Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


 
СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ВЗГЛЯД - 3

Андрей ШУМЕЙКО Руководитель технического отдела компании Батискаф
Михаил НЕКРАСОВ, Владимир ЕРЕМЕЕВ, Андрей Шумейко. Фото

В прошлом номере было обещано поведать о «типичной» спелеоэкспедиции и технодайверской акции. Выполняя обещание, я вам расскажу о северных пещерах и наших экспедициях в Архангельскую область.

ЖЕЛЕЗНЫЕ ВОРОТА

В двухстах километрах от Архангельска река Пинега сближается с рекой Кулой на расстояние всего в несколько километров. Здесь расположен карстовый лог Железные Ворота. Почему он так называется? Я спрашивал - никто не знает. Этот лог - лишь один из многих в этом районе, но все самые интересные пещеры находятся именно там.

Район Железные Ворота интересен спелеологам тем, что там найдены и исследуются не отдельные пещеры, а целая система. Пять пещер соединены между собой подводными галереями. В этой системе обнаружено 15 сифонов общей длиной 958 метров (сифонами спелеологи называют участки пещер, полностью затопленные водой). Если удастся детально изучить подземный участок между пещерами ЖВ-54, ЖВ-53 и пещерой-источником Носониха (цифра 4 на плане) и соединить под землей район Арки (цифра 6 на плане) с подводной частью ЖВ-52, то в целом это будет вторая по длине подводная система в России и СНГ. Но насколько интереснее Железные Ворота бесконечных подводных лабиринтов Ординской! (Пещера Ординская расположена в Пермской области и по длине подводных ходов считается самой длинной в России и СНГ.) Все начинается с небольшого лесного ручья, который, недолго пропетляв по Пинежскому лесу, уходит в каменный завал под скалой и продолжает свой путь под сводами пещеры Олимпийская. Почему Олимпийская - не представляю, может, открыли ее в 1980-м? Пройдя более 1,5 км по этой пещере, вода уходит в сифон и через 260 метров вновь появляется в сухой части другой пещеры - ЖВ-10, или Ломоносовская. Откуда такое название?

Да в Архангельской области все имени Ломоносова. Этот 260-метровый сифон является самым длинным (в России и СНГ) подводным траверсом между двумя пещерами.

Еще не менее километра проходит вода по ЖВ-10, периодически исчезая в коротких сифонах, пока не уходит в илистое сифонное озеро. Я пробовал туда нырять - ничего не нашел, только засасывающая по колено глина. Это типично для пещер.

Пещерная вода вновь появляется в районе, который называется Арки. Это участок обвалившихся пещер, и река течет по поверхности, но затем, лихо закручиваясь водоворотом, уходит в мутное озеро. Там находится 40-метровый сифон, выводящий в озеро пещеры ЖВ-52, пожалуй, самой исследованной пещеры этого района. Сухая часть - несколько десятков метров низких ходов-лазов, а вот под ней - 270 метров галереи, уходящей прямо к следующей пещере - ЖВ-54, или Хрустальной. Хрустальная - потому что очень много льда образуется во входной части к концу зимы.

Но на ледяные красивости подводники не смотрят. Всего каких-нибудь 30 - 40 метров не хватает, чтобы соединить эти пещеры под водой, но на этом участке очень низкий ход. Трудно пройти даже с семилитровыми баллонами, расположенными по бокам. Правда, в этом году появилась надежда. Один спелеолог случайно провалился под лед недалеко от входа в пещеру, намочил ноги, но зато открыл новое сифонное озеро, как раз на полпути между концами несоединенных сифонов. Последующие погружения позволили обнаружить 25-метровый ход под стену, но он не вывел на глубину 7,5 метров, - на такой глубине проходит подводный ярус.

Возникая в сифонном котле в ЖВ-54 (именно в него погружается спелеолог с ребризером на фото), подземная река снова уходит под свод, а затем, пройдя более 500 метров под землей, появляется в озере-источнике, чтобы опять стать тихой лесной речкой Носониха: Вот такая краткая история этой речки.

Любая спелеоэкспедиция начинается с решения задачи по заброске снаряжения к месту погружения. Здесь, на Пинеге, этих проблем хватает - 15 км на лыжах и по 150 кг груза на человека. В свое время баллоны и компрессор, продукты и снаряжение для пещер доставляли на снегоходе «Буран». Груза он берет немного, и приходилось делать много ходок туда-обратно, на заброску уходил целый день, а то и часть ночи. Сейчас то ли снега стало меньше, то ли тракторов в колхозе прибавилось. Трактор с цепями на колесах и грузовой тележкой за три часа по полутораметровому снегу доставляет наш груз к устью лога Железные Ворота. А люди пешком, то есть на лыжах, в общем-то, недалеко - за 2 часа дойти можно.

Состав команды поддержки меняется год от года, недостатка в спелеологах, которые хотят посмотреть северные гипсовые пещеры, нет, даже есть небольшая очередь. А вот команда подводников стабильна - трое спелеологов из архангельского клуба «Северный Дайвинг» и двое из Москвы. Это вообще типично для спелеоэкспедиций, когда под подводную задачу подбираются команды поддержки из «сухопутных» спелеологов. Как я уже говорил, среди спелеологов помощь в перетаскивании груза для подводников считается очень важным и почетным занятием, а грамотные и умелые спелеологи, имеющие опыт работы в подводных экспедициях, очень ценятся среди подводников. Из таких «носильщиков» и вырастают будущие спелеоподводники - это наиболее логичный и естественный путь обучения и превращения «сухопутного» спелеолога в спелеолога-подводника.

Погружаться в поверхностные сифонные озера в этом районе приходится довольно часто, и хоть экспедиции проводятся обычно в марте - когда уже не так холодно, но и снег еще не тает - все же мороз является активным участником погружений. Это всегда испытание и для «железа», и для самого подводника. Не знаю, кому легче его преодолеть.

Не желает организм терпеть мучительный временной промежуток между выходом из натопленной избушки на мороз и моментом, когда ты уже погружаешься под воду.

Первые минуты зависаешь между поверхностью воды и дном - ждешь, пока шланги и ходовой конец на катушке оттают и можно будет уйти под свод, в пещеру. В пещере теплее - не мерзнут руки и не замерзает антифог в маске.

Для «железа», в первую очередь для регуляторов, под водой тоже облегчение - тепло, +1°С. Главная же подводная опасность для оборудования - это мелкие камни, щепки, старые листья и хвоя, которые приносятся подземной рекой с поверхности. Легочные автоматы Poseidon Cyklon и так неплохо устроены «против грязи» - клапан выдоха расположен «внутри» и «смотрит не на улицу, а внутрь», но мы еще дополнительно ставим сетки на водную камеру. Посейдоновские же первые ступени нет особой нужды защищать от холода, если знаешь, что воздух из твоего компрессора сухой. Хотя противообледенительную камеру я ставлю скорее от грязи, чем от холода.

Холодноводные регуляторы и неопреновые костюмы спасают от холода, но самое сложное в пинежских пещерах - это ориентирование при плохой видимости и работа с ходовым концом.

Вы заметили, что почти нет подводных фото? Это из-за мути, которая поднимается при малейшем касании дна. Самые большие галереи в ЖВ-52 и ЖВ-10 не превышают по размерам 2,5 х 4 м - не каждый пещерный фотограф сумеет разместиться со своей аппаратурой и собственно моделью в таком объеме. К тому же большинство подобных галерей широкие и низкие - к потолку особо не прижмешься. Видимость до 5 м есть только на пути туда, обратно - полметра, так что работа с ходовиком - это основа безопасности и гарантия возвращения. Во многих случаях, например, в подводном 90-метровом лабиринте источника Носониха, эта «вытянутость в ширину» делает ходы почти непроходимыми - ходовой конец абсолютно не за что закрепить: гладкие, отполированные стены и потолок. На обратном пути незакрепленный ходовик «гуляет» по всей ширине хода, забиваясь в узости - это самое опасное в пещерах. Недостаток воздуха не так актуален - во-первых, в ледяной воде долго и так не просидишь; во-вторых, глубина подводного яруса не превышает 8 метров в межень. Так что независимой спарки 2 х 15 л хватает на самые длинные сифоны - 200 - 300 метров, а использование ребризера и вовсе снимает эту проблему. Впрочем, иногда в северных пещерах бывает очень жарко. Однажды мы решили обследовать дальний сифон в пещере Кумичевская, от входа в пещеру это метров шестьсот, но оказалось, что уровень воды выше обычного, и наша команда поддержки без гидрокостюмов не может нас далеко проводить. Пришлось троим подводникам тащить баллоны, регуляторы, грузы самим - у нас-то гидрокостюмы были, но какие? Неопреновые! Два часа на четвереньках и ползком, готовые сдаться и вернуться через каждые сто метров, мы двигались к сифону. Высота хода в пещере такая, что если стоишь на четвереньках, то грузовым поясом цепляешь за потолок. И хотя я был не в 7-мм Poseidon Unisuite, а в Poseidon Technica из крашнеопрена, все равно приходилось время от времени ложиться в лужу и лежать в воде +1°С для охлаждения. Вот для таких случаев Poseidon и делает хорошие наколенники на гидрокостюмах.

Рассказывая о пинежских пещерах, я не упомянул о самом главном для тех, кто любопытен, но не любит много ходить на лыжах. За зиму к марту в пещерах намерзают совершенно поразительные ледяные натеки. Многие спелеологи-фотографы хотят попасть на Пинегу и увезти с собой неповторимые кадры. Действительно, неповторимые - ведь каждый год лед получается разным. Посмотрите фото.

В этом году мы не ныряли в Ломоносовской, хотя у нас были планы на несколько необследованных сифонов. Еще в позапрошлом году основной вход в пещеру обвалился, но мы с помощью веревок и полиспаста разобрали завал. На следующий год все опять обвалилось, и уже так основательно, что, даже организовав отдельную, осеннюю, поездку на ЖВ, архангельские спелеологи не смогли расчистить вход.

Остался открытым нижний вход, со стороны Арок, по воде, но путь к сифонам удлиняется более чем в два раза.

В гипсовых пещерах обвалы случаются, но вероятность того, что это произойдет тогда, когда там находится спелеолог, - невелика. Мы слишком мало времени проводим в пещерах, чтобы увидеть изменения в их жизни.

В 2002 году мы обнаружили, что даже в районе обвалившихся пещер, в Арках, под дном воронок сохранился нижний подводный ярус, по которому можно проплыть. Это означает, что есть вероятность соединить все пещеры лога Железные Ворота в единую систему - это будет одна из длиннейших пещер России, а по сумме подобных ходов она сможет посоперничать и с длиннейшей на сегодняшний день пещерой Ординская на Урале.

Продолжение в следующем номере


Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования