Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


 
СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


РЕБРИЗЕРЫ DRAGER

ОТ ОБУЧЕНИЯ ДО ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

Галина ДОЛГАЯ

Несмотря на то что история производства и использования в подводном плавании дыхательных аппаратов рециркуляционного типа, то есть ребризеров (от англ. re-breathe - повторный вдох), насчитывает уже более 130 лет, они, к сожалению, не получили широкого распространения среди любителей подводного плавания. Дело в том, что в свое время ребризеры эксплуатировались военными и профессиональными водолазами. Поэтому вся информация об этих аппаратах находилась под грифом строжайшей секретности вплоть до второй половины прошлого столетия. Но, как и многие технологии и устройства, созданные специально для военных нужд, ребризеры постепенно перекочевали в сферу гражданского потребления. Многие любители подводного плавания и по сей день считают, что использование ребризеров для рекреационных погружений крайне нерационально, обуславливая это чрезвычайной сложностью конструкции и необходимостью прохождения специального курса. Тем не менее на данный момент существует ряд достойных моделей, созданных специально для любительских погружений.

Титаном на рынке производства аппаратов такого класса является компания Drager. Этот концерн с 1889 года занимается разработкой и производством разнообразных средств защиты органов дыхания от газа и пыли при проведении пожарных и спасательных работ, медицинской аппаратуры, используемой в реанимационных целях, а также различной подводной техники открытого и замкнутого цикла (в том числе ребризеров и полнолицевых масок). С 2000 года компания Aqua Lung - генеральный мировой дистрибьютор продукции Drager, предназначенной для подводного плавания. Модели ребризеров Drager Dolphin и Drager Ray, являясь на сегодняшний день лучшими представителями аппаратов полузамкнутого типа с активной подачей, уже успели достойно зарекомендовать себя не только на зарубежном, но и на отечественном рынке. Колоссальный опыт по их использованию, а также многочисленные исследования их разработчиков позволили осуществить ряд инновационных конструктивных решений, что помогло в свою очередь максимально упростить схему эксплуатации и довести технические характеристики до высочайшего уровня. Тем не менее среди российских подводников устойчиво бытует ряд мифов о ребризерах. Наиболее распространенные из них: сложность конструкции и недоступность освоения навыков по их эксплуатации для подводника-любителя. Второго мифа мы коснемся несколько позже, сейчас остановимся на конструкции. Внешне Drager Dolphin и Drager Ray действительно выглядят как серьезное техническое снаряжение, но на деле принцип работы этих аппаратов чрезвычайно прост, а сама конструкция продумана таким образом, что при их подготовке к погружению невозможно перепутать что-то и допустить ошибку. Оба дыхательных аппарата работают по одному принципу. При выдохе выдыхаемая газовая смесь не удаляется в воду в форме пузырей, как это происходит в дыхательных аппаратах открытого цикла (аквалангах), а поступает через дыхательный шланг в специальную канистру с абсорбирующим веществом, где происходит его очистка от углекислого газа. Далее «очищенный» газ, проходя через блок, оснащенный специальным дозирующим устройством, обогащается кислородом и снова готов к потреблению подводником. Дозирующее устройство имеет несколько калиброванных отверстий - дюз. Прохождение воздуха через дюзы осуществляется с помощью специальной конструкции со сверхзвуковой скоростью. Это и обеспечивает постоянную подачу «свежей» смеси, то есть количество и скорость подачи смеси зависит только от пропускной способности дюзы и от содержания кислорода в смеси, но абсолютно не зависит от таких факторов, как глубина и интенсивность физической нагрузки. При этом совершенно логичен вопрос, как быть в ситуации, когда подводник в ходе погружения вынужден увеличить интенсивность нагрузки или когда ему может понадобиться дополнительное количество воздуха, как, например, при очистке маски? Аппараты оснащены специальным устройством - байпасным клапаном, расположенным во второй ступени, который автоматически открывается в подобных ситуациях, обеспечивая дайвера необходимым количеством дыхательной смеси. Также логичен вопрос, как быть с лишним объемом воздуха, который может образоваться в случаях, когда интенсивность потребления смеси подводником падает (например, при остановке и выборе удачного ракурса фотографии либо при всплытии, когда газ расширяется). Тогда лишний объем стравливается через специальный клапан (пузыри в данном случае не мешают обзору, так как клапан расположен за спиной подводника). Именно наличие этого стравливающего клапана и относит эти аппараты к типу полузамкнутых ребризеров.

Drager в стандартной комплектации имеет три дюзы, откалиброванные под Nitrox c содержанием кислорода 40%, 50% и 60% (опционно могут быть установлены дюзы для 32% и 100%). Drager Ray в стандартной комплектации имеет одну дюзу под Nitrox с 50% кислорода (опционно могут быть установлены дюзы для 32%, 40% и 100%). В качестве источника дыхательной смеси используется баллон объемом 4 или 5 литров, рассчитанный на давление 200 bar (поставляется в комплекте). К баллону присоединяется редуктор - мембранный у Drager Dolphin, поршневой у Drager Ray. На корпусе Drager Dolphin имеется специальное крепление для автономного пони-баллона, именно из него осуществляется поддув жилета-компенсатора. Такое решение реализовано с целью повышения экономичности расходования дыхательной смеси из основного баллона, а также обеспечения подводника запасным объемом газа на случай экстренной ситуации. Drager Ray снабжен запасным легочным автоматом-октопусом Shark, установленным в тот же редуктор.

В качестве химического поглотителя компания Drager настоятельно рекомендует использовать Divesorb©, имеющий гранулированную структуру и обладающий рядом преимуществ по сравнению с другими поглотителями. Например, низкое сопротивление движению воздушного потока за счет полусферической формы гранул, что также позволяет обеспечить однородное заполнение канистры абсорбентом и гарантирует качественное поглощение. Специальная обработка поверхности гранул обеспечивает высокую стойкость к истиранию и образованию пыли, даже при высоких динамических нагрузках. Объем канистры у Drager Dolphin и Drager Ray составляет 2,25 кг и 1,25 кг, что рассчитано на 250 минут и 110 минут погружения соответственно.

Так как ресурс поглотите-ля у Drager Dolphin в силу вместительности его абсорбирующего картриджа достаточно высок - около 4 часов, в комплект входит специальный фланец, который может быть установлен в канистру с химпоглотителем в случаях, когда подводник планирует совершить погружение менее продолжительное, то есть существует возможность заполнения канистры наполовину.

Для наблюдения за изменением давления в баллоне на обеих моделях имеется штатный манометр. Дополнительно к Drager Dolphin может быть подключен кислородный датчик, на мониторе которого будет отображаться парциальное давление кислорода в дыхательном контуре.

По обе стороны от загубника в дыхательных шлангах установлены невозвратные клапаны, выполняющие две функции: обеспечение движения воздушного потока только в одном направлении, а также препятствование попаданию воды в дыхательный контур. За счет этого образование каустического коктейля вследствие проникновения влаги в канистру с химпоглотителем при данной конструкции невозможно. Все детали, имеющие отношение к циклу вдоха, помечены черным цветом, к циклу выдоха - красным. Такое конструктивное решение исключает возможность допущения ошибки во время сборки аппарата и подготовки его к погружению.

Необходимо также сказать несколько слов о средствах регулирования плавучести. Устройство, регулирующее плавучесть у Drager Dolphin, - это крыло с максимальной подъемной силой 27 lbs. На нем расположены два стравливающих клапана, один верхний и один нижний. Кроме того, специальная конструкция инфлятора позволяет использовать его в качестве клапана. На самой подвеске имеется интегрированная грузовая система для быстросбрасываемых грузов и два кармана для стабилизирующих грузов. Также на корпусе ребризера существует крепление для пони-баллона (автономной резервной дыхательной системы). Конструкция системы регулирования плавучести у Drager Ray - классический жилет, также оснащенный стравливающим клапаном и карманами для грузов (но не быстросбрасываемых). Материал, который используется для производства BCD, обладает высокой износостойкостью, даже при интенсивной эксплуатации.

Кроме всего прочего, сейчас на рынке существует ряд полезных аксессуаров, призванных сделать погружение с ребризерами Drager еще более комфортными. К числу таких устройств можно отнести полнолицевую маску Panorama Nova Dive, позволяющую с комфортом погружаться как в холодной, так и в загрязненной воде. Маска имеет специальный коннектор для Drager Dolphin, стекло повышенной обзорности, изготовленное из поликарбоната, оно к тому же обработано антифоговым покрытием, а также очень комфортную систему выравнивания давления, конструкция которой позволяет задействовать ее только при необходимости. В качестве опции в такую маску могут быть установлены устройства подводной коммуникации - как односторонней, так и двухсторонней.

Таким образом, налицо ряд преимуществ, которыми обладают ребризеры по сравнению с аппаратами открытого цикла. В первую очередь, это возможность проводить больше времени под водой, используя при этом меньшие по объему источники дыхательной смеси. Кроме того, бесспорным преимуществом ребризеров является их практическая бесшумность из-за отсутствия пузырей при каждом выдохе, которые не только мешают обзорности, но и отпугивают осторожных морских обитателей - таких, как дельфины, китовые акулы и тюлени. Также важной особенностью погружений с ребризерами является то, что подводник имеет плавучесть, не зависящую от циклов вдоха и выдоха, поскольку объем газа в дыхательном контуре практически не меняется в течение всего погружения. И еще одна деталь: так как при химической реакции, происходящей в результате очистки отработанной смеси от углекислого газа, выделяется некоторое количество тепла и влаги, то воздух, поставляемый на вдох, подогрет и увлажнен, что, несомненно, повышает комфорт погружения даже в холодной воде и снижает риск возникновения декомпрессионного заболевания.

Теперь о распространенном мнении относительно сложности освоения навыков по эксплуатации ребризеров для подводника-любителя. На сегодняшний день существует ряд школ, которые могут предоставить курс обучения подводному плаванию с ребризерами полузамкнутого типа (Semi closed rebreather diver). Обучение состоит из двух теоретических лекций и четырех погружений в открытой воде. Курс знакомит с устройством ребризера и правильной его эксплуатацией. Также на занятиях расскажут, как анализировать смесь в баллоне, вычислять состав дыхательной смеси и грамотно планировать погружение. Максимальная глубина погружения с ребризерами полузамкнутого цикла ограничена 40 метрами. То есть никаких технических премудростей. Курс послужит определенным апгрейдом ваших знаний и навыков и будет новой ступенью на пути вашего совершенствования в качестве подводника.

Материал опубликован на правах рекламы

К сожалению, до недавнего времени в России не существовало авторизованного сервисного центра по обслуживанию ребризеров. С целью исправить сложившуюся ситуацию компанией Drager совместно с компанией Aqua Lung в январе 2005 года был проведен технический семинар, приуроченный к крупнейшей в мире выставке Boot Show-2005, проходящей в Дюссельдорфе. Выставка широко известна среди мирового дайверского сообщества своей грандиозной экспозицией снаряжения для любительского и технического дайвинга. В семинаре участвовали представители нескольких стран, где представлена продукция группы компаний Aqua Lung. От нашей страны в этом мероприятии участвовала Галина Долгая, сотрудник Подводного клуба МГУ. Семинар был проведен в соответствии с высокими стандартами технических курсов при подготовке сервисных специалистов. В конце обучения всем участникам необходимо было успешно пройти письменный и практический экзамен на выявление неисправностей в ребризерах.

В результате в России теперь существует официальный и на сегодняшний день единственный сервисный центр по обслуживанию ребризеров Drager Dolphin и Drager Ray. Воспользоваться услугами сервисного центра, отвечающего высоким стандартам производителя Drager, теперь можно в Подводном клубе МГУ, который помимо курсов Semi closed diver по системе TDI, готов предложить вам уникальную возможность протестировать любое снаряжение, в том числе ребризеры, в воде.

Доверяйте свое оборудование профессионалам!

ТАБЛИЦА, ИНФОРМИРУЮЩАЯ О НЕОБХОДИМОСТИ ЗАМЕНЫ НЕКОТОРЫХ ДЕТАЛЕЙ РЕБРИЗЕРА И О СРОКАХ ПРОХОЖДЕНИЯ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Часть снаряжения

Операция

Перед каждым погружением

После каждого погружения

Каждый год

Каждые 2 года

Каждые 6 лет

Каждые 10 лет

Полностью

Проверка корректности сборки и функционирования

  • i

  • Полная разборка и тщательный осмотр

    -

    Детали дыхательного контура

    Замена односторонних направляющих клапанов

  • R

  • D

  • Замена уплотнительных и динамических деталей в стравливающем клапане

  • i

  • Замена всех o-рингов во второй ступени

  • Проверка корректности работы стравливающего клапана в мешке выдоха

  • Замена и смазывание силиконом динамических деталей и o-рингов в загубнике

  • i

  • Замена движущегося вала в загубнике

  • i

  • Замена дыхательных шлангов

  • Замена o-рингов на абсорбирующем картридже

  • Вторая ступень (bypass valve) и шланги

    Замена диафрагмы

  • Проверка воздушного потока

  • Замена фильтров и o-рингов

  • Замена o-рингов на шлангах среднего давления

  • i

  • Проверка корректности работы дозирующего устройства и подачи дополнительного объема воздуха при интенсивных физических нагрузках

  • i

  • Замена шлангов среднего давления

  • Первая ступень

    Проверка установочного давления

  • i

  • Проверка и замена в случае необходимости o-рингов

  • i

  • Полная разборка и тщательный осмотр

  • i

  • Манометр

    Проверка корректности функционирования

  • i

  • Инфлятор

    Проверка корректности функционирования

  • Замена шланга

  • Компенсатор плавучести

    Опреснение

  • Проверка функционирования стравливающих клапанов

  • i

  • Проверка на герметичность

  • i

  • Баллон под Nitrox

    Тщательный осмотр

  • i С помощью квалифицированного специалиста в авторизованном сервисном центре

  • R Для Drager Ray

  • D Для Drager Dolphin

  • Получить полную версию статьи с иллюстрациями в фомате Adobe PDF 

    Оцените статью:

    1. 1/10
    2. 2/10
    3. 3/10
    4. 4/10
    5. 5/10
    6. 6/10
    7. 7/10
    8. 8/10
    9. 9/10
    10. ; close (RATING); (@rline)=split(/\n/,$file); $crating=0; $votes=0; undef $nzero; # print $url; foreach $rline (@rline) { # print "."; if ( index ($rline,$url) ne -1 ) { # print ";"; ($junk,$crating,$votes)=split(/;/,$rline); $cwidth=$crating*25; # print $cwidth; $nzero=1; } } if ($nzero ne "") { print "style=\" width: $cwidth\px;\""; } 1; >10/10

    Назад

    Перейти к содержанию номера


    Обмен сылками


    Get Adobe Reader
    DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
    Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования