Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОРОК, НЕ НАШЕДШИЙ ОТЕЧЕСТВА

Мария КАЗИЦКАЯ


Военные корабли, по моему мнению, являются
остатками отживших воинских привычек:
эти привычки надо искоренить, и самым
действенным к тому средством являются
подводные вооруженные минами лодки.

Роберт Фултон

В 1797 году Роберт Фултон обратился к правительству Французской республики с предложением: «Имея в виду огромную важность уменьшения мощи британского флота, я думал над постройкой механического «Наутилуса» - машины, подающей мне много надежд на возможность уничтожения их флота...» Так была сделана заявка на изобретение, которое могло изменить весь ход мировой истории, - подводной лодки. Ирония же заключается в том, что в мировой истории Роберт Фултон остался создателем первого в мире парохода. Но обо всем по порядку.

АМЕРИКА

Роберт Фултон родился 14 ноября 1765 года в Пенсильвании (США) и детство свое провел на ферме у отца. С молодых лет он проявлял разносторонние способности - рисовал, любил математику, умело пользовался разными инструментами.

Американец шотландско-ирландского происхождения, Фултон начал самостоятельную жизнь батраком в местечке Коновинго-Крик, недалеко от Филадельфии. В 20 лет работал подмастерьем ювелира. Послереволюционная Америка ценила творческих людей, профессия рисовальщика неплохо оплачивалась - и Фултон стал рисовальщиком. Потом поехал учиться живописи в Англию, чтобы совершенствовать технику рисунка. Семь голодных лет он провел в Лондон, где был учеником у художника Бенджамина Уэста.

Казалось бы, все определено на годы вперед, но, обучаясь живописи, Фултон сошелся с группой людей, которых называли инженерами. Эти люди решали основную инженерную проблему Англии - они проектировали строительство каналов.

Вскоре Фултон патентует свое первое изобретение - способ поднятия судов с одного уровня на другой без использования шлюзов. Он использует для этого наклонный судоподъемник. По склону от верхнего канала к нижнему прокладываются два параллельных рельсовых пути. Днища судов оснащаются бортовыми колесами, с тем чтобы они могли двигаться по рельсам. Одновременно поднимающиеся и опускающиеся суда должны были уравновешивать друг друга.

Почувствовав вкус к изобретательской деятельности, Фултон через некоторое время получает патент на модель акведука, части которого можно было отливать прямо в песке на месте стройки, а затем уже монтировать.

Со следующим детищем Фултона -первым в мире экскаватором для рытья каналов - случился казус. Идея была верной, однако в расчетах изобретатель немного ошибся, и в итоге первый сконструированный экземпляр рассыпался на части. Зато улучшенные варианты работали вполне удовлетворительно.

Увлечение Фултона инженерной наукой вскоре вылилось в написание книги о совершенствовании систем проектирования каналов.

Также Роберт Фултон разработал машины для распиловки мрамора, скручивания веревок, прядения льна и другие операций. С 1790-х годов Фултон занялся проблемой использования пара для приведения в движение кораблей.

ФРАНЦИЯ

Затем он решил, что в Англии у него нет будущего, и в 1897 году переехал во Францию, надеясь получить французские патенты на свои изобретения. В Париже ему помог поэт Джоел Барлоу -американец, принявший французское подданство и впоследствии погибший в Польше во время отступления наполеоновской армии из Москвы.

Проникнувшись во Франции революционным духом, Фултон переходит от идей созидания к идеям разрушения. Проявляется это в том, что он начинает проводить опыты с торпедами. Торпеда Фултона представляла собой бомбу замедленного действия, которая прикреплялась к вражескому кораблю с помощью гарпуна. Гарпун вылетал из пушки маленького быстроходного катера.

Голова его шла кругом от политических идей, но, обладая замечательным талантом, он был совершенно лишен терпения и требовал за свои изобретения щедрого вознаграждения. Однако в финансовой помощи ему было отказано.

Чтобы добыть необходимые средства, изобретатель выгодно продает собственную пророческую картину «Пожар Москвы», а на вырученные деньги продолжает свои «кровожадные» эксперименты. Однако это новшество французское адмиралтейство не оценило, и Фултон переключился на создание подводной лодки.

В то время в Париже находился американский изобретатель «Черепахи», по праву считающейся первым боевым кораблем, Дэвид Бушнелл, который предложил Директории проект подводной лодки. Фултон стал его конкурентом: он в свою очередь предложил правительству Французской Республики проект подводного судна в форме торпеды. Свое детище он назвал «Наутилусом» и считал, что с его помощью «можно было бы заставить англичан не только снять блокаду французских берегов, но... и перенести театр военных действий на собственные берега Великобритании...».

Проект лодки был предложен Фултоном французской Директории еще в 1797 году, но согласие на постройку он получил только в 1800 году после рассмотрения проекта комиссией, назначенной Бонапартом, который как раз стал Первым консулом Французской Республики.

Фултону выдают денежный аванс, чтобы он построил подводную лодку «Наутилус» с условием участия в военных действиях на правах наемника. Он должен был получать по 60 тыс. франков за уничтожение каждого десятипушечного военного корабля и по 400 тыс. франков за тридцатипушечный корабль.

В комиссию входили математик и общественный деятель Гаспар Монж и маркиз Пьер Симон де Лаплас, великий астроном, открывший законы движения звезд, математик и физик. Расчеты времени нахождения экипажа под водой выполнял французский химик Антуан Лавуазье. При этих расчетах он рассматривал только расходование кислорода при дыхании, а влияние повышенной концентрации углекислого газа не было принято во внимание. Поэтому экипаж мог находиться по водой намного меньше предсказанных Лавуазье 10-12 часов.

Вполне вероятно, что при проектировании Фултон воспользовался результатами экспериментов Жана Лерона Даламбера, французского просветителя, математика, философа, изучавшего сопротивление воды движению судов во второй половине XVIII века.

Фултон приступил к строительству «Наутилуса» на верфи Перье в Руане при содействии своих почитателей - Гаспара Монжа и Пьера Симона де Лапласа.

Эллипсовидной формы корпус «Наутилуса» был выполнен из дерева. Длина его составляла 6,5 м, диаметр - 2 м. Лодка имела все черты современных подводных лодок. В нижней части находился чугунный киль, служивший балластной цистерной, заполняемой и осушаемой двумя насосами. В носовой части лодки располагалась небольшая боевая рубка с входным люком, имелось также помещение для матросов. Экипаж состоял из трех человек и мог находиться под водой 2-3 часа. Движение в подводном положении осуществлялось с помощью четырехлопастного гребного винта, приводимого во вращение членами экипажа посредством ременной передачи. Этот винт был радикальным нововведением: Бушнелл использовал архимедов винт, Фултон же впервые применил более эффективный винт с раздельными лопастями. Маленькой военной хитростью был внешний вид лодки. В надводном положении ее рубка казалась обычным парусником (ставилась складная мачта, на которой поднимался парус, управляемый изнутри корабля), который довольно ходко шел по воде. Парус был похож на зонтик, а сам корабль в надводном состоянии напоминал раковину моллюска наутилуса. Отсюда и появилось название, которое дал своей подводной лодке Фултон, а спустя 70 лет заимствовал Жюль Верн для фантастического корабля капитана Немо. Перед погружением парус быстро снимался и укладывался в специальный желоб на корпусе.

Маневрирование по курсу производилось вертикальным рулем, а по глубине - горизонтальными. Горизонтальные рули по бокам корпуса стали главной инженерной находкой Фултона. С их помощью можно было удерживать лодку на заданной глубине, держать курс под водой и обеспечивать необходимый режим всплытия и погружения.

Как и подводная лодка Бушнелла, «Наутилус» был вооружен пороховой миной с контактным взрывателем, которая буксировалась за ним на длинном тросе, отходящем от носа лодки. Трос проходил через отверстие в остром стержне, установленном на обзорной башенке. Морякам требовалось подплыть под днище вражеского корабля и вонзить в него специальный гарпун с отверстием для линя, одним концом прикрепленный к лодке, а другим - к мине. Загнав гарпун в корпус вражеского корабля, подводная лодка продолжала двигаться дальше. По мере ее удаления мина подтягивалась под днище цели и после соприкосновения с ней взрывалась.

29 июля 1800 года Фултон с двумя отважными добровольцами провел первое испытание «Наутилуса» на Сене у Руана. Несмотря на сильное течение, они дважды опускались на глубину 7, 5 м.

Довольно опасные испытания своей подводной лодки Фултон провел в море у Гавра. «Наутилус» погружался под воду, и гидронавты проводили в нем по несколько часов, дыша через примитивную дыхательную трубку, прикрепленную к поплавку, который был незаметен уже на расстоянии более трехсот ярдов. Во время одного испытания у Гавра три гидронавта, пользуясь этой трубкой, сооруженной изобретательным Фултоном, оставались на глубине в течение 6 часов. Под водой, идя под винтом, который матросы вращали вручную, лодка давала ход в 1,5 узла. Фултон называл этот винт «стремительным».

ПОДВОДНЫЙ КОРАБЛЬ ПО ПРОЕКТУ ФУЛТОНА

После окончания морских испытаний Фултон поспешил в Париж и 13 вандемьера XI года по революционному календарю, или 6 октября 1800 года, обратился к Первому консулу Наполеону Бонапарту с красноречивым письмом. «Рассмотрим, какие непосредственные выгоды получит Франция в результате применения «Наутилуса»,- писал он.- Потеря первого же английского корабля, уничтоженного таким необычайным способом, приведет английское правительство в полное замешательство. Оно поймет, что таким путем можно уничтожить весь флот, блокировать Темзу и нанести смертельный удар лондонской торговле... Как же тогда Питт сможет оказать поддержку союзным державам?.. Коалиция, не получая больше питтовских гиней, распадется, и Франция, избавленная таким образом от многочисленных врагов, сможет беспрепятственно укреплять свою свободу и безопасность».

В свою очередь Гаспар Монж доложил первому консулу о блестящих успехах Фултона. Монж сблизился с генералом Бонапартом в период Директории, даже участвовал в его египетской экспедиции и по праву считался его другом и сподвижником. Наполеон передал этот доклад морскому министру адмиралу Плевиль де Пеллей со следующей пометкой на полях: «Je prie Ministre de la Marine de me faire connaitre ce tra'il sait sur les projets de capitaine Fulton. Bonaparte» («Прошу морского министра сообщить мне, что ему известно о проектах капитана Фултона. Бонапарт»).

Фултон, с этих пор называвший себя капитаном, испросил у Наполеона аудиенцию. Это был великий день для нетерпеливого молодого человека из Коновинго-Крик. Не осталось никаких документальных свидетельств о том, что было сказано во время этой беседы и сколько времени она продолжалась. Но оба эти человека были невероятно честолюбивы: пенсильванец мечтал вырваться из тисков нищеты, а корсиканец - завоевать мир. «Наутилус», вероятно, мог бы помочь и тому, и другому. Он привел бы к уничтожению английского флота и отдал бы обезоруженный мир в руки Бонапарта.

Но вместо того чтобы сразу ухватиться за этот шанс, Наполеон стал раздумывать, а Фултон не умел ждать - через неделю он написал дерзкое письмо морскому министру, угрожая покинуть Францию вместе со своим изобретением, в случае если он не дождется большей любезности и щедрости. Министр тут же отверг «Наутилус». Можно предположить, что он наложил такую же резолюцию, которую часто накладывают американские адмиралы на докладах о заграничных изобретениях, - «ИНЗ» (изобретено не здесь).

Монж и Лаплас кое-как утихомирили своего капризного друга, запретили ему писать высокопоставленным лицам и добились того, что Наполеон одобрил «Наутилус», несмотря на вето своего министра.

Фултон перестроил лодку в Бресте. Теперь она была сделана из листовой меди 3 июля 1801 года он испытал ее с экипажем в три человека. Благодаря применению сжатого воздуха время пребывания под водой возросло до 4,5 часов.

Сразу же после испытаний он восторженно сообщил в Париж: «3 термидора я начал опыты по погружению сначала на глубину 5 футов, затем 10, 15 и так далее, пока не достиг 25 футов; на большую глубину я не рискнул погрузиться так как боялся, что конструкция моей машины недостаточно прочна, чтобы противостоять давлению большого столба воды. На этой глубине я провел час с тремя матросами при двух горящих свечах, и мы не испытали ни малейших не удобств... Поскольку лучше обходиться без свечей, я проделал в верхней носовой части моей лодки небольшое окно диаметром всего полтора дюйма и вставил в него стекло толщиной девять линий. После этого 5 термидора я опустился на глубину между 24 и 25 футами, и на этой глубине свету было вполне достаточно, чтобы я мог разглядеть циферблат моих часов». Всплыв, Фултон поднял парус и «убедился, что судно слушается руля и ведет себя, как обычная парусная лодка». Под водой он проплыл тысячу триста футов, меняя курс, и обнаружил, что его компас действует «точно так же, как на поверхности воды». Он изготовил медный шар и наполнил его воздухом, сжатым до трех атмосфер; это приспособление должно было послужить дополнительным источником воздуха для экипажа.

Венцом этих испытаний было опробование боевых свойств подводной лодки на Брестском рейде. В качестве мишени использовался старый сорокафутовый шлюп, предоставленный в распоряжение Фултона брестским морским префектом и адмиралом Вилларе Жуаезом, официальным наблюдателем. «Наутилус» пришел на рейд под парусом. Убрав мачту, лодка погрузилась в 200 м от шлюпа. «Подводная бомба» Фултона содержала 12 килограммов пороха и тащилась за подлодкой на длинном тросе. А через несколько минут прогремел взрыв, и на месте шлюпа взметнулся столб воды и обломков.

«Проходя мимо шлюпа, - писал потом Фултон, - я ударил его бомбой. Произошел взрыв, шлюп разлетелся на мелкие части, от него не осталось ничего, кроме буйка и троса. Взрыв был настолько силен, что столб воды и обломков взлетел на 80-100 футов вверх».

Это явилось веским доказательством разрушительной силы подводной лодки, первой успешной ее демонстрацией, которая была подтверждена официальным свидетелем.

Можно представить себе, какие чувства испытывал адмирал Вилларе Жуаез, когда увидел, что вскоре после погружения лодки страшный взрыв разнес шлюп на куски. Для людей, мыслящих категориями парусного флота и пушек, стреляющих ядрами, все это было ужасно. Это опрокидывало правила ведения войны. В Париже просто не могли поверить сообщению адмирала Вилларе.

Этот вариант «Наутилуса» оказался удачнее прежнего, особенно в отношении управляемости. Казалось, еще немного, и французский флот первым в мире получит на вооружение подводные лодки...

Несмотря на все затраты, которые понесло правительство Франции при постройке и испытаниях «Наутилуса», он так и не был использован. Дело в том, что Фултон просил воинские звания для себя и своего экипажа, которые не были пожалованы. Морской министр Директории адмирал Плевиль де Пеллей писал по этому поводу: «...невозможно дать воинское звание людям, которые употребляют такой способ разрушения неприятельского флота».

В подобной формулировке трудно провести границу между рыцарством и непониманием достоинств нового оружия.

Два месяца спустя Наполеон выразил желание лично посмотреть на подводную лодку, но Фултон сообщил: «Она очень сильно протекает и вообще имеет много недостатков. Полагая ее в дальнейшем бесполезной, я разобрал ее и продал металлические части, и при этом мне пришлось сломать ходовой механизм». «Наутилуса» больше не существовало! Фултон считал, что его демонстрация была достаточно убедительной. Он отказался представить чертежи, боясь, что кто-нибудь может украсть его идею, и потребовал «полной независимости», то есть весьма солидную сумму,- только на этом условии он соглашался раскрыть свой секрет.

Дальнейшие его обращения к Наполеону оставались без ответа.

В 1802 г. году Фултон отправляется в Шотландию, чтобы ознакомиться с построенным там Уильямом Саймингтоном (William Symington) пароходом «Шарлоттой Дундас» (Charlotte Dundas, 1802 г.), первым паровым судном, не имевшим парусного вооружения.

Фултон присутствовал при испытаниях «Шарлотты» и имел возможность ознакомиться с ее устройством. Более того, механик-строитель судна Арон Вейл (Aaron Vail) предоставляет Фултону все документы и спецификации для установки двигателя, а доктор Картрайт (Dr. Cartwright) передает Фултону чертежи парохода.

При поддержке нового американского посланника во Франции Роберта Ливингстона весной 1803 года Фултон приступил в Париже к строительству своего первого парохода.

Он был плоскодонным, без выступающего киля, с обшивкой вгладь. Паровая машина Уатта была взята напрокат у одного знакомого, но схему передаточного механизма придумал сам Фултон. Построенный корабль оказался недостаточно прочным - корпус не выдержал тяжести машины. Однажды во время сильного волнения на Сене днище проломилось и взятая в долг машина вместе со всем оборудованием пошла ко дну. С большим трудом все это удалось достать на поверхность, причем Фултон жестоко простудился во время спасательных работ.

Вскоре был построен новый, гораздо более прочный корпус судна, имевший 23 м в длину и 2,5 м в ширину. В августе 1803 года на реке Сена было проведено пробное испытание. В течение полутора часов пароход двигался со скоростью 5 км/ч и показал хорошую маневренность. Первым делом Фултон предложил свой пароход Наполеону.

«Мой император! - сказал он Наполеону. - Я изобрел паровой двигатель, который можно установить на корабль! Я предлагаю оснастить ими наш флот, и ему не будут страшны ни штормы, ни штили!» Но тот не заинтересовался этим изобретением, хотя уже началась война с Англией и пароходы могли бы существенно помешать английской блокаде. «Корабли без парусов - это нелепость, -заявил Наполеон. - Место пара на кухне, в кастрюле под крышкой».

В мае 1804 года академик Французской академии наук Латобре вынес заключение о бесперспективности паровой навигации.

Нашлась, однако, держава, которая заинтересовалась Фултоном.

(Продолжение рассказа о Роберте Фултоне читайте в следующем номере)


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования