Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ

Юрий Николаевич ТРАНКВИЛИЦКИЙ, безусловно, один из самых авторитетных и опытных членов жюри IV Московского международного фестиваля подводной фото- и видеосъемки «Золотой Дельфин». Академик, заслуженный работник культуры России, доцент кафедры кинооператорского мастерства ВГИКа, обладатель главной национальной фотографической премии «Золотой глаз России». Незадолго до вручения призов фестиваля он любезно согласился дать интервью нашему журналу.

DT. Юрий Николаевич, когда вы первый раз спустились под воду?

ЮТ. Это было в начале 1950-х годов, а с 1957 года я начал заниматься подводной фотографией. Позднее получил Гран-при на Первом всесоюзном конкурсе подводных фотографий. В то время все у нас было самодельное. Из армейского котелка я сделал маску, из какого-то гофрированного материала - трубку, смастерил бокс. Только ласты были у меня покупные.

DT. А что вы тогда снимали?

ЮТ. Лет тридцать, если не больше, я регулярно снимал всякие испытания подводных научных средств. В частности, снимал в Атлантике - это была атлантическая экспедиция (1959-1960 гг.), семь с половиной месяцев болтался в океане. Потом сделал фильм «За тунцами к экватору».

DT. Когда этот фильм вышел?

ЮТ. В 1961 году.

DT. Это был документальный фильм?

ЮТ. Да. Он шел на наших экранах, даже за рубежом его показывали.

DT. Вы участвуете в фестивале «Золотой дельфин» уже давно. С вашей профессиональной точки зрения, произошли ли изменения в уровне работ участников, начиная с первого фестиваля?

ЮТ. Уровень, бесспорно, растет. Нынешняя выставка мне понравилась. Она сильная, но у нее есть недостатки.

DT. Какие же?

ЮТ. Я считаю: главное под водой - это освоение человеком глубин. А вот как раз это и не отражено в работах участников выставки. Рыбка справа, рыбка слева, коралл такой, коралл сякой - на этом все и заканчивается.

DT. Боюсь, не все согласятся с вашей точкой зрения.

ЮТ. Это моя личная точка зрения, и я ее все время высказываю.

DT. Многие считают, что как раз задача фотографа или оператора - это снять подводный мир.

ЮТ. А почему это должно мешать тому, что человек осваивает глубины? Сколько появилось различной новой техники и современного снаряжения для освоения глубин! И где это все? И где человек, который залез в ХХ веке в глубины и осваивает их? Этого нет. Нет того, что начинал Кусто. И потом продолжал Институт океанологии. А ведь человеческая деятельность - это главное.

DT. Как вы относитесь к цифре?

ЮТ. Я жду, пока цифра выйдет на тот уровень, когда можно будет с каждого кадра печатать большой выставочный формат.

DT. То есть пока вы не удовлетворены качеством цифры?

ЮТ. Да. Но у меня есть цифровая камера.

DT. Вы сами снимаете на цифру?

ЮТ. Мало. Я люблю пленку.

DT. Вы считаете, что цифра по качеству еще не вышла на уровень пленки?

ЮТ. Да. Именно потому, что с цифры нельзя напечатать метр на полтора. Хотя, конечно, цифра - это удобно. Выкидывается лабораторный процесс, сразу видишь картинку, если что-то не так, переснимаешь. Пресса, конечно, переходит на цифру.

DT. И на компьютере удобно монтировать.

ЮТ. Это, с одной стороны, хорошо, а с другой - плохо. Потому что уже фотография получается не фотография, из десяти кадров можно сделать один. Здесь облака, здесь коралл, тут подводный пловец, тут аппарат.

DT. Фотомонтаж всегда был в фотографии.

ЮТ. Фотомонтаж был, но он несколько презирался в прессе, а я в прессе проработал с 1948 года, больше 50 лет. Фотомонтаж - это уже неправда. Это уже живописная фотография.

DT. Какие работы, представленные на этом фестивале, произвели на вас наибольшее впечатление?

ЮТ. В жюри произошло некоторое разделение мнений. Но так всегда бывает - одни за эту фотографию, другие - за ту. Я был в жюри уже почти тридцати различных фестивалей, и председателем и членом жюри. К сожалению, в этот раз не все мои пожелания были учтены. Я кое с чем не согласен в оценке работ.

DT. Вы наверняка хорошо знакомы с зарубежной подводной фотографией. По-вашему, наш уровень съемки выше или ниже?

ЮТ. Бесспорно, мы на самом высоком уровне. За рубежом тоже хорошо снимают, но наши фотографы азартные, заядлые, технически уже достаточно грамотные. Вот только с творческой точки зрения: Хотелось бы, чтобы наших подводных фотографов учили творчеству.

DT. Значит, качеством обучения в нынешних школах, которых достаточно много, вы не удовлетворены?

ЮТ. Знаете, творчество - это такая штука, которой надо учиться всю жизнь.

DT. А вы думаете, что этому можно научить?

ЮТ. Конечно, научить быть гением нельзя. А творчески грамотным можно. А дальше уже каждый идет своей дорогой и ищет.

DT. Спасибо за интервью.


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования