Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ФОТО-КЕЙВ ИЛИ ОСОБЕННОСТИ ФОТОГРАФИРОВАНИЯ В ПЕЩЕРАХ

Анатолий БЕЛОЩИН

[инструктор-тренер NAUI, NAUI-TEC, инструктор TDI, SDI]

Погружения в пещеры (cave diving), на мой взгляд, невероятно интересный и эмоциональный вид дайвинга, открывающий огромные возможности для подводного фотографа. Эстетика пещер в своем роде уникальна!

Но должен сразу предупредить: производить фотосъемку в пещерах достаточно трудно. И эти трудности связаны как с самим погружением в подводную пещеру, так и с определенной спецификой подобного фотографирования.

Начнем с погружения. Думаю, никто не станет спорить с утверждением, что cave diving - это самый сложный вид дайвинга, и без специального обучения нырять в пещеры опасно! Отправляясь фотографировать в пещеру, следует четко придерживаться всех правил. Особенно хотелось бы акцентировать внимание на трех моментах.

Первое. Надежный указатель пути назад, к выходу из пещеры, - это ходовой конец. В течение всего погружения дайвер должен находиться в постоянном контакте с ним. В большинстве несчастных случаев в подводных пещерах все неприятности начинались именно с потери ходового конца.

Второе. Во многих пещерах видимость идеальная. Однако несцементированный осадок или ил есть в любой подводной пещере. Если этот осадок потревожить, то видимость почти мгновенно может упасть практически до нуля. Естественно, говорить о фотографировании тут уже не приходится. Следует очень внимательно относиться к своей плавучести в подводной пещере и избегать соприкосновения с заиленными стенами, дном и сводом. Если, фотографируя в море, можно позволить себе такую роскошь, как встать на песок, то в пещере это делать категорически запрещается!

И третье. Погружения в пещеру планируются, исходя из так называемого правила 1/3 (одной трети), согласно которому аквалангист может плыть вглубь пещеры до тех пор, пока не израсходует 1/3 от начального запаса воздуха; 2/3 надо оставить на возвращение и на случай непредвиденной ситуации. Исходя из соображений безопасности, процесс фотографирования должен происходить во время расходования первой одной трети «на туда».

Теперь собственно о технике фотографирования. Наиболее подходящей аппаратурой в пещерах является фотокамера с широкоугольным объективом. Оптимально использовать сверхширокоугольные объективы с фокусным расстоянием 20 мм и менее.

Основная особенность фотографирования в пещерах состоит в том, что фотосъемку необходимо осуществлять широкоугольным объективом, находясь в полностью темном пространстве. В пещерном дайвинге по поводу количества и мощности фонарей существует поговорка: «Много света не бывает». То же относится и к фотографированию в пещерах. Главное - это выстроить композицию за счет постановки света. Для того чтобы фотография получилась выразительной, необходимо создать, как минимум, передний и задний планы.

Лучше всего если, ваша камера будет оснащена вспышкой (или двумя), и нужна еще как минимум одна вспышка, удаленная от фотоаппарата. Вспышка, расположенная на фотоаппарате, служит для прорисовки переднего плана. Следите, чтобы направление вспышки не совпадало с оптической осью объектива, а то снимок получится плоским, с пересвеченным передним планом. Оптимально отвернуть вспышку несколько в сторону от фотоаппарата. Таким образом будет создан мягко освещенный передний план.

Задний план создается за счет прорисовки удаленной вспышкой. Такую вспышку можно подсоединить непосредственно к фотоаппарату. А можно оснастить ее специальным датчиком - дистанционным синхронизатором: как только сработает основная вспышка, датчик передаст команду на срабатывание удаленной вспышки. Таких непосредственно удаленных вспышек может быть сколько угодно.

При отсутствии у фотографа удаленной вспышки подсветку заднего плана может осуществлять дайвер (модель). В подводной съемке широкоугольным объективом существует понятие - «негативное пространство в фотографии». Это та часть пространства, на котором не находится ничего интересного и привлекающего внимания. В такое «негативное пространство» можно поместить дайвера (модель). Модель удаленной вспышкой или своим фонарем может освещать вторые планы.

Игра со светом позволяет создавать совершенно потрясающие снимки даже в пещерах, которые, на первый взгляд, ничем не привлекательны. За счет отдельного освещения планов в темном пространстве пещеры мы реализуем «технику разделения планов», что позволяет ощутить на фотографии глубину.

Еще один способ фотосъемки в пещерах - это съемка в контурном свете. Существует два варианта такой съемки. Можно расположить удаленную вспышку за моделью, а свет от нее направить в сторону фотоаппарата. Более простой и доступный вариант - это фотографирование модели в естественном контурном свете (свет с поверхности у входа в пещеру).

Часто у подводного фотографа в пещере возникает проблема с установкой правильной экспозиции. Это актуально при фотографировании на слайдовую фотопленку. В этом случае следует использовать технику байкетинга - один и тот же снимок сделать несколько раз с различными вариантами экспозиции.

В заключение еще раз хочу подчеркнуть, что фотографирование в пещере начинается с обучения кейв-дайвингу!


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования