Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


КРУГЛЫЙ СТОЛ С АНАТОЛИЕМ САГАЛЕВИЧЕМ

«БИСМАРК»

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Линкор «Бисмарк»

Спущен на воду в порту Гамбург 24 августа 1940 года. Характеристики: водоизмещение - 51000 т, длина - 251 м, скорость - 31,5 узла. Вооружение: 8 пушек калибром 380 мм и дальнобойностью до 30 км; по обоим бортам пушки меньшего калибра; торпедное вооружение; катапульта для взлета самолетов.

Изготовлен из легированной стали толщиной от 120 до 350 мм. Подпалубное пространство разделено на 22 отсека водонепроницаемыми переборками. Конструкторы и строители называли «Бисмарк» «непотопляемой пушечной платформой». Численность экипажа: 2200 человек.

После серии испытаний в Балтийском море «Бисмарк» начал свой первый военный рейс в Северную Атлантику. Он вышел в сопровождении тяжелого крейсера «Принц Ёген» 19 марта 1941 года из польского порта Гдыня. 24 марта 1941 года «Бисмарк» и «Принц Ёген» в акватории между Исландией и Гренландией встретились с двумя мощными английскими кораблями - крейсерами «Худ» и «Принц Уэльс», которые были готовы дать бой немецкому тандему. В результате сражения «Худ» был потоплен, а «Принц Уэльс» покинул поле боя с многочисленными разрушениями. «Бисмарк» тоже получил повреждения от английских снарядов - его крейсерская скорость снизилась до 29 узлов, а попавший в масляное хранилище снаряд привел к постоянной утечке масла.

После этого сражения немецкие суда пошли разными курсами - «Бисмарк» взял курс на юго-восток, к берегам Франции. Ему удалось обманным маневром исчезнуть из поля зрения преследовавших его английских кораблей «Норфолк», «Суффолк» и «Принц Уэльс».

Однако 26 мая «Бисмарк» был обнаружен американским самолетом, и уже ночью его атаковали торпедами, одна из которых попала в кормовую часть судна, в результате чего оба руля заклинило, линкор лишился управления и не мог маневрировать.

А 27 мая «Бисмарк» атаковали три английских корабля - «Кинг Джордж», «Норфолк» и «Дорсетшир». Выпустив свой последний снаряд, линкор сразу же превратился в огромную мишень. Три торпеды с крейсера «Дорсетшир» решили судьбу «Бисмарка».

В 10 часов 39 минут 27 мая 1941 года линкор «Бисмарк» ушел под воду. Причем затопление его происходило необычно. Он начал крениться на левый борт, корма ушла под воду, а нос примерно на 50 метров обнажился над поверхностью воды. Тяжелые пушки выпали из своих огромных круглых фундаментов (они не были закреплены, а держались лишь на зубчатом зацеплении) и затонули. «Бисмарк» лег на левый борт, кусок кормы длиной в несколько метров отвалился, и громадный корабль, перевернувшись, ушел под воду. Когда корпус линкора заполнился водой, он снова, уже на глубине около 2000 метров, перевернулся в нормальное положение и опустился на грунт.

Первая экспедиция по обнаружению «Бисмарка» была организована в 1988 году Робертом Баллардом, американским ученым из Вудсхолского океанографического института, производившим поиск и затем исследование найденных на дне останков «Титаника». Поиск «Бисмарка» осложнялся тем, что точных координат места, где линкор ушел под воду, не было. Двухнедельная экспедиция на испанском судне «Сторелла» с буксируемой глубоководной платформой «Арго» завершилась ничем.

В мае - июне 1989 года на испанском судне «Стар Геркулес» Баллард организовал вторую экспедицию. Лишь на одиннадцатый день на экране монитора «Арго» стали появляться некоторые признаки нахождения объекта в искомом районе. А когда на экране показались два ствола пушки, а затем и обрезанная корма, сомнений не осталось: это был «Бисмарк».

После экспедиции 1989 года в районе нахождения «Бисмарка» никто не работал. Сюда ни разу не погружались глубоководные обитаемые аппараты, ни один человек никогда не видел «Бисмарк» на дне через иллюминатор. Из информации, опубликованной Баллардом, было лишь известно, что останки корабля лежат на крутом склоне, на глубине около 4700 метров.

После первых научно-образовательных погружений на «Титаник» возникла идея о расширении их масштаба и о поиске новых интересных объектов на дне океана, где подводники ГОА «Мир-1» и «Мир-2» могли бы проводить глубоководные экскурсии. Роберт Баллард предоставил координаты местонахождения «Бисмарка». К сожалению, большого интереса к этим погружениям (со стороны людей, которые пожелали бы вложить средства в это предприятие) проявлено не было.

И все же экспедиция в район «Бисмарка» состоялась. Она была организована в июне 2001 года на НИС «Академик Мстислав Келдыш».

Глубоководные операции по поиску и обследованию «Бисмарка» начались с установки четырех донных гидроакустических маяков с расстояниями в 1 милю между ними. Центром квадрата являлась точка с координатами «Бисмарка», полученными от Роберта Балларда. Спуск маяков с борта судна в намеченных точках осуществляется с их привязкой по спутниковым навигационным системам GPS (глобальная система позиционирования). Маяки при постановке были снесены течениями на юго-запад, и точка нахождения «Бисмарка», соответствующая данным Балларда, оказалась смещенной от центра полигона на север. Однако это нисколько не повлияло на точность навигационных определений аппаратов под водой и на процесс их выхода в намеченную точку.

8 июня 2001 года состоялось первое погружение аппаратов «Мир», ровно через 12 лет после обнаружения «Бисмарка» Баллардом.

В составе экипажа «Мир-1»: Анатолий Сагалевич - командир, Игорь Пономарев - бортинженер и Майкл Макдовелл - подводный наблюдатель. В аппарате «Мир-2» находятся: Евгений Черняев - командир, Алексей Федотов - бортинженер, Питер Макдовелл - подводный наблюдатель.

Аппарат Сагалевича опустился на дно несколько южнее точки, нанесенной на планшет по координатам Балларда, и двинулся на север. Через некоторое время командиры аппаратов решают разделить площадь поиска на две части: «Мир-1» обследует поверхность дна к западу от исходной точки, а «Мир-2» - к востоку.

Глубина 4680 метров, а по данным Балларда, глубина местонахождения «Бисмарка» должна быть более 4700 метров, поэтому Анатолий Сагалевич идет на юг, в сторону увеличения глубины. Затем курс меняется на юго-запад. Пройдя 150-200 метров, командир останавливает аппарат, медленно разворачивает его, фиксируя в разных направлениях, надеясь увидеть на дисплеях большую цель: ведь корабль длиной 250 метров может быть обнаружен локатором дальнего действия за несколько сот метров. Временами на экране появляются какие-то цели, но это оказываются либо крутые склоны холма, либо выходы уплотненного карбонатного осадка, которые возвышаются над поверхностью дна на 2-4 метра.

После безрезультатных трехчасовых поисков Анатолий Сагалевич решает идти на северо-запад. Это позволит максимально использовать время погружения, осмотреть западную часть полигона и исключить из поиска довольно большую площадь донной поверхности. К этому добавится еще и та площадь, которую детально обследует экипаж «Мира-2» в восточной части полигона, который пока тоже никаких признаков «Бисмарка» не обнаружил.

Более часа аппарат Сагалевича движется в северо-западном направлении. Картина однообразная: дно, покрытое осадком, с небольшим подъемом к северу.

И тут командир останавливает аппарат и в очередной раз начинает локаторами обследовать дно. Локатор ближнего действия, имеющий высокую разрешающую способность, показывает цель в северо-восточном направлении на расстоянии 150 метров. Аппарат направляется к этой цели. На экране дисплея четко вырисовываются маленькие объекты типа камней, а также вертикальная полоса. Попадаются комки уплотненного осадка, лежащие на поверхности ровного грунта. Они явно откуда-то скатились. Комков становится все больше, они увеличиваются в размерах. «Наконец, - пишет Анатолий Сагалевич, - мы видим полосу шириной в несколько метров: как будто лавина пронеслась сверху по склону, угол которого составляет около 15°. Такой след мог оставить либо какой-то тяжелый предмет, либо осадок, сползший вниз в результате сильного удара о грунт какого-то массивного объекта в верхней части склона или на его гребне, из-за чего и возникло лавинообразное движение массы осадка».

Аппарат «Мир-1» движется вверх по склону, в двух метрах от дна, вдоль этой полосы. На экране дисплея появляются две четкие линии. Одна из них - это верхняя кромка склона, а вторая, похоже, «Бисмарк». По мере продвижения вверх появляются посторонние предметы: небольшие куски железа, сапог и т.д.

«Мир-1» медленно поднимается верх по склону, заходит на его гребень. И вот из иллюминаторов открывается вид на кормовую часть огромного корабля. Сомнений нет - это «Бисмарк».

Анатолий Сагалевич вспоминает: «Подходим к «Бисмарку», поднимаемся на палубу, видим как будто ножом срезанную корму: примерно 10-15 метров этой части корабля отвалилось при его затоплении. Сажаю аппарат на палубу и сообщаю на судно: «Келдыш! Я «Мир-1». Сидим на корме «Бисмарка». Глубина 4660 метров. На борту все нормально».

Командир передает координаты, в которых находится «Бисмарк» («Мир-2» тут же начинает движение в сторону линкора), разворачивает аппарат и двигается в сторону носа. Сначала необходимо пройти над судном, на расстоянии 1,5-2 метров от всех выступающих частей надстройки, чтобы оценить, какие препятствия могут возникнуть при детальном обследовании и видеосъемках крупных планов.

«Мир-1» двигается над огромным круглым отверстием диаметром 8 метров с зубцами внутри - здесь была прикреплена орудийная башня. В лучах мощных светильников через иллюминаторы аппарата видны уходящие вниз круглые армированные стены серого цвета, практически без следов коррозии. Впереди круглая металлическая стена, представляющая собой фундамент второго орудия с двумя стволами. Четыре метра вверх - и появляется край еще одного большого отверстия с зубцами внутри. В передней части отверстия на краю лежит кусок сломанной мачты, свисающей вниз.

А вот и кормовой артиллерийский пост. На крыльях кормового мостика - по одному зенитному орудию с двумя стволами калибра 365 мм каждое. Спасательные шлюпки отсутствуют. По обоим бортам сохранились пушки калибров 150, 105 и 35 мм - у каждой по два ствола.

«Во время первого беглого осмотра корабля, - отмечает А. Сагалевич, - мы насчитали по три двуствольных орудия калибром 150 мм и по четыре - калибра 105 мм с каждого борта. Из шести орудий калибра 47 мм осталось четыре; два из них были снесены снарядом вместе с башней, на которой располагался главный артиллерийский пост управления. Действительно, «Бисмарк» имел невероятную для тех времен огневую мощь».

Удалось под определенным углом разглядеть едва заметные контуры свастики, нарисованной на деревянной палубе в носовой части. Невероятно хорошо сохранились деревянные доски на палубе корабля, и палуба совершенно целая, доска к доске.

Аппарат «Мир-1» проходит со стороны кормы над носом линкора, оставляет его позади, разворачивается на 180° и оказывается прямо перед носом, с которого свисают ржавые сосульки. В целом нос, как и корпус корабля, не потерял своего мощного вида, не создается впечатление, что корабль пролежал на дне более 60 лет. Практически полностью сохранилась серая краска зеленоватого оттенка, оттенок - влияние коррозии и соленой воды. Корпус корабля с правого борта примерно на две трети плотно вошел в грунт. Левый борт практически чист от осадка. Справа по борту продолжается небольшой подъем донной поверхности, слева находится склон. При соприкосновении «Бисмарка» с дном именно левый борт вызвал лавинообразный сброс осадка по склону. Этот оползень, первый признак нахождения корабля на дне, и увидели члены экипажа «Мир-1».

Почти 3 часа продолжалось погружение аппарата на 4700 метров, более 5 часов занял поиск корабля на дне, 2 часа ушло на осмотр «Бисмарка». Но это лишь первое беглое обследование с проведением видеосъемок и фотографирования. Еще предстоят более детальные съемки с помощью камер высокоразрешающего формата:

В следующие четыре дня было сделано три парных погружения на «Бисмарк».

«Взят еще один подводный рубеж, -пишет Анатолий Сагалевич. - Роберт Баллард был первым, кто нашел «Бисмарк», но мы стали первыми, кто непосредственно через иллюминаторы глубоководных обитаемых аппаратов увидел лежащий на дне линкор. И это было сделано с помощью российских глубоководных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2».

Вопросы читателей журнала DiveTek:

1. Подтверждается ли в результате Вашего погружения версия гибели «Бисмарка» от трех торпед, выпущенных с крейсера «Дорсетшир»?

Версия попадания трех торпед в «Бисмарк» нами специально не исследовалась. Возможно, мы сделаем это во время наших будущих экспедиций, если таковые будут. Единственное, что могу сказать на эту тему, - левый борт корабля, в отличие от правого, сильно пострадал и почти развалился. Скорее всего, именно туда попала торпеда.

2. Предусмотрена ли на «Мире» возможность выхода водолазов?

Аппараты «Мир» рассчитаны на рабочую глубину 6000 метров. Выход водолазов из аппарата на такой глубине попросту невозможен. Использование же подводной техники такого класса на небольших глубинах неэффективно. Поэтому выход водолазов на станции «Мир» не предусмотрен.

3.  Необходима ли специальная подготовка для спуска на ГОА «Мир-1» и «Мир-2» в качестве исследователя, наблюдателя или видеооператора?

Для погружения в любом подводном аппарате в качестве наблюдателя необходимо просто иметь хорошее здоровье - нормальный пульс, давление и т.п. Конечно, необходимо быть в хорошей физической форме, заниматься спортом или просто физкультурой.

4. Чем являлось для Вас погружение на «Бисмарк» - научным исследованием или коммерческим предприятием?

Мы не являемся коммерческой организацией. Наше сотрудничество с Джеймсом Камероном, BBC и другими известными компаниями позволяет нам выполнять наши прямые обязанности -проводить научные исследования. Для них это шоу, для нас - наука. В частности, наши погружения на «Бисмарк» позволили провести исследования дна, течений и геологии Северной Атлантики.


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования