Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


КАМЕРА ПОД ВОДОЙ - 4

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КИНО

Олег БОЖОК

Начало смотри в предыдущем номере

DT. Сегодня мы поговорим о том, как снять профессиональное кино. И сразу возникает вопрос: профессиональное кино и фестивальное кино - это одно и то же или нет?

ОБ. Профессиональное видео делают и для телевидения, и для кинофильма, и для рекламы. Фестивальное кино тоже предполагает профессиональный уровень съемок. Но какой-нибудь цикл передач, идущий, к примеру, по телевидению, не может быть фестивальным. Фестивальное видео - это некое произведение, целостное, законченное, рассказывающее о чем-то или о ком-то «от и до». Многие фильмы делают исключительно для фестивалей, это так называемое кино не для всех. На самом деле высокобюджетных документальных произведений, не сериалов, а отдельно взятых фильмов, очень мало.

DT. Кстати, что такое высокобюджетное документальное кино?

ОБ. Вообще дешевый продукт (это касается и телевизионного, и видео-, и кинопродукта) не может быть хорошим. Все хорошие фильмы обязательно имеют высокий бюджет. Так, например, у нашумевшего документального фильма «Птицы» бюджет составил 20 миллионов долларов. Большой бюджет был и у фильмов, которые в течение шести месяцев снимал в Антарктиде Норберт Ву. Это и понятно: профессиональные фильмы обычно снимаются на профессиональных носителях (либо это кинопленка, либо телевидение высокой четкости, которое сейчас набирает обороты, - так называемое HDTV. То есть и техника дорогая, и монтаж дорогой. Тем не менее любой из нас может снять довольно хорошее профессиональное фестивальное и не только видео.

DT. Итак, кто-то, следуя вашим рекомендациям, купил всю необходимую видеоаппаратуру, снял один любительский фильм, второй, третий: Все его друзья, знакомые говорят ему, как здорово у него получается: И вот у этого человека пробуждаются амбиции, появляется желание сделать что-то более серьезное, осчастливить мир своим творением. Что ему для этого дальше надо делать?

ОБ. Хорошее творение, которое действительно можно смотреть, - это уже коллективное творчество. Нужно понимать, что в домашних условиях и одному человеку профессиональное кино сделать нельзя. Один человек может придумать идею. Может найти деньги на осуществление этой идеи. Но снять хорошее кино может только команда, состоящая из профессиональных операторов, и профессионалов по съемкам под водой.

DT. Значит, об идее снять профессиональный фильм в одиночку надо забыть?

ОБ. Однозначно. Для того чтобы снять профессиональный фильм, недостаточно просто снимать о чем-то. Во-первых, нужна идея. Нужно знать, о чем хочешь снимать. Предположим, вы ныряете по всему миру и вдруг обнаруживаете нечто интересное, что-то такое, о чем никто еще и не знает. Вот это вообще супер, это вытаскивает фильм на более высокие рейтинги. Так что рождение идеи - это первое.

Второе - процесс поиска. Этим может заниматься конкретный автор фильма. В Интернете, в архивах, в фото- и киноархивах вы ищете все-все, что имеет отношение к вашему объекту. Постепенно идея обрастает неким материалом. Дальше нужно написать сценарий. И уже потом все снимать по сценарию. Наоборот - сначала поехать на съемки, а потом под то, что получилось, подгонять сценарий - делать не следует. Конечно, иногда так приходится поступать. Предположим, вы нашли что-то интересное и сразу сняли, потому что знаете, что больше в это место по каким-то причинам (например, финансовым) не попадете. В этом случае снимается все, что есть, по максимуму, а уже потом добираются архивные материалы, хроники и все остальное. И на базе этого делается фильм.

Но по уму сначала нужен сценарий. Соответственно нужен профессиональный сценарист. Людей этой специальности учат годами в институте. Человек, который не знает основных принципов написания сценария, не в состоянии его сделать. Он может только написать в свободной форме о том, что он увидел и узнал. Для создания хорошего сценария требуется плотная работа и сценариста, и автора идеи, и ассистентов, которые будут выискивать разнообразную информацию по теме. Еще нужен редактор - он отредактирует и откорректирует сценарий и приведет его к формату дикторского текста, который будет звучать в фильме. Редактор - это целая профессия, которой тоже учат в институте.

После всей этой кропотливой работы запускается монтаж видео. К этому моменту уже необходимо иметь написанную музыку, а для этого нужен композитор.

DT. Можно, наверное, воспользоваться услугами музыкального редактора?

ОБ. Да, музыкальный редактор подберет музыку из классики в свете тех постановлений, что вышли летом этого года.

DT. Что за постановления?

ОБ. Раньше было как? Тупо берешь классику и используешь ее. Сейчас для того, чтобы использовать классику, нужно иметь разрешение от оркестра, который ее исполнял. Поэтому теперь проще заказать оригинальную музыку и получить лицензию на использование ее в своем фильме. Конечно, заказать эксклюзивную музыку под ваш фильм - это стоит дорого. Поэтому музыкальный редактор может подобрать музыку из уже написанных композитором сочинений, списаться с ним, договориться, заключить с композитором лицензионный договор на право использования его музыки в фильме. Как правило, такой лицензионный договор пишется в трех экземплярах - один экземпляр для композитора, второй экземпляр остается у производителя, а третий экземпляр отдается в РАО по охране авторских прав.

Кстати, если в фильме будут использоваться какие-нибудь материалы, взятые из киноархивов, то у вас тоже должны быть соответствующие бумаги, подтверждающие, что за эти кадры были заплачены деньги и получено разрешение на включение их в Ваш фильм.

DT. Термин «профессиональный» означает, что продукт будет продаваться?

ОБ. Да, он означает, что это коммерческий продукт. Подразумевается, что в дальнейшем фильм будет показан на телевидении, будет продаваться на DVD, на VHC. Но это может быть и меценатский продукт, например, кто-то финансирует создание фильма, для того чтобы его один раз показать на телевидении. Но, повторяю, вы должны быть уверены, что никто и никогда не предъявит никаких авторских претензий ни к видео-, ни к аудиоряду.

Еще один важный момент. Это практикуется сплошь и рядом у всех съемочных групп (неважно, BBC ли, National Geographic, еще кто-то): любого человека, который садится в кадр, чтобы дать интервью, тут же просят подписать бумажку, что он разрешает использовать в фильме и себя, и интервью, которое он дал.

Естественно, чем качественнее все по видеоряду снято, тем лучше фильм смотрится. Как бы хорошо ни научился человек работать с бытовой камерой, съемки профессиональной телевизионной техникой - это нечто другое.

Бросаясь делать профессиональный продукт, нужно быть готовым к тому, что придется потратить много денег. Ведь профессионалы своего дела стоят дорого - это касается и выставления света, даже при съемке того же интервью, и работы поверхностного оператора, и работы подводного оператора, и процесса монтажа в профессиональных монтажных студиях, и звука: Человек должен понимать, что такое цветокоррекция, знать основные принципы монтажа. А еще аренда техники:

DT. Понятно, что одному сделать все это не под силу.

ОБ. Теоретически человек может сделать все сам. Быть и сценаристом, и режиссером, и даже композитором (такое редко, но бывает). В общем, создать некий полупрофессиональный продукт, продукт фестивального уровня реально.

Можно пойти и по другому пути. Рождена идея, найден объект, а дальше человек просто обращается в какую-нибудь профессиональную студию, которая занимается производством профессионального продукта. Студия сделает калькуляцию, смету (что сколько будет стоить). После этого автор идеи решает, будет ли он финансировать поездку в экспедицию поверхностного оператора или же все снимет собственными силами. Не надо забывать, что при создании фильма обязательны элементы компьютерной графики, заставок, компьютерного оформления. Современный профессиональный продукт без компьютерного оформления и компьютерной графики сейчас уже не смотрится. Кстати, если обратиться в соответствующую студию, то она за определенные деньги возьмет на себя и работу в архиве, и архивные съемки. Только следует не забыть оформить все бумаги, подтверждающие, что конечный продукт - это собственность автора идеи.

DT. Но существует и другой, очень длинный путь: вы последовательно осваиваете и монтаж, и звукорежиссуру. Конечно, даже при большом упорстве на это уйдет много лет. Но ведь кто-то проходил этот путь.

ОБ. Да, такое бывает, и это интересное занятие на самом деле. Некое хобби. Через несколько лет вы научитесь все делать сами, в том числе и монтировать. Сейчас такая техника: Она многое может позволить. Даже компьютерную графику самому делать. Но музыку все равно придется заказывать. Ведь 99,9 процента людей не обладают композиторскими способностями. И я все же считаю, что компьютерную графику, компьютерное оформление надо поручить профессионалу. Так что опять-таки мы приходим к тому, что видеофильм - это некий коллективный труд. Одному сделать все невозможно.

DT. А в творческом плане чем-то отличаются съемки любительского фильма от съемок профессионального? Первый момент мы уже определили - фильм снимается по сценарию профессиональными людьми. Второе - надо все регистрировать, на все брать разрешение, чтобы потом никто не предъявил претензий. Какие еще есть моменты при профессиональном подходе?

ОБ. Имея сценарий, мы уже знаем, что будем снимать. Поэтому, когда идет работа над каким-то конкретным эпизодом, отснять его нужно досконально, с несколькими дублями. Следует сделать несколько средних, несколько общих, с десяток крупных планов, снять детали, причем с разных точек положения камеры. Если в кадре работает модель, то она должна одно и то же действие повторять три-четыре раза. При съемке одной камерой одно и то же действие снимается с разных точек. Это нужно для того, чтобы в дальнейшем, при монтаже, использовать переходы между разными точками съемок, тогда все будет смонтировано грамотно. Малое количество кадров при монтаже приводит к тому, что начинают придумываться какие-то ходы, чтобы восполнить этот недостаток.

Съемки по сценарию на месте должны быть доскональными и обстоятельными. Простой пример. Снимается некое интервью. Происходит это на каком-то фоне: шум волн или листвы, крики птиц, чьи-то разговоры. Во время монтажа все эти шумы режутся. Речь-то складно идет, а шум получается порезанный. Можно, конечно, сюда подложить то, что надо, из банка шумов. Но чтобы там что-то подходящее найти, потребуется много времени, это очень кропотливый труд. А вот если шумы записаны отдельно на конкретном месте, то просто берешь кусок шума и подставляешь его в нужный кадр.

Вот такого плана тонкости нужно учитывать, находясь на месте съемок.

DT. Сейчас мы не будем подробно о монтаже, об этом - в следующем номере. Поговорим вот о чем. Человек нашел уникальный рэк, нашел деньги, обратился в профессиональную студию и сделал профессиональный или фестивальный фильм. Сразу возникает вопрос: зачем? На что он может дальше рассчитывать?

ОБ. Во-первых, естественно, это участие во всевозможных фестивалях, которых по миру проводится очень много. И это могут быть не только подводные фестивали, но и фестивали документальных фильмов, которых тоже проходит масса. Во-вторых, это показ фильма на центральных каналах телевидения. Его даже могут закупить для показа, если это суперуникальный фильм и если он суперхорошо сделан. Кстати, можно продавать фильмы на региональные российские студии, студии СНГ, там платят небольшие деньги за лицензию показа, но таких студий много. Центральные каналы платят довольно большие деньги, но они привередливы - у каждого канала своя концепция, свой формат.

DT. А реально продать свое произведение за рубеж?

ОБ. Реально. Как показывает практика, на данный момент времени всех интересует некая цикличность, такой сериал, чтобы это был не один фильм, а как минимум десяток фильмов, объединенных какой-то одной идеей, одной темой. Тем не менее отдельно стоящий фильм тоже можно продать.

DT. В общем, ситуация не так безнадежна и в принципе можно, перефразируя известную фразу «не могу не снимать», при готовности к большим затратам энергии и сил, сделать профессиональное и фестивальное кино.

ПОСТ-ПРОИЗВОДСТВО

1)   Сценарист - $400-1000

2)  Редактор - $150

3)  Диктор - $100-200 смена

4)   Студия звукозаписи - $150 смена

5)   Композитор - $1000

6)   Музыкальный редактор - $200

7)   Режиссер - $3 500

8)  Оператор профессиональный поверхностный - $150-200 смена

9)   Аппаратура ТЖК - $150-300

10) Подводный оператор + вся техника - $600

11) Монтаж видео + монтажер - 20 смен х $250 = $5 000

12) Сведение звука - 5 смен х $150= $750 (только стерео, без долби)

13) Компьютерная графика: 3d 1 сек. - $50;

2d 1 сек. - $20; на круг $3 000

Продолжение в следующем номере


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования