Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


КАМЕРА ПОД ВОДОЙ - 3

ФИЛЬМ, ФИЛЬМ, ФИЛЬМ...

Олег БОЖОК

Редакция журнала DiveTek продолжает цикл бесед, начатых в двух предыдущих номерах, на тему подводной видеосъемки. Наш собеседник - генеральный директор компании «Видеотон», известный подводный оператор Олег Божок.

DT. В предыдущих двух номерах мы говорили о технической стороне вопроса - какие боксы бывают, как их выбирать. Теперь нам хотелось бы выяснить вот что. Человек подобрал себе камеру, подобрал бокс, купил их, и перед ним встает такой вопрос: что интереснее всего снимать под водой и как правильно это делать?

ОБ. Тут следует понимать одну простую вещь: только съемками под водой не обойтись. Нужно снимать еще и на поверхности. Потому что интересны все моменты - и сборы, и отъезд, и ожидание в аэропорту, и приезд на место.

Для чего люди вообще покупают камеру, бокс? Цель большинства - показать своим родственникам, друзьям, где были и что видели. Можно, конечно, снимать только под водой и потом всем это демонстрировать. Но такое видео неинтересно. А интересно посмотреть на тех, кто был рядом с вами - и на поверхности, и под водой. Поэтому и снимать надо и под водой, и на поверхности, для того чтобы создать целостную картину того, куда вы ездили.

DT. Какие существуют виды съемки?

ОБ. Съемка бывает любительская, грубо говоря, некий отчет о поездке. Это одно направление. Второе направление более серьезное - какой-нибудь видовой документальный фильм, к примеру, о каком-то объекте. Такой фильм можно посылать на фестивали, на конкурсы.

DT. Давайте начнем с любительских съемок. Предположим, билеты уже куплены, завтра предстоит лететь:

ОБ. Прежде всего, нужно еще раз проверить технику, которую вы собираетесь с собой брать. Раз придется снимать не только под водой, но и на поверхности, то нужно заранее подумать о запасных аккумуляторах для камеры. Ведь часто как бывает? Отснимешь материал под водой, поднимешься на борт корабля (или выйдешь на берег), вытащишь камеру из бокса, чтобы снимать на поверхности, и тут вдруг обнаружишь, что аккумулятор садится, его нужно заряжать. Согласитесь, все-таки это создает некоторое неудобство. Куда лучше иметь запасной аккумулятор. Если это емкие аккумуляторы, то двух вполне достаточно. Пока один снимает, второй заряжается.

Другой немаловажный фактор - это зарядные устройства. Бывают такие случаи, что они ломаются. Тогда вы не сможете зарядить аккумуляторы, потому что ни у кого нет такого зарядного устройства. Это камеру мы покупаем одну, и уж если она сломалась, то сломалась. Тут ничего не поделаешь. А зарядное устройство не так уж дорого стоит, поэтому можно взять с собой резервное.

DT. И часто зарядник ломается?

ОБ. Бывает, особенно на кораблях. Что обычно происходит? Корабль для сафари подходит к дайв-сайту, останавливается, выключаются двигатели и соответственно все электричество. Когда оно снова включается, генератор дает бросок по питанию. И в этот момент выгорают все зарядники, которые присоединены к розеткам. Совет один: не оставлять в сети зарядные устройства. Зарядили - вытащили. Таким образом, вы будете защищены оттого, что бросок в сети на корабле выведет из строя технику.

DT. Какие существуют критерии выбора кассет?

ОБ. Кассеты следует покупать заблаговременно. Обычно многие откладывают все на последний момент. А потом в последний вечер перед отъездом заезжают в какой-нибудь ларек, покупают там кассеты (в основном сейчас это DVD-кассеты) и, не успев их проверить, берут с собой в поездку. И что в итоге? Приезжают на место, начинают снимать, а там появляются квадратики. Ведь среди DVD-кассет сейчас очень много брака и подделок. Кассеты надо покупать проверенные, а если уж покупаете какую-то неизвестную марку и в неизвестном месте, то лучше возьмите одну-две кассеты, проверьте их, а потом уже покупайте большое количество кассет.

DT. А какие лучше покупать кассеты?

ОБ. Я пользуюсь кассетами Panasonic Minidv серии professional. Предпочитаю 60-минутные. Многие гоняются сейчас за 90-минутными кассетами. Их не стоит брать, потому что там тонкий материал, и они сыплются. Могу привести очень много примеров того, как материал пропадал именно на таких кассетах.

DT. А кроме Panasonic, что еще можете порекомендовать?

ОБ. Sony - хорошие кассеты. Главное - не использовать всевозможные левые фирмы. Обидно же будет - приехал, снял, а все потом пропало. Кассет лучше взять с собой побольше, с запасом. Не такие уж они дорогие. Если есть желание сделать часовой фильм о поездке, то коэффициент должен быть где-то один к пяти, как минимум.

DT. А как лучше везти всю технику? Стоит ли сдавать камеру в багаж?

ОБ. Бокс можно сдать в багаж, только предварительно нужно вынуть оттуда камеру. Дело в том, что в боксах внутри полно всяких панелек, рычажков, винтиков, которые затягиваются, и от тряски (ведь багаж часто бросают) они могут деформироваться. Поэтому камеру лучше вытащить и взять с собой, а бокс сдать в багаж. Но лично я и бокс, и видео всегда беру с собой в салон самолета. Просто у меня был такой случай. Прилетели мы как-то на место, ждем получения багажа. И тут выясняется: багаж улетел совсем в другом направлении. А нам на сафари уходить. Если с подводной дайверской техникой вопрос можно как-то решить - арендовать регулятор, компенсатор, то арендовать видеотехнику, тем более хорошую, нереально. Так что лучше всего все упаковать в одну сумочку, в бокс, и взять с собой в салон самолета. Туда же положить кассеты, зарядники. Для этого годится какой-нибудь транспортный кофр, который всегда будет при вас, под присмотром.

DT. Какие еще запасные детали следует взять с собой?

ОБ. Обязательно нужны запасные о-ринги для бокса, потому что если он порвется в поездке, то найти их там, куда вы едете, практически невозможно. Это касается и специализированного силикона для о-рингов, который рекомендует производитель.

DT. А когда надо приступать к съемкам? Вообще с чего должен начинаться фильм?

ОБ. Всегда интересно самое начало. Предположим, вы едете из Москвы - надо показать так называемый адресный план, из которого следует, что это именно Москва: дорога, машина, аэропорт Шереметьево. Буквально несколько кадров, примерно 10 секунд.

Что такое отчет о поездке? Это фильм, который в хронологическом порядке рассказывает, как все было. Поэтому и надо запечатлеть, откуда и кто выехал. Покажите людей, из которых состоит группа, снимите, как они прибывают в Шереметьево, как загружаются в самолет, как рассаживаются в салоне, - первые 30 секунд фильма должны быть посвящены отъезду. Но не больше. Прилетели на место - опять-таки адресный план: куда именно прилетели. Если это Хургада, надо снять что-то узнаваемое, например, надпись «Хургада» или пять птиц, которые там стоят в аэропорту. Прибыли в гостиницу - опять-таки покажите, что за гостиница, снимите ее название.

DT. А потом что снимать?

ОБ. Дальше уже начинается либо сафари, либо дайвинг. Загружаемся на кораблик и плывем. Но тут есть одна тонкость, так называемый этикет по съемкам. Если едет какая-то сборная группа, то желательно у всех спросить, можно ли их снимать во время поездки. Бывают такие ситуации, когда какой-нибудь человек не хочет, чтобы его снимали, - мало ли какие у него для этого причины. Это надо обязательно учитывать. И ни в коем случае не снимать, если вас об этом попросили, мало того, надо следить, чтобы этот человек вообще не попал в кадр.

Возвращаясь к вашему вопросу. Интересен вообще быт - где спят, как готовят, как едят. Также следует снять, как отдыхают - загорают, купаются. Не забудьте об устройстве самого корабля. Можно зайти к капитану и попросить разрешения снять у него внутри - как он рулит, большое внимание уделите съемке деталей - это те предметы, которые показаны в кадре крупным планом, в частности, в капитанской рубке снимите штурвал, всякие приборы - это потом пригодится при монтаже.

DT. На что нужно обратить особое внимание при съемке?

ОБ. Здесь вот что надо иметь в виду. Не следует снимать все подряд - так сказать, «поливать» камерой. Предположим, люди сидят курят, нет никакого смысла снимать их долго, ну, показали раз, два, и достаточно. Старайтесь находить какие-то интересные, веселые ситуации. Обязательно снимите, как группа выходит после погружения, как раздевается, уделите особое внимание обсуждению погружения - здесь нужно снимать по максимуму. И не столько видео, сколько аудио. Самое интересное то, что они говорят. В момент съемки, когда меняешь позицию, камеру лучше не выключать, чтобы звук прописался полностью. В дальнейшем, при монтаже, на этот целый кусок звука вы сможете наложить подводное видео, которое относится именно к этому рассказу. Получится живой комментарий того, что видели. Вам не придется накладывать музыку или самому что-то начитывать.

Живой голос всегда намного интереснее. Та к что уделяйте много внимания рассказам, историям, комментариям того, что было. Если народ собрался неразговорчивый, могу дать такой совет: подойдите к кому-нибудь с включенной камерой и, провоцируя, задайте вопросы - а что видел? а как там? а что интересного было? Накапливайте материал, который потом станет комментарием для вашего фильма. Есть еще такой прием: снимаешь и сам комментируешь то, что видишь.

DT. Это, по-моему, характерно для всех начинающих.

ОБ. Нет, как правило, немногие начинающие сами комментируют. Большинство начинающих тупо «поливают» камерой.

Еще такой совет: снимите подплывающего к кораблю дайвера и спросите его о впечатлениях. Получите колоритный кадр - человек в воде, мокрый, в снаряжении, что-то рассказывает.

Обязательно надо снять прыжки в воду. Здесь есть несколько моментов. Сначала снимите с поверхности - как человек входит в воду. Потом с воды - как он летит в воздухе. А затем уже из-под воды - как он плюхается вниз. Получится интересная съемка - красивая связка из трех кадров.

DT. Теперь самое главное - как и что снимать под водой?

ОБ. Когда мы оказываемся под водой впервые, то все кажется интересным и необычным. Но снимать все подряд смысла нет. Скучно смотреть в течение нескольких минут, как люди плывут, плывут, плывут: Тем более если снимать сзади, когда видны только ласты и баллон. Под водой точно так же, как и на поверхности, следует показать лица тех, кто погружается, - крупным планом, а также как плывут, куда плывут. Только не надо снимать со спины, проплывите чуть вперед группы, развернитесь и снимите, как группа наплывает на камеру. Значит, что у нас получается? Прыжок в воду. Далее группа спускается вниз - это тоже можно снять. Потом все куда-то плывут. Показать под водой какой-то конкретный адресный план - куда плывем, довольно тяжело, потому что в толще воды все кажется одинаковым. Пользуйтесь таким приемом: вот человек плывет и вдруг, раз - куда-то он посмотрел, что-то интересное увидел. Покажите, что именно его заинтересовало. Там есть что снять - мурена, крылатка, попугай, какие-то рыбы фантастические. Только не надо снимать по одному кадру - сняли, предположим, мурену и поплыли дальше - так она в фильме не будет смотреться. Мурену следует снять со всех сторон. Сначала общий план и где она живет, потом постарайтесь снять крупно голову, хвост. Хорошо бы показать ее в деле - например, как она охотится. Но это если повезет. Вообще должно происходить действие - пусть мурена просто целенаправленно куда-то плывет. Это уже интересно. Неинтересно тупо снимать кораллы, даже если там полно красивых рыбок. А вот если выдохнуть, то рыбки испугаются и спрячутся, а потом начнут потихонечку выплывать. Это надо снимать - в кадре, повторяю, всегда должно быть какое-то действие, должно постоянно что-то происходить. Красивая разноцветная открытка никому неинтересна. Смысл должен быть. Например, кто-то кого-то ест. Если хотите показать портрет какой-то рыбы, то акцентируйте внимание на том, какие у нее плавники, какие глаза, какая расцветка, вообще всякие детали отмечайте. Хорошо показать взаимоотношения этой рыбы с другой рыбой.

DT. А можно как-то отметить, где именно ты побывал под водой?

ОБ. Конечно, можно. Обычно перед погружением инструктор или дайв-мастер рисует, как выглядит место, куда будут опускаться, пишет название этого места. Так вот надо обязательно установить себе за правило снимать такую табличку дайв-сайта под водой. Тогда всегда будешь знать, в каком месте это снималось и когда это снималось - ведь там и дату обычно пишут.

DT. Стоит ли снимать каждый день? Может быть, существует какая-то временная методика съемок?

ОБ. Главное - не пытаться успеть снять все в один день. Идеальный случай, когда у вас в наличии две камеры - одна для съемок на поверхности, а другая для подводных съемок. Но в любом случае следует снимать один день под водой, а второй на поверхности. Для того чтобы получился более, менее хороший фильм о поездке, придется некоторые погружения пропустить. Предположим, вы снимаете с берега или с корабля, как группа уходит по воду. Понятно, никто не будет ждать, пока вы оденетесь и подготовите аппаратуру для съемок под водой. Или, наоборот, вы возвращаетесь вместе с группой после погружения и тут же, опередив всех, бросаетесь к камере, которую оставили лежать где-то поблизости, чтобы снять стальных, пока они еще не вылезли. И что происходит в таких ситуациях? Вы берете камеру, снимаете, увлекаетесь, и в этот момент кто-то что-то у вас спрашивает. Естественно, ваша рука устает держать камеру, и вы механически опускаете руку. А ведь на вас гидрокостюм, вы же только что вышли из воды, в результате из рукава соленая вода льется прямо на вашу камеру. Как правило, камере конец. Это реальные ситуации. Они часто бывают. И у меня так было.

Поэтому заранее запланируйте, в какой день вы будете снимать под водой, а в какой на поверхности. К примеру, один день посвятите тому, чтобы снять, как группа уходит, потом как она возвращается, в этот же день можете снять все обсуждения, посвященные погружению. И все - эта тема закрыта. Можно приступать к другой части съемки. Желательно составить некий план по съемкам - что, чего, когда, в какой день снимали.

DT. Какие ошибки обычно допускают снимающие?

ОБ. Самая большая ошибка - это, как я уже говорил, так называемое «поливание» камерой. Камеру включают и вертят ею, как головой. В результате потом на видео ничего не разберешь, все смазано. Снимать объект следует всегда неподвижной камерой. В кадре должно что-то происходить - либо человек говорит, либо человек одевается, либо человек уходит из кадра или входит в этот кадр, но камера остается неподвижной. Единственное исключение - это панорама, тогда нужно медленное «поливание». То есть вы показываете, что у вас вокруг, неважно - на палубе или на горизонте. Ни в коем случае нельзя делать резких движений камерой и вертеть ею туда-сюда. Снимать надо как бы фотографируя. Мы же аппаратом, когда фотографируем, не крутим в разные стороны. Мы выбираем кадр и нажимаем на кнопку. Такой же принцип должен быть и при съемке видео.

Кроме того, необходимо помнить о чередовании различных планов, некоторые из которых я упоминал выше. Всего существуют шесть видов планов: деталь, крупный план, 1-й средний, 2-й средний, общий план и дальний план (см. иллюстрации). Все эти планы понадобятся для правильного монтажа фильма. Поэтому при съемке необходимо помнить о том, чтобы все шест планов у вас были.

DT. Размеры нашего журнала не безграничны. Поэтому об основных принципах монтажа, а также о том, как сделать фильм фестивального уровня, давайте поговорим в следующий раз.

Спасибо за интервью!

Продолжение в следующем номере


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования