Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


КАМЕРА ПОД ВОДОЙ - 5

МОНТАЖНИКИ-ПОДВОДНИКИ

Олег БОЖОК

Редакция журнала продолжает цикл бесед о подводной видеосъемке (начало см. DiveTek №4 6 2004). Наш собеседник - генеральный директор компании «Видеотон», известный подводный оператор Олег Божок. Тема нашей сегодняшней беседы - монтаж фильма.

DT. В одной из предыдущих бесед (см. DiveTek №6 (8) 2004) Вы говорили о необходимости чередования различных планов при съемке. Вы сказали, что существуют шесть основных планов: сверхкрупный план, или деталь, крупный план, первый средний план, второй средний план, общий план, или дальний, и панорама, и заметили, что все эти планы понадобятся для правильного монтажа фильма. Пришло время рассказать об этом подробнее.

ОБ. Действительно, все эти планы, так называемая шкала, вам понадобятся при монтаже. Есть такое понятие, как крупность при съемках. Зачем существуют все эти крупности? Автору фильма надо добиться, чтобы зрителю было понятно, что происходит на экране и где разворачивается действие, если брать какую-то одну сцену. Предположим, общим планом вы даете понятие того места, где происходит событие. Под водой общий план - это плывущая группа дайверов. Но зрителю всегда интересны люди, ему хочется знать, кто именно плывет в этой группе. Поэтому и используют более крупные планы. Делают, к примеру, крупный план какого-то человека, плывущего в группе дайверов, чтобы его можно было узнать. Показав лицо, мы даем понять, кто этот конкретный человек. Но этот крупный план не может показать нам, чем этот человек в данный момент времени занимается. Вот тут нужны первый средний и второй средний планы, с их помощью мы можем увидеть, что плывущие дайверы что-то рассматривают, что-то делают с техникой, со снаряжением. Для полноты картины надо дать общий план рифа с точки зрения восприятия плывущего человека. Дальше следует показать, что там делается на этом рифе. Для этого крупным планом снимается, скажем, какая-то рыба. Потом средним планом показывается, что эта рыбка находится в каком-то определенном месте в окружении других рыб. Таким образом, чередуя между собой общий, средний и крупный планы, мы строим визуальное восприятие происходящих событий в том или ином месте.

DT. Существуют ли какие-нибудь законы этого чередования?

ОБ. Существуют. Что такое вообще видеомонтаж? В примитивном смысле - это процесс «сборки» фильма из отдельных элементов - кадров. Грамотный видеомонтаж, даже в самых простых фильмах, состоящих из одного эпизода, предполагает соблюдение целого набора правил. Правила эти основаны на некоторых физиологических законах восприятия зрительной и звуковой информации. Желательно, чтобы при просмотре зритель не замечал того, что сцена состоит не из одного, а из нескольких склеенных между собой кадров. В теории это иногда называется комфортным восприятием стыка или склейки.

Предположим, вам надо смонтировать два изображения одного и того же человека, снятого разными планами. Например, вы снимали общий план (плывет группа), а потом сразу крупный план - лицо человека, который плывет в этой группе. Такой стык кадров вряд ли окажется незаметным. Многолетним опытом было установлено, что наиболее гладко воспринимается стык между планами, находящимися на приведенной выше шкале через один. То есть общий план монтируется с первым средним, и наоборот второй средний с крупным, и т.д. Исключения: крупный план монтируется с деталью, общий план с дальним.

Еще одна рекомендация: чтобы ваш стык выглядел на все сто, не поленитесь во время съемки при переходе со среднего плана на крупный, приблизившись к объекту на пару шагов, сделать также шаг в сторону. То есть нельзя снимать на одной линии, иначе это будет восприниматься, как некий скачок - камера стояла здесь, а потом вдруг резко дернулась вперед или назад. Если же вы будете, приближаясь к объекту, отходить в сторону - либо вправо, либо влево, то камера ваша будет идти не по одной линии, а как бы по треугольнику. Это поможет воспринимать увиденное с разных точек зрения. Простой закон: чем с большего количества точек снят объект, тем проще и красивее он монтируется. Поэтому в идеале все крупности данного объекта нужно снимать с разных точек.

DT. Много ли крупных планов следует делать при съемке?

ОБ. Чем больше, тем лучше. Есть такой закон: на один дальний план нужно два общих плана, на каждый из общих планов нужно как минимум по два вторых средних, на каждый второй средний - как минимум по два первых средних, на каждый первый средний - как минимум два крупных плана, на каждый крупный план - как минимум две детали. Можно нарисовать некую пирамиду. Получается, что деталей при съемках должно быть максимальное количество. Что такое вообще деталь? Это глаз, нос, губы, рука, палец, ухо, лейбл снаряжения, ласта, застежка на ласте, ножик, застежка компенсатора. А на практике у большинства снимающих под водой получается все наоборот. Пирамида оказывается перевернутой - то есть максимальное количество дальних и общих планов, а деталей на всю съемку - одна, две, может быть, три. А ведь чем больше деталей, тем легче вам будет рассказывать о месте съемки и переходить, от одного кадра к другому.

То, о чем я сейчас говорил, называется законом монтажа по крупности.

DT. А какие еще существуют законы монтажа?

ОБ. Например, монтаж по ориентации в пространстве. Представьте себе человека на рифе. Что такое вообще риф при съемке? С одной стороны это стенка, к которой мы подплываем, а с другой стороны - пустота, бездна. Представьте, что вы снимаете человека, подплывающего на фоне стенки к какой-нибудь рыбке. Надо взять общий план: дайвер на рифе куда-то смотрит. Следующий план: человек смотрит на рыбку, которая находится между ним и рифом. Дальше надо показать рыбку крупно на фоне рифа. Именно на фоне рифа, а не на фоне просто голубой воды. Иначе как получится в восприятии зрителя? То он видел рыбку на фоне рифа, а то вдруг она оказалась совсем на другом фоне, как будто бы оператор быстро развернулся и подплыл с другой стороны. Значит, так, мы дали общий план - человек смотрит на рыбку, затем снимаем рыбку на фоне коралла. Потом мы хотим показать глаза или голову подводника, который смотрит на рыбку (так называемая обратная точка), соответственно, теперь уже человек находится на фоне голубой воды, а не рифа. Получается путаница - то рыбка была между дайвером и рифом, то дайвер между рифом и рыбкой. Так что ориентация в пространстве должна быть четкой, иначе все это очень сильно бросается в глаза.

Вот я на днях смотрел фильм по телевизору. В кадре два человека плывут на пароходике по Москве-реке мимо Кремля и разговаривают. Когда показывают одного героя, он сидит на фоне набережной Кремля, а когда показывают второго, то он уже снят на фоне деревьев, которые растут где-то в Нагатинской пойме. Понятно, что снимали дублями, пока пароходик шел, а потом уже монтировали. И что в итоге? Когда за спиной одного - Кремль, то за спиной другого должны быть некие постройки, а никак не деревья и какие-то заросли. Такие накладки тоже бросаются в глаза. Об этом нужно помнить, когда снимаешь.

DT. Да, это очень важный принцип. Какие еще есть правила?

ОБ. Монтаж по направлению движения. Скажем, вы сами находитесь на берегу и снимаете с берега человека, который плывет на катере «Зодиак». И здесь у вас на фоне одно направление движения. Потом вы снимаете этого же человека крупным планом, уже сев на катер. И что у вас получится при монтаже? Сначала «Зодиак» будет двигаться в одну сторону, а потом в другую.

DT. Но в открытом море, наверное, и не понятно, куда катер движется.

ОБ. Вы ошибаетесь, всегда видно, в какую сторону он идет. Так что нужно сориентировать человека в пространстве: сначала показать общий план - «Зодиак» идет в таком-то направлении, потом, уже находясь на катере, следует показать нос «Зодиака», как он движется куда-то вперед, а потом уже можно делать крупные планы нужного вам человека, сидящего в катере.

Следующий важный принцип - это монтаж по фазе движения. Простой пример. Вы снимаете крупным планом карусель, когда она крутится и в ней сидят люди. Потом вы заходите с другой стороны карусели и снимаете крупным планом людей. В результате в одном кадре они в одну сторону крутятся, а в следующем кадре - в другую. Монтаж по фазе движения очень непростая вещь. Одно и то же действие приходится снимать несколько раз планами разной крупности. Профессиональный монтажер тогда сможет на монтажном столе подгонять каждое движение по фазе с точностью до кадрика. Любительская же техника не сможет обеспечить такую точность склейки, поэтому иногда при монтаже приходится прибегать к помощи промежуточных кадров, чтобы избегать «сдвига по фазе».

Еще один закон - монтаж по композиции и по центру смещения внимания. Как правило, центральный объект всегда располагается в центре кадра. Но иногда для большей выразительности его как бы смещают в одну из сторон экрана. Предположим, центральный объект у нас смещен влево, дальше мы переходим к другому плану по крупности и при этом ставим объект уже в правую сторону кадра. При просмотре в месте склейки зритель на время потеряет из вида объект из-за резкого смещения центра внимания. Чтобы этого не происходило, во время съемки и при монтаже нужно помнить такое правило: смещение центра внимания по горизонтали при переходе от кадра к кадру не должно превышать одной трети ширины экрана.

DT. А существуют ли какие-нибудь правила по свету?

ОБ. Я как раз и перехожу к принципу монтажа по свету. Простой пример. Днем вы сняли все, что происходило на корабле, в основном это подготовка людей к погружению. А ближе к вечеру вы вдруг понимаете, что не перевернули пирамиду, то есть не набрали деталей в нужном количестве. И вот вы идете доснимать, добирать всевозможные детали. Что получается при монтаже? На общем плане светит яркое солнце, затем вам по закону крупности надо ставить крупный план, а он по свету не подходит, потому что один план снят в солнечную погоду, а другой - в пасмурную или в дождь. Естественно, у зрителя возникнет вопрос: как же так, ведь только что солнце светило, почему вдруг стало пасмурно? Так же бывает и при съемках на рифе. Снимаем объект при хорошей освещенности, а потом в этом же месте снимаем при другой освещенности - солнце уже ушло или время не то. И при монтаже все это не стыкуется. Отсюда следует правило: соседние кадры не должны резко отличаться по тону и характеру освещения.

Монтаж по свету является частным случаем монтажа по цвету. Обобщая вывод, сделанный по отношению к тону и характеру освещения объекта, можно легко перейти к следующему правилу: соседние кадры в месте стыка не должны резко отличаться по цвету. Если в новом кадре возникают новые цвета, то они должны занимать не более одной трети площади кадра.

DT. Какая техника необходима для монтажа? Достаточно ли просто компьютера?

ОБ. Современные технологии позволяют обойтись только компьютером и цифровой камерой. Правда, нужен компьютер, у которого есть интерфейс 1394 Firewire, также подойдет любой ноутбук, у них практически у всех сейчас есть этот интерфейс. Если нет контроллера 1394, подойдет любой контроллер для большого компьютера, стоит он недорого. Сейчас много достаточно простых программ, которые позволяют быстро и эффективно собрать фильм, поставить титры, наложить музыку и выдать готовый продукт.

DT. Например?

ОБ. Например, Pinnacle System Studio. Она работает очень просто: сканирует всю кассету, выдает по кадрам, которые были сняты, а вы уже эти кадры, как кубики, переставляете на линеечке. Дальше подкладываете звуковой ряд и титры. И практически все готово. Потом даете программе задание сделать все это на DVD. И она все это делает. Для более тонких монтажных работ эта программа, правда, не подходит. Она не позволяет делать тонкие накладки, перехлесты со звуком, использовать всевозможные фильтры, замедление, ускорение. Там есть несколько звуковых дорожек, но мы не можем, скажем, взять звук из одного кадра и поставить его в другой. Мы можем использовать либо тот аудиоряд, который есть, либо наложить посторонний.

Для более серьезного монтажа существуют профессиональные программы. Например - Adobe Premier. Если у вас компьютер Macintosh, то нужна программа Final Cut Pro. В общем, программ достаточно, чтобы удовлетворить все потребности.

Надеюсь, мой рассказ поможет любителям видеосъемки при монтаже их фильмов.

DT. Спасибо вам за интервью.


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования