Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ДОРОГО ЯИЧКО К ХРИСТОВУ ДНЮ

Тому, кто часто летает, известно, что оказаться в нужное время в нужном месте с нужными тебе вещами не так просто. Неисповедимы пути ваши и вашего багажа, который авиакомпании многих стран мира норовят отправить по одному им ведомому маршруту. Причем маршрут этот они держат в секрете, точно так же, как компания Coca-cola держит в секрете рецепт приготовления своего отнюдь не божественного напитка. Иногда они (вещи) к вам возвращаются. Иногда безвозвратно теряются во времени и пространстве. И тогда настает очередь общаться с представителями авиакомпании, виновной в разлуке с любимым чемоданом.

В нашей традиционной юридической рубрике редакция журнала DiveTek решила помочь вам в этом нелегком разговоре, ознакомив с теми главами Воздушного кодекса РФ, которые посвящены ответственности авиаперевозчика за утрату багажа. По крайней мере, вы будете знать, что авиакомпания должна сделать по закону. Неизвестно, правда, удастся ли вам добиться выполнения этого закона. Но, как показывает практика, осознание своей правоты сильно способствует эффективности усилий. Как и комментарий юриста, с которым вы сможете ознакомиться в предлагаемой вашему вниманию статье.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

Omnia mea mecum porto*
*
Все свое ношу с собой - это изречение греческого мудреца Бианта. Мудрец говорил о духовном богатстве человека. Сегодня мудрость актуальна не только применительно к багажу знаний, но и к багажу реальному, в виде чемоданов и сумок. Отправляясь в путешествие, вы рискуете больше не увидеть свой любимый чемодан. Его могут: украсть, забыть, потерять, отправить в неизвестном направлении и т.д. Лишившись вещей, вы не лишены возможности восполнить содержимое багажа. Гарантированная компенсация перевозчика мала - всего 200 рублей за кило потерянного груза, соответственно 20 дозволенных кг веса - это 4000 рублей. Для справки: за перевес мы с вами больше платим. Комментировать отдельные статьи Воздушного кодекса РФ бессмысленно, читатель сам в состоянии ознакомиться с ними, если захочет. Каждый человек, оказавшийся в подобной ситуации, сам решит, как ему поступать. В любом случае советую обзавестись соответствующим документом и, не откладывая, проконсультироваться с адвокатом. Мое мнение таково: ответственность перевозчика должна быть соразмерна причиненному материальному ущербу.

К сожалению, такой возможности у нас с вами нет. Думаю, с увеличением количества перевозок вероятность потери багажа будет увеличиваться.

Хочу дать несколько советов, так как летаю давно и много. Старайтесь не сдавать что-либо ценное в багаж, берите это с собой на борт. В том случае, если этого сделать нельзя и багаж представляет ценность, заявите стоимость багажа. Это так называемая «объявленная ценность». Делается не бесплатно, но, по крайней мере, перевозчик несет ответственность в размере объявленной ценности. Самый надежный способ защиты, как показывает международная практика, это страховка багажа. Любая страховая компания с удовольствием застрахует ваш багаж, и поверьте, это будет выгоднее, чем иметь дело с перевозчиком, особенно если вы часто летаете.

С моим багажом приключались различные истории, но одна история особенно поучительна и интересна.

Вспомнил я мудрость «Все свое носи с собой» исключительно в связи с исчезновением моего доброго чемодана «самсонайт» в Стокгольмском аэропорту, в далеком сейчас уже 1997 году...

Дело было так. В то время я возглавлял юридический отдел голландского холдинга «Индепендент медиа», который и поныне является крупнейшим издательским домом в России. У холдинга в процессе жизнедеятельности возникли дружеские товарно-денежные отношения с радиостанцией «Надежда», закончившиеся... скандалом. Компания крупная, деньги большие, применимое право российское, подсудность - Международный арбитражный суд при Торговой палате Стокгольма. Оговорюсь, когда «Индепендент медиа» меня заполучила, «дело было уже сделано», изменить что-либо я уже не мог. Мне оставалось одно - добросовестно выполнять свой долг адвоката, что я и сделал. Переписка со Стокгольмом заняла больше года. Процесс документальный, все доказательства необходимо предоставить заблаговременно, иначе их не примут к рассмотрению, а во время слушания дела необходимо предоставить оригиналы этих документов. Надо отдать справедливость: работают шведы долго (сроки на подготовку дела почти не регламентированы), но четко. Дату рассмотрения дела согласовывают со сторонами заблаговременно, ну а если сторона не явилась, рассмотрят в ее отсутствие. Причина неявки арбитраж не интересует. И вот приближается мой звездный час - дело назначено, дата известна: 1 декабря.

Решил вылететь в Стокгольм заблаговременно, дабы освоиться на месте. Рейс Москва - Стокгольм выполняла авиакомпания SAS. Лечу: Настроение отличное, самолет хороший, водки стюардесса не жалеет. В успехе дела я не сомневаюсь и к делу готов как никогда! Летел не один, со мной был свидетель - главный бухгалтер издательского дома Лиля. Генеральный директор, наш второй адвокат и арбитры должны были прилететь через несколько дней. Так вот, прилетаем, подхожу я весь такой благополучный к секции выдачи багажа и: Да, вы не ошиблись. Нет моего чемодана. Уточняем на месте - чемодан вылетел, и документ на это имеется, и в Стокгольм как бы прилетел, а на месте его нет. Представитель SAS руками разводит, извиняется: Пока служба аэропорта суетилась с бланком пропажи багажа, я стоял абсолютно бледный, частично протрезвевший и шептал: «Все, мне конец, мне конец».

Лиля стала проявлять интерес к случившемуся, успокаивать: «Послушай, что ты так переживаешь? Найдут твой чемодан, а не найдут: так я тебе даже завидую, купишь себе все новое:»

- Купишь, купишь! - орал я. - Что купишь?

- Чемодан новый купишь, - радостно реагировала Лиля.

- При чем здесь чемодан? Пес с ним, с чемоданом этим. В нем папка с документами, с моим досье, там оригиналы всех наших документов! Я их в папку убрал, папку в портфель, как нормальный адвокат, а портфель в чемодан засунул, чемодан в самолет и т.д. В общем, моя жизнь вся в этом чемодане.

- Прямо как жизнь Кощея Бессмертного, - заметила она, постояла, подумала и говорит: - Кстати, хороший адвокат портфель с документами возьмет с собой в самолет, так надежнее.

- Я хороший адвокат, я летать боюсь, в моем случае документы в багаже надежнее держать.

- Ну и где теперь твой багаж? - съехидничала Лиля. В сущности, она была абсолютно права. Вот тогда в голове пронеслось «omnia mea mecum porto».

- Теперь?! Теперь мне конец, - был мой ответ.

- И «коза ностре» тоже, - немного погодя уточнила Лиля, которая понемногу начинала осознавать весь ужас происходящего.

Нет смысла описывать те дикие мысли, которые тогда посетили меня, скажу только, что мне действительно было страшно. Представляете, как бы я объяснял арбитрам пропажу чемодана с портфелем внутри?! Возможно, мне бы поверили, но, принимая во внимание позицию АОЗТ «Радиостанция "Надежда"», думаю, дело мы бы проиграли. Надо сказать, что одной только пошлины и обеспечительных средств на слушание дела в Стокгольме нами было заплачено более ста тысяч, не говоря о значимости этого дела для компании, ее руководства и меня лично.

Слава Богу! Багаж действительно нашелся и сохранил все, что было в его утробе. Чемодан уволок пьяный швед, перепутав со своим. Он приехал домой, понял, в чем дело, тоже испугался и помчался обратно в аэропорт. Пока он мчался, его жена позвонила в аэропорт, и нас, успокоив, отправили в отель, пояснив, что чемодан они, дескать, сами доставят прямо в отель.

Эти полтора часа, пока служба аэропорта выясняла обстоятельства дела, стоили мне многого. Чемодан в итоге я получил только через день. Сервисная служба аэропорта что-то перепутала и отправила его не в мой отель, а в другой. Оттуда он опять поехал в аэропорт, а потом: Но это уже другая история.

Что касается дела, то мы его выиграли, и выиграли полностью. «Надежда» не смогла выплатить всей суммы по решению суда, было еще много возни вокруг этого дела. В результате радиостанция исчезла. Больше в эфире нет ее позывных. Вспоминая участников тех событий, могу сказать, что о пропавшем чемодане никто ничего не узнал. Спасибо Лиле. Герой моего рассказа чемодан Samsonite служил мне верой и правдой достаточно долго, более 10 лет, и погиб на Канарах зимой 2002 года под непосильной ношей дайверской шняги. У него оторвалась ручка, за которую его можно было возить. Он хрустнул и упал на бок. Я не стал его выкидывать. Я оставил его в отеле, аккуратно положив на кровать. Возможно, он продолжает служить кому-то. Кому-то, но уже не мне.

Вот и все. Удачи вам, путешественники. Bonis avibus.

Владимир Козин, адвокат

КА «Московская городская коллегия адвокатов»

ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ От 19.02.1997

Глава XVII. Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя

Статья 118. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире

1. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи их согласно установленным правилам другому гражданину или юридическому лицу в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.

2. Перевозчик несет ответственность за сохранность находящихся при пассажире вещей, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) этих вещей произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира.

3. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза, если не докажет, что они не явились результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки.

Статья 119. Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире

1. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в следующих размерах:

1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности. За воздушную перевозку багажа или груза с объявленной ценностью с грузоотправителя или грузополучателя взимается дополнительная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки багажа или договором воздушной перевозки груза;

2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, - в размере их стоимости, но не более чем в размере двух установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса багажа или груза;

3) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, - в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления - в размере не более чем десять установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

2. Стоимость багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

3. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 120. Ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза

За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Статья 124. Порядок предъявления требований в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты

1. По требованию пассажира, грузоотправителя или грузополучателя и при предъявлении одним из них перевозочных документов перевозчик обязан составить коммерческий акт. Коммерческим актом удостоверяются обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, пассажира, грузоотправителя или грузополучателя.

2. Коммерческий акт составляется при выдаче багажа или груза для удостоверения следующих обстоятельств:

1) несоответствие фактического наименования груза, его веса или количества единиц груза данным, указанным в перевозочном документе;

2) повреждение (порча) груза;

3) недостача или повреждение (порча) багажа;

4) обнаружение багажа или груза без перевозочных документов либо перевозочных документов без багажа или груза.

3. До предъявления к перевозчику иска в случае нарушения договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется претензия.

4. В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.

5. Отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира, грузоотправителя или грузополучателя права на предъявление претензии или иска.

Статья 126. Срок предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках

1. Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев. Указанный срок исчисляется следующим образом: 1) о возмещении вреда в случае недостачи или повреждения (порчи) груза или почты, а также в случае просрочки их доставки - со дня, следующего за днем выдачи груза, а в отношении почты - с даты составления коммерческого акта;

2)  о возмещении вреда в случае утраты груза - через десять дней по истечении срока доставки;

3) о возмещении вреда в случае утраты почты - по истечении срока доставки;

4) о возмещении вреда во всех остальных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

2. Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

Статья 127. Срок предъявления претензии к перевозчику при международных воздушных перевозках

1. В случае повреждения (порчи) багажа или груза при международных воздушных перевозках лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через семь дней со дня получения багажа и не позднее чем через четырнадцать дней со дня получения груза. В случае просрочки доставки багажа или груза претензия должна быть предъявлена в течение двадцати одного дня со дня передачи багажа или груза в распоряжение лица, имеющего право на его получение. Указанное уведомление является основанием для составления коммерческого акта.

2. В случае утраты багажа, груза или почты претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение восемнадцати месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.

Статья 128. Начало течения срока исковой давности

1. Перевозчик обязан в течение тридцати дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить грузоотправителя или грузополучателя об удовлетворении или отклонении претензии.

2. Течение срока исковой давности начинается на следующий день после получения грузоотправителем или грузополучателем ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензии, в случае неполучения такого ответа - через сорок пять дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования