Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ДЖУНИО ВАЛЕРИО БОРГЕЗЕ
ПОМНИ - ТЫ ВСЕГДА ДОЛЖЕН БЫТЬ ДЕРЗОК

Леонид ВЕТРОВ

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ (НАЧАЛО СМ. DIVETEK. 2004. № 3, 4, 5)

После гибели Моккагатта Валерио Боргезе, произведенный в чин капитана 3-го ранга, временно назначается на должность командира 10-й флотилии МАС.

Это был трудный период в жизни подразделения. Тяжелые потери, понесенные в людях и материальной части, особенно во время операций в бухте Суда и на Мальте, требовали от командира Боргезе огромных усилий по организации снабжения, поднятию морального духа личного состава, привлечению новых людей, совершенствованию материальной части. На должность командира надводного отряда он пригласил своего друга и однокурсника капитана 3-го ранга Сальваторе Тодаро, офицера с высокими личными и профессиональными качествами, героя боев в Атлантике в должности командира подводной лодки «Каппелини». Боргезе не ошибся в своем выборе. Благодаря его стараниям, исключительной работоспособности и энергии вверенный ему отряд вскоре снова стал вполне боеспособным подразделением. С ним связаны многие усовершенствования на взрывающихся катерах. Был создан новый торпедный катер SМА. Надводному отряду передали несколько «носителей» для транспортировки взрывающихся катеров. Для этой цели оборудовали соответствующе паровые рыболовные суда «Чефало», «Сольола», «Констанца».

Передав в надежные руки Тодаро все, что касалось надводного отряда, Боргезе полностью посвятил себя подводному отряду. Летний период, малопригодный для применения управляемых торпед из-за коротких ночей, благоприятствовал длительным и интенсивным тренировкам, организованным в Серкио. В то же время Боргезе внимательно следил за работой инженеров по восстановлению и совершенствованию управляемых торпед. Он дал распоряжение начать разработки по созданию аналогичной торпеды со значительно улучшенными тактико-техническими характеристиками и более высоким уровнем надежности. Кроме того, было изобретено и создано новое оружие - акустические мины и небольшие зажигательные бомбы, которые водители торпед могли бы разбрасывать внутри гавани.

В подводном отряде появилось новое подразделение «группа Гамма» - боевые пловцы. Первоначально предполагалось выпускать их с подводной лодки одновременно с управляемыми торпедами. Вооруженные небольшими зарядами (в отличие от 300 кг в торпеде), они должны были самостоятельно добираться до транспортных судов противника, менее защищенных, чем боевые корабли, и минировать их. Даже небольшой заряд способен сделать пробоину в днище торгового судна, а два, три таких заряда потопить его. Начались тренировки. Подводные пехотинцы маршировали по морскому дну, делая переходы до двух километров. Преодолевая множество трудностей и решая возникающие проблемы (выбор одежды, обуви, дыхательного снаряжения, способа ориентирования под водой в ночное время и много других), пришли к выводу, что значительно эффективнее будет сближение с целью вплавь. Родилось новое оружие с новым способом применения - «Чимичи».

Одетый в облегающий тело резиновый костюм, в ластах и специальном поясе, содержащем три или четыре заряда чечевицеобразной формы (по 3 кг взрывчатки в каждом), боец приближается к цели вплавь. Используя небольшой дыхательный прибор получасового действия, пловец ныряет под корпус судна. С помощью присосок закрепляет заряды и взводит часовой механизм.

Подводный диверсант должен обладать большой выносливостью, уметь отлично плавать, быть прекрасным водолазом, уверенно ориентироваться под водой и на поверхности, владеть различными способами маскировки - это определяло степень готовности добровольцев к выполнению боевых задач.

Тактика атаки была такой: к стоящему на якоре судну пловец подходит со стороны носа - в этом случае течение бесшумно переместит его вдоль цели. Ныряя, он закрепляет заряды. Отход производится в сторону кормы - опять же помогает попутное течение. Этот способ атаки с успехом применялся в портах Алжира и Гибралтаре.

Готовились диверсии против судов противника и в портах нейтральных стран. Здесь «Чимичи» нуждалось в некоторых изменениях и усовершенствованиях. Дело в том, что в порту подрыв заряда вызывал потопление судна на небольшой глубине, а это означало не уничтожение, а лишь временный вывод из строя - обычно часть судна оставалась над поверхностью воды, что позволяло спасти груз и облегчало подъем самого судна. Но самое главное - такой акт на территории нейтральной страны мог вызвать дипломатические осложнения и весьма нежелательные политические инциденты. Помогло применение заряда «Баулетти», похожего на «Чимичи», но с иными характеристиками. Масса заряда была увеличена не намного, зато разрушительная сила стала значительно больше благодаря взрывчатому веществу, предоставленному Германией.

Взрывателей было два. Один обеспечивал взрыв по истечении определенного времени, а другой срабатывал после прохождения судном определенного расстояния. Второй взрыватель состоял из вертушки, которая начинала вращаться, только когда судно развивало скорость в шесть узлов (чтобы предотвратить вращение вертушки из-за течений еще в гавани). После определенного числа оборотов, соответствующих прохождению, к примеру, ста пятидесяти миль, связанная с вертушкой предохранительная чека включала часовой механизм, и по истечении определенного времени происходил взрыв. Судно тонуло в открытом море, оставляя противника в полном неведении о причинах гибели: то ли торпеда подводной лодки, то ли мина, а может быть, еще что-то, более правдоподобное, чем диверсия в порту нейтральной страны.

В результате успешных действий только одного человека в турецком порту Александретта англичане потеряли два парохода, и еще один был сильно поврежден. Этим человеком был Луиджи Ферраро - великолепный разведчик и военный диверсант, после войны основавший всемирно известную фирму по производству подводного снаряжения Technisub.

Между тем Боргезе готовит и, основываясь на приобретенном опыте, успешно проводит новую операцию в Гибралтаре. За боевые заслуги ему присваивают чин капитана 2-го ранга. В наградном приказе говорилось следующее: «Командуя подводной лодкой, предназначенной для выполнения специальных заданий, после выполнения первого смелого и очень трудного задания по перевозке штурмовых средств к сильно укрепленной базе противника, повторил ту же операцию второй и третий раз с отвагой и несомненным презрением к опасности.

Приняв командование отрядом штурмовых средств, он очень умело и тщательно подготовил людей и материальную часть, что способствовало удачному завершению атаки судов противника, одно из которых было сильно повреждено, а два других потоплены.

Благодаря умелым действиям командира подводная лодка возвращалась обратно в свою базу невредимой из каждого боевого похода несмотря на трудности плавания, требовавшего предельного физического напряжения людей. Он представляет собой великолепный образец организатора и командира».

Не надо было английскому авианосцу «Арк Роял» водоизмещением в 22 000 т выходить из Гибралтара 13 ноября 1941 года. В Средиземном море он был атакован немецкой подводной лодкой и пошел ко дну в результате попадания одной торпеды (командир лодки капитан-лейтенант Гогенбергер).

А 25 ноября Восточно-Средиземноморская эскадра англичан в составе трех линейных кораблей - «Бархем» (флагман), «Куин Элизабет», «Вэлиент» и кораблей охранения подверглась смелой атаке другой немецкой подводной лодки (командир - капитан-лейтенант фон Тизенхаузен). Обнаружив в перископ три военных корабля, шедших кильватерным строем в 500 метрах друг от друга, командир начал сближение с лидером. Прорвав цепь миноносцев, с дистанции 400 метров выпустил сразу четыре торпеды из носовых аппаратов. Удар пришелся по артиллерийским погребам. «Бархем» исчез под водой меньше чем за пять минут. Внезапно освободившись от веса четырех торпед, лодка всплыла в буквальном смысле под носом «Вэлиента». С линкора открыли ураганный огонь. Но дистанция была настолько мала, что лодка оказалась вне зоны поражения. Чудом и мастерством командира и всего экипажа удалось избежать таранного удара. Лодка нырнула под самый форштевень линкора и смогла невредимой вернуться на базу.

Таким образом, у англичан на Средиземном море осталось только два линейных корабля. (Италия на тот момент имела пять.) Успешно проведенная в декабре 1941 года под руководством князя Боргезе операция в Александрии, в результате которой были полностью выведены из строя оба линкора и потоплен танкер, обеспечила итальянским военно-морским силам полное господство в Средиземном море.

Подводная лодка «Шире» под командованием Боргезе блестяще справилась с задачей по доставке управляемых торпед. После 16-часового плавания вслепую, преодолев минные поля, полосу сигнальных тросовых заграждений, сетевые заграждения с сигнальными патронами и не выдав себя снабженной гидрофонами службе наблюдения и обнаружения, Боргезе сумел вывести свой корабль точно в рассчитанное место в 1,3 мили от маяка на западном молу торгового порта. Глубина здесь достигала 15 метров. Исключительное мастерство! Александрия лежала как на ладони. Торпеды двинулись к цели в полупогруженном состоянии. Командовал группой граф Луиджи де ла Пенне. Когда торпеды добрались до волнореза, они пошли вдоль него, выискивая вход в порт. Как раз в этот момент в базу возвращались три английских эсминца. Вход в порт был освещен, боновые заграждения открыты. Большая удача! Вслед за кораблями противника диверсанты проскользнули в гавань. Приближаясь к громаде линкора «Вэлиент» (32 000 т), де ла Пенне со своим напарником Бьянки наткнулись на заградительную сеть. Пришлось форсировать ее по поверхности. Маневр остался не замеченным противником, однако на винт торпеды намотался провод. Механик Бьянки, устраняя аварию, исчез. Торпеда, потеряв ход, затонула на глубине 17 метров. Но цель близка. Де ла Пенне, отсоединив боеголовку, сорок минут в одиночку буксировал трехсоткилограммовый заряд под днище корабля. Включив механизм взрывателя на 6 часов утра, измученный моряк всплыл на поверхность и сразу же был замечен часовым на линкоре. Бежать не было сил. Подплыв к ближайшему бую, он обнаружил своего механика - при попытке освободить винт торпеды тот потерял сознание. Оба диверсанта попали в плен. Англичане понимали, какая опасность им грозит. Чтобы выяснить у молчавших итальянцев, где установлена мина, они посадили их в трюм в надежде, что под угрозой смерти те признаются. Этого не произошло.

У остальных экипажей обошлось без проблем. Водитель Атонио Марчелья вывел торпеду к «Куин Элизабет» и вместе со своим водолазом четко, как на учениях, заложил мину. Водитель третьей торпеды Винченцо Мартеллотта не смог найти авианосец, поскольку его не было в порту. Тогда он заминировал большой танкер «Сагона». В результате взрыва и возникшего затем пожара серьезно пострадал эсминец «Джарвис», находившийся рядом. Оба экипажа, добравшись до берега, попали в плен.

А в это время де ла Пенне и Бьянки сидели в трюме, но молчали. Командир линкора капитан 1-го ранга Морган приказал задраить все водонепроницаемые переборки и собрать команду на верхней палубе. От мощного взрыва огромный корабль вздрогнул и с левым креном сел на грунт. Сработали мины и под двумя другими кораблями.

Подводные диверсанты князя Боргезе одержали одну из самых блестящих побед в истории морских войн. Шесть человек в охраняемом порту серьезно повредили два линейных корабля и потопили танкер. Ремонт линкоров длился очень долго. До конца войны с Италией они так и не вошли в строй. Незадолго до этого англичане лишились еще двух сильнейших кораблей - линейный крейсер «Рипалс» и линейный корабль «Принц Уэльский» были уничтожены японской авиацией в Индийском океане. Эти катастрофические потери надолго ослабили флот «владычицы морей». Правда, итальянская супермарина не сумела воспользоваться сложившейся ситуацией.

За операцию в Александрии король Виктор-Эммануил пожаловал князю Валерио Боргезе высшую военную награду Италии «Савойский крест». А в 1944 году, когда де ла Пенне со своими водолазами вернулись из плена на родину, им вручили золотые медали «За храбрость». Интересно, что награды вручал адмирал Морган, бывший командир «Вэлиента», возглавлявший теперь морскую союзническую миссию в Италии.

Все время ведения боевых действий на море командование итальянскими военно-морскими силами требовало от 10-й флотилии МАС активных действий в Гибралтаре. В связи с разработкой новых видов оружия, изменением обстановки в районе базы, активизацией защиты порта от нападения подводных лодок и боевых пловцов, что уже не было секретом для англичан, Боргезе с его подчиненными пришлось искать новые способы проникновения и разрабатывать тактику применения штурмовых средств. Старший лейтенант Личо Визинтини предложил создать базу управляемых торпед прямо под носом англичан.

Итальянский танкер «Ольтерра» встретил войну в порту Гибралтара. Чтобы танкер не достался противнику, экипаж отвел его в испанские территориальные воды и посадил на мель. Судовладелец не проявлял никакого интереса к полузатопленному судну. Однако после частной беседы с князем Боргезе его отношение к брошенной на произвол судьбы собственности в корне изменилось. Он начал переговоры о продаже судна какой-то испанской компании. Танкер подняли и пришвартовали с внутренней стороны внешнего мола испанского порта Альхесирас, в шести милях по прямой от южного мола порта Гибралтар. Для проведения ремонтных работ на «Ольтерру» прибыла группа итальянских инженеров и техников. Работа закипела. В носовой части судна были созданы несколько потайных отсеков, которым предстояло стать станцией для зарядки аккумуляторов, мастерской по сборке торпед. Для регулировки балластных цистерн и проверки их на герметичность был приспособлен затопленный трюм. Якобы для покраски подводной части судно накренили и под прикрытием тентов на два метра ниже ватерлинии вырезали квадратное отверстие со стороной 1,2 метра. Когда танкер вновь поставили на ровный киль, получилась шлюзовая камера для скрытного проникновения на судно. Команду укомплектовали бойцами 10-й флотилии, игравшими роль моряков торгового флота. К осени 1942 года итальянские диверсанты получили в свое распоряжение хорошо оборудованную секретную базу в непосредственной близости от военно-морской базы противника. По воле случая «Ольтерра» была ошвартована прямо напротив английского консульства, где активно работала английская разведка. Однако возня со старым танкером ни у кого не вызвала подозрений. С борта «Ольтерры» изучались маршруты движения сторожевых кораблей, характер заграждений, часы разведения заградительных сетей у входа в гавань, места якорных стоянок судов. Забавно, что наблюдение осуществлялось через 64-кратный бинокль на треноге, который итальянские агенты украли в здании английского консульства.

База на «Ольтерре» действовала вплоть до выхода Италии из войны. Только тогда противник узнал о ее существовании. В корпусе танкера были обнаружены детали торпед. Одну из них удалось собрать и даже провести испытания.

Результатом деятельности секретной базы на «Ольтерре» было потопление или вывод из строя девяти транспортных судов общей грузоподъемностью свыше 64 тысяч тонн. При этом три диверсанта погибли и трое были взяты в плен.

Из-за недостатка места в самом гибралтарском порту англичане ставили большие конвои по соседству, в бухте Альхесирас. Заманчивая цель для диверсии. Выполнение задачи командование 10-й флотилии поручило боевым пловцам группы «Гамма».

В Альхесирас на разведку посылают техника Антонио Рамоньино. Ему предстояло изучить на месте возможность организации базы на побережье. План разработали такой. Супружеская пара (жена Рамоньино, синьора Кончита, была испанкой) арендует виллу на северном берегу бухты. Как раз напротив стоят на якоре суда английских конвоев. Из окон виллы «Кармела» открывался великолепный вид на бухту, что позволяло спокойно вести наблюдение и прорабатывать детали операции, исходя из сложившейся ситуации. Легализовав свое появление, новые владельцы виллы несколько недель оборудовали в ней тайники для снаряжения и взрывчатки. Ежедневно велось наблюдение за кораблями противника. Разными путями на виллу прибыло двенадцать человек.

Вместе с хозяином они составили боевую группу под командованием капитан-лейтенанта Аугустино Страулино. Результатом проведения двух операций явилось потопление или вывод из строя пяти судов общей грузоподъемностью свыше 11 000 тонн. К сожалению, эти результаты не соответствовали усилиям по подготовке и смелости пловцов. Снова подвела техника. Не все установленные мины срабатывали. Стало ясно, что дальнейшие действия с виллы «Кармела» нецелесообразны, тем более что весьма успешно работала «Ольтерра».


В марте 1942 года немецкие войска в ходе боев за Крым натолкнулись на стойкую оборону Севастополя. С суши город был полностью окружен и подвергался непрерывным бомбардировкам. Но отважные защитники города продолжали оказывать сопротивление сильнейшему натиску немцев благодаря снабжению, осуществлявшемуся по морю. Германское командование попросило содействия ВМФ Италии для организации морской блокады. Идя навстречу пожеланиям союзников, итальянцы отправили на Черное море флотилию катеров МАС под командованием капитана 1-го ранга Мимбелли и несколько «карманных» подводных лодок типа СВ. Эти корабли успешно выполнили поставленные задачи. Один катер потопил русский крейсер, а малютки СВ - две подводные лодки. Действия 10-й флотилии МАС на Черном море этим не ограничились. В мае из Специи в Крым вышла мобильная «колонна Моккагатта» 10-й флотилии МАС в составе:

5 торпедных катеров (МТSМ) и 5 взрывающихся катеров (МТМ) на автомобильных прицепах;
1 штабной автобус, оборудованный койками для всех водителей торпед;
1 автомашина с радиостанцией, одновременно служившая штабом колонны;
1 легковой вездеход для командира;

1 связной мотоцикл; 3 трактора;
5 автотягачей «666»;
2 прицепа для перевозки торпед;
1 автомастерская;

1 автоцистерна емкостью 12 000 л;
3 автоприцепа для перевозки жидкостей;
1 автоприцеп для перевозки боеприпасов;

1 автокран для подъема катеров.

На вооружении находились две автоматические 20-миллиметровые зенитные пушки на прицепах. Колонна была обеспечена всем необходимым для автономных действий в течение нескольких месяцев. В подчинении командира колонны капитана 3-го ранга Ленци находилось 48 человек.

22 мая прибыли на место назначения южнее Севастополя - в городок Форос. 31 мая группу проинспектировал сам командующий всеми войсками союзников в Крыму генерал фон Манштейн. Такое внимание маленькому подразделению свидетельствовало о его значимости в предстоящих военных действиях. Надо сказать, что задачи, поставленные перед итальянскими моряками, были успешно выполнены. Кроме непосредственной работы по блокаде Севастополя катерники участвовали в штурме форта Горки у мыса Феолент. После падения Севастополя форт оставался последним очагом сопротивления. Проникнув на катерах в галереи форта, 8 отважных итальянцев стрельбой и взрывами гранат подняли невероятный шум, что ввело в заблуждение застигнутых врасплох защитников относительно числа нападавших. В результате штурма было взято 80 пленных.

«Колонна Моккагатта» успешно выполнила все возложенные на нее задачи и в марте 1943 года вернулась в Специю, не потеряв ни одной машины и ни одного катера.

Немало еще было победу 10-й флотилии МАС под командованием князя Валерио Боргезе (общий тоннаж потопленных и выведенных из строя судов составляет 265 352 т). И не только на море. Перед выходом Италии из войны в августе 1943 года усилиями Боргезе был создан батальон морской пехоты, выросший впоследствии до дивизии. На фоне полностью разложившейся, потерявшей управление, деморализованной итальянской армии морские пехотинцы Боргезе отличались наличием патриотического духа, дисциплиной и высокой боеспособностью. Дивизия «Сан-Марко» вела активные боевые действия не только против партизан, но даже и против немецких войск. Отступая, немецкое командование при молчаливом согласии правительства Италии приказало уничтожать все промышленные объекты на оставляемых территориях. Благодаря противодействию боевых частей Боргезе большая часть промышленного потенциала была спасена.

В послевоенной Италии Валерио Боргезе играл не последнюю роль на политической сцене страны. Убежденный монархист, он вел борьбу против коммунистов, имевших большое влияние в правительстве. В 1970-е годы «Черный принц» создает собственное движение - Национальный фронт. В шестьдесят лет становится лидером партии. Он предложил себя в качестве объединителя всех правых сил в стране. «Фронт, объявил Боргезе в декларации при создании партии, - готов к бескомпромиссной борьбе с Италией, отравленной наркотиком демократии». За князем пошли те, кто видел в нем героя войны: ветераны дивизии «Сан-Марко» и Децима МАС, бывшие солдаты регулярной армии и элитных парашютных частей. Происки коммунистов Боргезе видит повсюду. Его присутствие обнаруживается в любом действии крайне правых итальянских группировок. Как в Западной Европе самым опасным человеком слыл бывший полковник СС Отто Скорцени, так в Италии в конце 1960-х - начале 1970-х таким человеком являлся Валерио Боргезе. На объятую страхом Италию легла тень его прошлых деяний. Тот, кто тридцать лет назад взрывал корабли в таких хорошо охраняемых портах, как Гибралтар и Александрия, мог поднять на воздух и всю Италию.

15 апреля 1969 года взорвалась бомба в кабинете ректора университета в Падуе. Приказ пришел от Боргезе.
Через десять дней две бомбы взорвались на центральном вокзале в Милане. Это сделали люди Боргезе.
В августе десять террористических актов потрясли железные дороги на севере Италии. И здесь просматривается рука «Черного принца».
Страшный день - 12 декабря 1969 года. В 16.23 взорвалась бомба в Милане, в сельскохозяйственном банке. Вторая бомба рванула через полчаса в Риме, в подземном переходе «Трудового банка». Третья и четвертая бомбы взорвались в пантеоне Отечества, у могилы Неизвестного солдата. И это тоже работа Валерио Боргезе. Была еще пятая бомба, к счастью, она не взорвалась.

Трудно доказать причастность Боргезе, но если «Черный принц» являлся вдохновителем хотя бы половины этих актов насилия, то Че Гевара и другие профессиональные революционеры только его бледные тени. Однако человек не в силах противостоять Судьбе.

29 августа 1974 года гроб с телом Джунио Валерио Боргезе был доставлен в собор Святой Марии. На панихиде присутствовали боевые соратники Боргезе во главе с адмиралом Джино Биринделли, первым прорвавшимся в Гибралтар, и одним из создателей «маиале», самым близким другом покойного Элио Тоски. Рядом с ними убитая горем Дарья Боргезе. Честь, смелость, свободолюбие заставляют нас уважать человека независимо от его политических убеждений. Валерио Боргезе из породы таких людей. Покоится он в склепе собора Святой Марии между папой Павлом V и Камиллом Боргезе, супругом Полины Бонапарт.

Блестящий офицер. Выдающийся подводник. Талантливый организатор. Уважаемый и любимый подчиненными командир. Авантюрный политик. Страшный террорист. Верный муж. Надежный товарищ. Патриот своей страны.

Список кораблей противника, потопленных или поврежденных 10-й флотилией МАС за время с декабря 1941-го по 8 сентября 1943 года

Название кораблей или тип судна

Водоизмещение (тонны)

Место или район и даты

1. Линейный корабль «Куин Элизабет»

32 000

Александрия, декабрь 1941

2. Линейный корабль «Вэлиент»

32 000

Александрия, декабрь 1941

3. Крейсер «Йорк»

10 000

Суда, март 1941

4. Эскадренный миноносец типа «Джервис»

1 690

Эль Деба, август 1942

5, 6, 7. Три торговых корабля*

32 000**

Суда, март 1941

8. Танкер*

10 000**

Александрия, сентябрь 1941

9. Танкер «Денби Дейл»

15 893

Гибралтар, сентябрь 1941

10. Теплоход «Дарнхэм»

10 900

Гибралтар, сентябрь 1941

11. Танкер «Фиона Шелл»

2 444

Гибралтар, сентябрь 1941

12. Теплоход*

13 000

Черное море, июль 1942

13. Пароход «Мета»

1 578

Гибралтар, июль 1942

14. Пароход «Шума»

1 494

Гибралтар, июль 1942

15. Пароход «Эмпайр Снайп»

2 497

Гибралтар, июль 1942

16. Пароход «Барон Дуглас»

3 899

Гибралтар, июль 1942

17. Пароход «Рэйвенс Пойнт»

1 887

Гибралтар, сентябрь 1942

18. Пароход «Ойшен Ванквишер»

7 147

Алжир, декабрь 1942

19. Пароход «Берта»

1 493

Алжир, декабрь 1942

20. Пароход «Эмпайр Центавр»

7 041

Алжир, декабрь 1942

21. Пароход «Арматан»

4 567

Алжир, декабрь 1942

22. Пароход № 59 (американский)

7 500**

Алжир, декабрь 1942

23. Пароход «Пат Харрисон»

7 000

Гибралтар, май 1943

24. Пароход «Масхуд»

7 500

Гибралтар, май 1943

25. Пароход «Камерата»

4 875

Гибралтар, май 1943

26. Пароход «Орион»

7 000

Александретта, июль 1943

27. Пароход «Кайтуна»

10 000

Мерсини, июль 1943

28. Теплоход «Фернплант»

7 000

Александретта, август 1943

29. Пароход «Харрисон Грэй Отис

7 000

Гибралтар, август 1943

30. Танкер «Торшовди»

10 000

Гибралтар, август 1943

31. Пароход «Стэнридж»

6 000

Гибралтар, август 1943

* Название неизвестно

** Предполагаемое водоизмещение

Всего 4 военных корабля водоизмещением 75 690 т и 27 торговых судов общим водоизмещением 189 662 тонн

Итого: 265 352 тонн


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования