Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ШИРОКИЙ УГОЛ

Один из самых захватывающих видов подводной фотографии - это съемка объективом Fisheye, или, как принято говорить на фотографическом сленге, «рыбьим глазом». Редакция журнала попросила рассказать об особенностях этого вида фотосъемки Игоря Баскакова - PADI инструктора MSDT, инструктора CMAS**, PADI инструктора подводной фотографии, инструктора подводной фотографии CMAS***, члена Союза журналистов России, вице-президента Союза подводных фотографов.

DT. Ab ovo, что такое Fisheye?

ИБ. Fisheye - это автофокусный объектив типа «рыбий глаз» AF Fisheye-Nikkor 16 mm f/2,8. Объектив типа «рыбий глаз» позволяет создавать эффективные полноформатные кадры, открывают перед фотографом поистине уникальные возможности в реализации замыслов. Такой объектив практически незаменим в подводной фотографии. Его угол зрения составляет 180°(по диагонали). Корректировочная система фокусирования на близкие объекты (CRC) обеспечивает высокое качество съемки как в ближнем, так и в дальнем диапазонах фокусировки. Минимальная дистанция фокусировки до объекта - 0,25 метров. Состоит из 8 элементов в 5 группах, имеет четыре светофильтра L37C, A2, B2, O56, которые входят в комплект. Минимальная диафрагма - 22, масштаб в макрорежиме 1/10, бленда встроенная, размеры 63х57 мм, вес 285 г.

DT. А какие существуют виды фотосъемки?

ИБ. Всю подводную фотографию в мире условно подразделяют на четыре категории. Первая категория - широкий угол. Вторая категория - макросъемка. Третья категория - категория «рыба». Четвертая категория - творчество, или, как сейчас принято говорить, - креатив. На чемпионате мира по подводной фотографии, который проводится уже десятый раз, призы вручаются именно по этим четырем номинациям. Кстати, десятый чемпионат мира по подводной фотографии пройдет с 12 по 17 сентября, в Испании, и на этом чемпионате одна из обязательных категорий - широкий угол.

DT. В чем прелесть широкого угла и сверхширокого?

ИБ. Помните, у наших дедушек и бабушек были телевизоры с маленьким экраном, у которых впереди стояла такая линза, в которую наливали эфир или дистиллированную воду, и через нее смотрели. Эта линза расширяла возможности маленького экрана, который достигал большей величины. То же происходит и под водой. Широкоугольный объектив дает возможность с близкого расстояния «увидеть» под более широким углом, чем, например, штатный объектив. Поэтому, как только вы приближаетесь к объекту, появляется резкость, появляются цвета, и снимок становится гораздо более привлекательным, чем если вы фотографируете с дистанции 2-3 метра.

Второй серьезный фактор: чем ближе мы находимся, тем более мощный импульс доходит до объекта. Появляется возможность задиафрагмироваться, поставить наибольшую по числу диафрагму, за счет этого у нас увеличится глубина резкости. То есть, если мы фотографируем объект с дистанции порядка 50 сантиметров, то можем установить диафрагму 11, 16, 22, что делает предметы на фотографии более резкими (это касается и первого, и второго плана), - очень важный фактор при решении композиционных вопросов снимка. Объектив Fisheye позволяет нам при съемке максимально приблизиться к объекту, правда, не всякая рыба подпустит к себе очень близко - не всем понравится, когда что-то страшно большое подплывает, пускает пузыри, да еще и вспышками освещает. Но именно в этом заключается мастерство подводного фотографа - сродниться с подводным миром, стать его частичкой, стараясь не испугать рыбу, дыша при этом ровно и спокойно.

Ведь некоторые снимки сделаны с дистанции 20-30 сантиметров. А широкоугольный объектив с малого расстояния - это как зеркало заднего вида. Если вы автомобилист, то знаете: в это зеркало смотришь - машина вроде бы далеко, а поворачиваешься - она у тебя на хвосте сидит. То же самое происходит и здесь -оптический обман. При работе с широкоугольным объективом надо очень аккуратно использовать вспышки. Для того чтобы свет был ровным, как правило, нужны два источника света. Если освещается только одна сторона, то вторая тут же дает резкую тень, так как дистанция очень маленькая. Чтобы избавиться от тени, мы и используем вторую вспышку. Вторая вспышка дает возможность выровнять свет, сделать его сбалансированным. А применение фильтров, молочных или цветных, позволит вам дать объекту определенный цвет, создать атмосферу, приближенную к той, которую вы хотите изобразить композиционно. Если говорить в широком плане, то подводная фотография все-таки в большинстве своем постановочная съемка. То есть фотограф заранее планирует, что и как он будет снимать.

Это когда фотокамеру берут в руки первый раз, то пытаются угнаться за обитателями моря, но в итоге на снимках лишь хвосты или уплывающие рыбы. Главное - не спешить, постараться не быть «гостем», а стать «своим» в подводном царстве.

DT. Какую технику обычно используют под водой?

ИБ. Большинство подводных фотографов используют оптику и технику фирмы Nikon. У объективов этой компании наиболее жесткий рисунок, а этого как раз и не хватает под водой.

DT. Что значит жесткий рисунок?

ИБ. Это когда линии объекта съемки получаются очень четкие. Оптика Nikkor и Canon очень разная по рисунку, по пластике, по воспроизведению. Объективы Nikkor отличаются резкостью и жесткостью, а объективы Canon более пластичные. Поэтому на чемпионате мира процентов 90 фотографов снимают оптикой Nikkor.

DT. Какие объективы относятся к широкоугольным?

ИБ. Мы относим к широкому углу все, что меньше по числу от объектива 50 мм, это - 35, 28, 24, 20, 18,16, 15, 14 мм. Самый большой широкоугольный объектив, дающий фотографию в окружности, - это 8 мм.

DT. Какие объективы чаще всего используются?

ИБ. В подводной фотографии чаще всего используется всеми фотографами, конечно, объектив Fisheyе 16 мм f/2,8 Nikkor. На воздухе этот объектив сильно искажает изображение, изгибая прямые линии, и дает полукруг, а под водой угол его сужается и дает порядка 127 градусов - это как раз то, что нужно для подводной съемки. Правда, в Москве найти этот объектив не так просто, дело в том, что его очень редко спрашивают в магазинах, в основном он приобретается под заказ. Хороший объектив - Nikkor 14 мм f/2,8, дающий очень неплохие результаты. Есть его аналог - 14 мм f/3,5 Sigma, правда, он гораздо мягче, но зато и дешевле. У всех этих объективов практически нет искажения с точки зрения краев. Используется также объектив Nikkor 20 мм f/2,8. У него угол, естественно, намного меньше, чем у 16 мм. Объективами 24 мм и 28 мм работают редко, так как при съемке сильно теряется широкоугольный эффект.

Некоторые используют в своей практике широкоугольные объективы с переменным фокусным расстоянием. Это Nikkor 17-35 мм f/2,8; 18-35 мм f/3,5-4,5; 28-80 мм f/3,5-4,5 и другие. Все объективы с переменным фокусным расстоянием по качеству воспроизведения объекта, конечно, гораздо хуже, чем с фиксированным фокусным расстоянием. Эти объективы обычно применяют, когда не знают, чего ожидать под водой.

Интересен объектив Nikkor 18 мм f/2,8. Если фотографировать объективом Fisheye на воздухе, то две прямые линии получатся изогнутыми, а при съемке Nikkor 18 мм f/2,8, если вы будете стоять перпендикулярно к объекту, все линии будут параллельными. Этот объектив довольно дорогой, дороже, чем Fisheye, он очень хорошо рисует, дает проработку деталей. Фирма Tokina в свое время сделала аналог этого объектива - Tokina 17 мм f/3,5. Великолепный объектив, если говорить о цене и качестве - он стоит практически раза в три дешевле, чем Nikkor.

DT. А какой порядок цен на такую технику?

ИБ. Fisheye стоит где-то 800 долларов, 18 мм - примерно 1200-1400 долларов, Tokina стоит в районе 400 долларов.

На сегодняшний день по соотношению цена - качество интересен 14 мм Nikkor. Он по углу близок к 18 мм, но в принципе очень удачный объектив и дает хорошие результаты. Вообще-то иметь объектив - это одно дело, но надо еще иметь специальный порт, который используется на боксе для широкоугольной съемки. Если взять фирму Sea&Sea, то сферический порт для объективов Fisheye стоит порядка 800 долларов.

DT. Значит, чтобы снимать фишаем, надо готовиться выложить полторы тысячи долларов?

ИБ. Да, как минимум. Полторы тысячи - это только чтобы поменять оптику. А еще плюс бокс, фотоаппарат, вспышки и другое дополнительное оборудование.

DT. В каких случаях под водой наиболее удобно снимать фишаем?

ИБ. Фишаем удобно снимать мягкие кораллы, больших рыб и морских животных, затонувшие объекты. Более того, иногда это единственный способ снять рэк.

Даже самые мощные вспышки рассчитаны на расстояния до 10 метров, но реально получить хорошую глубину резкости при нормальных, серьезных диафрагмах можно на дистанции метра два максимум. Поэтому если вы хотите сфотографировать рэк, то нужно использовать дополнительное освещение либо высокочувствительную пленку и стараться находить те ракурсы, где будет нужное освещение по композиции. Поэтому фотографирование рэка - это отдельная тема и довольно сложная.

Фишай незаменим и для кейв-дайверов, когда необходимо с малого расстояния взять 100 и более градусов. В пещере, конечно, тоже очень много специфических моментов съемки. И это тоже отдельный разговор, поэтому в России мало кто серьезно фотографирует в пещерах.

DT. Насколько сложно овладеть навыками фотографирования объективом Fisheye?

ИБ. Если человек раньше вообще не снимал, то его обучить легче. Как и подводному плаванию легче научить того, кто не умел раньше, чем переучивать. Вообще обучение широкоугольной съемке одинаково на любых начальных курсах, в специализации и PADI, и CMAS. Вначале идет съемка статичных подводных объектов, потом пловца, затем снимается все в движении.

Конечно, пользоваться широкоугольными объективами надо очень осторожно, хорошо бы прежде получить какую-то практику, чтобы почувствовать объектив, понять, какие бывают искажения, какие особенности.

DT. На что надо обращать внимание при съемке фишаем?

ИБ. Надо быть очень аккуратным, снимая с близкой дистанции. При маленьком расстоянии нельзя выносить вперед руки, они должны быть всегда хотя бы на уровне головы. Если при фотографировании широкоугольным объективом рука будет находиться впереди туловища, то на снимке она окажется намного больше головы.

Что я могу посоветовать тому, кто хочет хорошо снимать широкоугольным объективом? Основная рекомендация - это практика съемки, надо фотографировать, набивать руку на открытой воде, потому что ни один бассейн не даст необходимого опыта фотосъемки.

DT. Этому можно научиться самостоятельно?

ИБ. Вопрос исключительно индивидуальный, зависит от опыта и способностей. Самостоятельно все-таки, наверное, научиться тяжело. Лучше, чтобы кто-то помогал. Просто вы будете обязательно допускать какие-то ошибки, на которые должен указывать профессионал и предлагать способы исправления. Мы в своем центре периодически создаем группы, которые вывозим специально на неделю в Шарм-эль-Шейх. Там люди днем фотографируют, вечером проявляют. Тут же выявляются и разбираются ошибки. Дело ведь не в поиске каких-то невероятных объектов, а в съемке самых, к примеру, обычных кораллов. Надо почувствовать объектив, его угол съемки, поискать ракурсы. Вот вы сняли, посмотрели, обсудили, какие-то рекомендации получили и на следующий день пошли и переделали. Потом уже появляются свой почерк, свой ракурс и свой взгляд на подводный мир.

DT. Есть какие-нибудь особенности, когда снимаешь фишаем на цифру или на пленку?

ИБ. Что такое вообще фотография? Это когда мы пишем светом. Художник пишет кисточкой, а мы светом. Может быть, это технически немножко сложнее. Если вы используете зеркальный фотоаппарат, то вы видите объект, как он есть. Пользуясь фишаем, вы все равно видите почти реальные края снимка, потому что в кадре порядка 95%. А когда вы снимаете цифровой камерой, то угол фотосъемки значительно сужается и эффект «рыбьего глаза» уменьшается. Есть мнение, что на цифре можно смотреть под водой. Но понятно же, что разглядеть все детали в размере спичечного коробка под водой в маске - это довольно сложно. Поэтому, конечно, зеркальная камера проще, с точки зрения съемки, а также быстрее достигается результат, с точки зрения обучения. В общем, когда вы сделаете несколько тестовых поездок, вы будете четко представлять дистанцию, пленку, к которой уже привыкли, у вас уже появятся какие-то домашние заготовки, вы будете с уверенностью фотографировать.

DT. Значит, при некоторой тренировке снимать на пленку лучше?

ИБ. Если вы фотографируете на цифровые фотокамеры, максимальный объем информации одного кадра может составить 15-20 Мб, а если фотографируете на слайд, то при его сканировании информация может составить от 50 до 120 Мб. Отсюда делается вывод: пока, наверное, пленка, в перспективе - наверное, цифра. Каждый решает этот вопрос с учетом своих индивидуальных особенностей.

DT. Спасибо за интервью.

ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ
ОБЪЕКТИВА КАМЕРА
35 ММ

УГОЛ ЗРЕНИЯ
НА ПОВЕРХНОСТИ
 

УГОЛ ЗРЕНИЯ
ПОД ВОДОЙ
 

16 мм

1700

127,50

20 мм

940

70,50

24 мм

840

630

28 мм

740

55,50

35 мм

620

46,50

50 мм

460

34,50

50 мм

430

320


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования