Имея такой канал связи с глубоководным аппаратом, ученые, сидящие в лабораториях, смогут принимать непосредственное участие в процессе глубоководных исследований и даже управлять этим процессом. Несколько лет тому назад все это казалось фантастикой. Но, видимо, для того и придумана фантастика, чтобы воплощать ее в жизнь...

Мы делаем следующий шаг вперед в наших глубоководных технологиях, расширяя аудиторию глубоководного аппарата «Мир», экипаж которого состоит всего из трех человек, и вовлекая в наши исследования население всего мира!

Удачи Вам в ваших изысканиях, дорогие читатели.

Ваш Анатолий Сагалевич

«ТИТАНИК»

На протяжении последних лет большой интерес у людей во всем мире вызывает катастрофа с «Титаником» - одна из самых громких в ХХ веке. Огромное красивое судно, которое и по техническим характеристикам, и по комфорту, и по своей мощи значительно опережало суда, построенные до него, затонуло 15 апреля 1912 года в 300 милях к юго-востоку от острова Ньюфаундленд в результате столкновения с айсбергом. Создатели судна убеждали, что «Титаник» непотопляем, поэтому катастрофа, случившаяся с ним в первом же круизе, вызвала шок, от которого люди не могли оправиться несколько десятилетий. Было написано множество книг, создано несколько фильмов о его гибели. Но по-настоящему к проблеме «Титаника» человечество вернулось тогда, когда уже существовала техника, способная вести поиск и обследование объективов, лежащих на больших океанских глубинах. «Титаник» оказался именно тем объектом, на котором можно было продемонстрировать возможности глубоководной поисковой и обитаемой техники.

*** В апреле 1992 года в Лос-Анджелесе состоялась премьера видеофильма Эла Гиддингса «Сокровища глубин». На премьеру он пригласил известного режиссера Джеймса Камерона (с ним он уже раньше работал в фильме «Abyss»). После просмотра Дж. Камерон попросил Э. Гиддингса познакомить его со мной. У Камерона родилась идея создания фильма о «Титанике». В июле Джеймс и Эл прилетели в Москву. Во время этого визита был организован вылет в Калининград, где Джеймс остановился на судне «Академик Мстислав Келдыш» и детально ознакомился с аппаратами «Мир». Ведя дискуссии о будущем фильме, о его сюжете, Джеймс рассуждал: «Глубоководные съемки вы сделаете, но нужен ведь сценарий, главная идея фильма. Но я пока ее не нашел. Не знаю, какая линия должна быть в фильме». Я ему ответил: «Джим, все устали от крови, насилия на экране. Нужен человечный фильм. Покажи взаимоотношения между людьми тех времен, когда «Титаник» пересекал Атлантику, покажи любовь». «А что такое любовь в твоем понимании?» - спросил Джим. «Любовь - это полет», - ответил я. Эти идеи были позже воплощены в фильме «Титаник».

Последующие два года ушли на размышления о создании фильма. Было несколько эпизодических встреч с Джимом в Лос-Анджелесе. В течение этих двух лет на судне «Академик Мстислав Келдыш» с «Мирами» на борту велись работы в различных районах земного шара: в Мексиканском заливе - по соглашению с Мексиканской телевизионной компанией, в Норвежском море, в районе гибели атомной подводной лодки «Комсомолец» в рамках специальной правительственной программы, на гидротермальных полях Атлантики, на ТАГе и Брокен Спуре - по соглашению с английскими научными организациями. Устав от ожиданий и недоговоренностей, я написал Джиму категорический факс: «Если Вы хотите делать фильм, то сейчас или никогда. Мы живы, в хорошей форме, и на аппаратах «Мир», которые сами сделаны на уровне искусства, можем под водой создать настоящее кино, которого в Голливуде еще не было». После недели молчания в моей московской квартире раздался телефонный звонок. Снимаю трубку и слышу голос Джима: «Толя, решение принято. Мы начинаем работать над фильмом». Я представляю, сколько усилий пришлось приложить Дж. Камерону, чтобы склонить чашу весов в пользу создания фильма и добиться финансирования у мощных киноконцернов Голливуда XX Centure Fox и Paramount. Но первый шаг был сделан, а впереди нас ждала большая работа. Предстояло решить довольно много технических проблем: от создания глубоководной кинокамеры, которая должна помещаться в цилиндр высокого давления с иллюминатором, и телеуправляемого модуля, который во время съемок должен был заходить внутрь носовой части «Титаника», до установки этого оборудования на аппараты «Мир». Кроме того, предполагалась установка на аппараты до восьми мощных светильников со специальными кронштейнами и длинными выдвижными штангами. Работы велись с обеих сторон. Техническая группа Камерона работала над созданием кинокамеры, использование которой было поручено американской фирме Benthos, и над разработкой телеуправляемого модуля, которая была поручена фирме Western Space and Marine. Группа подводников ГОА «Мир» работала над установкой этого оборудования на аппараты. Однако когда судно в середине августа пришло в Галифакс, выяснилось, что все ранее предложенные нами схемы не годятся, так как и камера, и телеуправляемый модуль имеют электрическую разводку, которая в корне отличается от согласованной прежде. Поэтому установка оборудования на «Миры» заняла 10 дней. В начале сентября были сделаны первые мелководные пробные погружения вблизи Галифакса, а затем - глубоководное, на 4000 метров, с целью испытания установленного оборудования. Выяснилось, что ни телеуправляемый модуль, ни лебедка, на которой намотан кабель модуля, не работают. Все эти недостатки пришлось устранять нашим механикам и электронщикам, которые довели оборудование до рабочего состояния.

В начале сентября начались глубоководные погружения на «Титаник», во время которых производилась киносъемка. Причем, кроме того что конструкция обычной кинокамеры Panvision была переделана так, чтобы ее удалось разместить в прочном корпусе, выдерживающем высокое давление, фирма Kodak изготовила специальную кинопленку - в три раза тоньше обычно используемой.

Каждое погружение двух аппаратов продолжалось от 15 до 22 часов с пребыванием на носовой части «Титаника» от 10 до 17 часов. Все киносъемки производились только на носовой части. В течение 19 дней было сделано 12 парных погружений аппаратов. Вначале Камерон намеревался отснять на дне восемь сюжетов для будущего фильма, однако в ходе экспедиции их было отснято более тридцати. В большинстве случаев аппараты работали в паре: либо «Мир-1» с установленной на нем кинокамерой снимал «Мир-2», выполнявший операции по вводу телеуправляемого модуля внутрь «Титаника» через центральный лестничный проем или носовой трюм, либо «Мир-1» снимал различные части «Титаника» при дополнительном освещении, создаваемом аппаратом «Мир-2». В ряде эпизодов «Мир-2» выполнял роль переднего плана на фоне той или иной части «Титаника». Джим погружался в «Мире-1», пилотируемом мною. Во втором аппарате, пилотируемом Е.С. Черняевым, погружались Эл Гиддингс - ассистент Камерона по фильму, и Джеф Ледда - пилот телеуправляемого модуля. По ходу погружений возникало немало импровизаций.

Пилотам приходилось выполнять необычные, а порой и очень рискованные операции, особенно при взаимодействии аппаратов вблизи «Титаника». Причем большинство съемочных операций дублировалось по нескольку раз, несмотря на то что в кинокамере пленки было всего на 20 минут съемки. Очень часто сложные операции при взаимодействии аппаратов Джим не снимал, а лишь смотрел, как это происходит, то есть устраивал репетиции, как будто находится в киностудии Голливуда. Под водой каждая такая операция занимает много времени: аппараты движутся медленно, на малой скорости разворачиваются и выходят в исходную позицию. При этом много трудностей доставляют течения, иногда достигающие скорости до 1 узла. А если учесть, что в большинстве эпизодов аппаратам приходилось зависать и удерживаться в одной точке, то каждое повторение занимало порой несколько часов. И все это делалось при включенных мощных светильниках и постоянной работе движительного комплекса аппаратов, что требовало огромного расхода энергии аккумуляторных батарей. Такой режим подводных съемок был бы неприемлем ни для одного другого обитаемого аппарата мира, поскольку энергетический запас аккумуляторных батарей у них вдвое меньше, чем у аппаратов «Мир».

Вот один из эпизодов съемки. «Мир-2» расположился на краю центральной лестницы и выпускает телеуправляемый модуль, который на кабеле опускается вниз, внутрь «Титаника», и заходит в помещения на каждой из палуб. Внутри аппарата «Мир-2» ведется запись с видеокамеры, установленной на модуле. В это время аппарат «Мир-1» завис над лестничным проемом на расстоянии 5 метров над палубой и ведет киносъемки того, что делает «Мир-2» и выходящий с него модуль. Я постоянно работаю кормовым двигателем, поворачивая его то влево, то вправо, чтобы удержаться на месте, несмотря на довольно сильные течения, которые сразу унесут аппарат, если перестать работать двигателями. Операция длится уже более часа: аппарат висит в одной точке, Камерон периодически включает кинокамеру для съемок, контролируя картинку по монитору и вращая ручки поворотного устройства, на котором установлена кинокамера снаружи аппарата. Хотя температура внутри обитаемой сферы +12°С и я работаю в одном хлопчатобумажном комбинезоне, пот течет градом. Но этого не чувствуешь: все усилия направлены на то, чтобы удержать аппарат в определенной точке. Здесь ведь нет съемочных вышек и штативов, которые используются в киностудиях. Здесь все в руках пилота, одно неверное движение которого может привести к тому, что аппарат снесет течением и запись будет испорчена. А затем все придется начинать сначала: выводить аппарат в ту же точку, стабилизировать его в толще воды и стараться там удержать...

Перед каждым погружением составлялся план эпизодов, которые нужно будет отснять, проводились репетиции на модели, установленной на одной из палуб судна «Академик Мстислав Келдыш». Но под водой очень часто начиналась импровизация, и намеченные планы менялись. Однако основные сюжеты обычно снимались, план выполнялся. После каждых 2 - 3 погружений приходившее из Сент-Джонса небольшое судно забирало отснятую кинопленку и увозило ее на «Большую землю». После проявки дубликат пленки доставлялся в район работ самолетом, который сбрасывал небольшой контейнер, подбиравшийся затем нашей надувной лодкой. На судне устраивали просмотр отснятого материала. Таким образом, можно было оценить и качество самой съемки, и соответствие отснятых сюжетов сценарию фильма.

Второй этап работы над фильмом «Титаник» с режиссером Джеймсом Камероном проходил в августе 1996 года в Галифаксе. Здесь велись киносъемки с нашего судна и аппаратов «Мир». Происходили они главным образом на палубе «Келдыша» и внутри аппарата. Судно уходило на 5 - 6 миль от берега, где снимались операции по спуску аппаратов на воду и подъему их на борт. На этом фоне разыгрывались отдельные сцены с актерами, часть из этих сцен вошла в фильм. В съемках участвовали актеры Билл Пакстон, Глория Стюарт, Сузи Эмес и другие. Кроме того, проводились съемки в ангаре, вблизи причала, у которого стоял «Академик Мстислав Келдыш». В ангаре была сооружена студия, в которой стоял макет обитаемой сферы аппарата «Мир» и были оборудованы макеты некоторых лабораторий судна. В обитаемой сфере имитировался процесс погружения телеуправляемого модуля для поиска сейфа внутри «Титаника». Я исполнял роль пилота, актеры Билл Пакстон и Луи Абернати играли роли подводных пиратов из группы охотников за крупным бриллиантом «Сердце океана». Часть этих кадров тоже вошла в фильм. Работы в Галифаксе заняли около трех недель и закончились в конце августа 1996 года; на самом «Титанике» в том году их не было.

Третий этап съемок фильма «Титаник» происходил в Мексике на Тихоокеанском побережье. Там был построен огромный макет «Титаника» - в три четверти натурального размера, правда, это была лишь половина лайнера, имитирующая его правый борт. Эти съемки проводились уже без участия судна «Академик Мстислав Келдыш», без аппаратов «Мир» и сотрудников Института океанологии.

Фильм «Титаник» вышел на экраны в конце 1997 года и имел грандиозный успех. Состоялось несколько премьер: в Токио, Париже, Лос-Анджелесе. В феврале 1998 года Дж. Камерон с группой создателей фильма прилетел в Россию. Презентация фильма прошла в Калининграде, где на первом показе присутствовали члены экипажа НИС «Академик Мстислав Келдыш», подводники аппаратов «Мир», ученые Атлантического отделения Института океанологии. На презентации в Москве присутствовало руководство Российской академии наук, Института океанологии, подводники ГОА «Мир», проживающие в Москве.

Необходимо отметить, что фильм «Титаник» в немалой степени способствовал популярности подводных обитаемых аппаратов «Мир» и научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» среди населения различных стран мира. Российские аппараты приобрели еще большую известность, и это в значительной степени способствовало воплощению идеи об организации туристических погружений на «Титаник». Появились и первые желающие.

Из книги А.М. Сагалевича «Глубина»


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования