Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


СЛОМАННЫЕ КРЫЛЬЯ

Сергей ХОМУТОВ

Шел август 1942 года. Фельдмаршал вермахта Эрвин Роммель готовил долгожданное наступление на Каир. Он старался любой ценой избежать позиционной войны с англичанами. Главнокомандующий прекрасно понимал, что в этом случае даже при равенстве сил упорство британских солдат может изменить ход борьбы не в пользу Германии. Танковым частям предстояло прорвать британские позиции во впадине Каттара и повернуть на север, к морю. Обойдя оборонительные позиции врага у Эль Аламейна, войска Роммеля должны были окружить 8-ю армию англичан, а затем уничтожить ее. Тогда англичанам придется или сражаться до конца, удерживая позиции, или бежать на восток, потеряв Египет. Для реализации поставленной задачи Роммелю требовалось главное - топливо.

Конвой шел на северо-восток. Крупнейший танкер Средиземноморья «Позарика» (7800 тонн) со столь необходимым топливом сопровождали пять эсминцев и один корабль ПВО. С воздуха корабли прикрывали шесть итальянских истребителей и гидросамолет «Кант».

Четыре звена английских «Бофортов», которыми командовали Гиббс, Рупер, Олсоп, и Грант, зашли с кормы конвоя, отвернули в сторону и атаковали со стороны суши. Все 12 торпедоносцев сбросили торпеды, а «Бофайтеры» сопровождения отбомбились по эсминцам и обстреляли их из пушек. Большая часть сброшенных торпед пошла нормально, несколько даже прошли под килем танкера, однако не было ни одного попадания. Не прошло и четверти часа, как «Бофорты» Пита Рупера и австралийца Кондона, а также один «Бофайтер» были сбиты огнем ПВО немцев. Рупер, кондон и их экипажи были подобраны кораблями сопровождения.

Когда торпедоносцы вернулись на Мальту, командир группы Кейт Парк показал пилотам радиограмму из центра.

Депеша сообщала о подготовке Роммелем финального наступления и указывала на исключительную важность уничтожения любого идущего на юг конвоя в течение ближайших десяти дней. Радиограмма прибыла в очень неподходящий момент. Экипажи, подвергнувшись смертельному риску в ходе операции, и так получили хороший удар - потеряли десять своих товарищей (восьмерых на «Бофортах» и двоих на «Бофайтере»). А информация из центра показала, насколько дорого может обойтись эта неудача. Однако «Позарике» предстоял еще долгий путь, и Гиббс решил провести новую атаку. Группу он повел сам. Перед вылетом Гиббс обратился к экипажам: «Я уверен, что могу положиться на вас. Посмотрите, что я постарался для вас раздобыть». - С этими словами он совершенно серьезно вручил каждому пилоту плитку шоколада. В то время на Мальте шоколад был настоящей роскошью. Добычу члены экипажа поделили поровну. Вчерашние потери были свежи в памяти летчиков, а сегодня им предстояло атаковать тот же сильно защищенный корабль. Но незатейливый юмор командира помог поднять дух экипажей.

На этот раз конвой находился между островом Корфу и материком. С воздуха его прикрывала дюжина истребителей. Гиббс атаковал со стороны Корфу. Три звена торпедоносцев одно за другим зашли на танкер с правого крамбола. «Бофайтеры» по сигналу Гиббса помчались вперед. Бомбардировщики накрыли танкер и добились прямого попадания в один из эсминцев. Истребители записали на свой счет шесть самолетов противника - два «Пьяджио 32», два BR.20, Ju-88 и Ju-52. Кроме того, они обстреляли корабли сопровождения из пушек и пулеметов. Сам Гиббс подлетел вплотную и всадил торпеду в цель. Последнее звено «Бофортов» также добилось одного верного и двух вероятных попаданий.

В результате атаки из состава последнего звена был сбит «Бофорт» южноафриканца Вулфа, для которого это был первый вылет. Пришлось торпедоносцу садиться на воду, и впоследствии весь экипаж присоединился к Руперу и кондону на борту итальянского эсминца.

Позднее разведка обнаружила, что танкер «Позарика» выбросился на берег Корфу и покинут экипажем.

Положившись на итальянцев, обещавших регулярную доставку топлива для его танков, Роммель только в ночь с 30 на 31 августа начал атаку. До последнего момента он надеялся, что топливо вот-вот прибудет. Это было началом его краха.

В это же время, когда легендарный Гиббс атаковал итальянский конвой, с острова Мальта взлетел еще один «Бофорт» - Мк I с бортовым номером DW805. Самолетом управлял пилот Эрнст Муди. К сожалению, сразу после взлета возникли неполадки с двигателем, и самолет вынужден был повернуть назад. «Бофорт» не дотянул до острова всего километр и приводнился южнее Ла Валетты - напротив местечка Xghara. Экипаж благополучно покинул летательный аппарат и вскоре был подобран спасателями.

В 1977 году местные рыбаки установили местонахождение рэка с помощью эхолота. Однако для того чтобы идентифицировать, что же за самолет покоится на дне Средиземного моря, потребовалось осуществить большое количество погружений и целых 15 лет. В 1993 году с рэка удалось поднять щетку для обуви с личным штампом Муди. Это однозначно подтвердило, что под водой покоится «Бофорт» Мк I DW805.

В октябре 1993 года отставному майору ВВС Эрнсту Муди в его собственном доме в Cornwall (Корнуоле) была возвращена личная вещь, пролежавшая на дне моря 51 год.

Безрассудная попытка переместить DW805 с целью сделать из него аттракцион для туристов привела к разрушению хрупкого рэка. Теперь данный самолет не представляет более интереса для дайверов.

К счастью, на Мальте есть, по крайней мере, два хорошо сохранившихся рэка близких по типу самолетов. Первый - это летательный аппарат, который находится приблизительно в 800 метрах к востоку от Xrobb il-Ghagin на глубине 42 метров. Второй рэк - это самолет «Бофайтер», ночной истребитель и торпедоносец, лежащий на глубине 35 метров напротив входа в порт Ла Валлетта (журнал уже писал об этих рэках, см. DiveTek №3. 2004).

Хотел лишь добавить свои личные впечатления. Точное положение рэка Blenheim знает достаточно большое количество людей, и в различных дайв-центрах острова можно сделать заказ на этот рэк. Хотя и «Бофайтер», и «Бофорт» являются дальнейшими модификациями «Бленхейма», внимательно изучив остатки этого самолета, можно с уверенностью сказать, что это Blenheim - неплохо сохранились двигатели Mercury Bristol, а, как известно, они ставились именно на Blenheim. Это очень красивый рэк. На данный момент он один из моих любимых и входит в десятку моих лучших дайвов. Спускаться можно достаточно быстро, и очень скоро проступают очертания самолета. Крылья, двигатели с винтами и фюзеляж неплохо сохранились. Носовая часть самолета оторвана и лежит в нескольких метрах позади хвоста, фонарь кабины исчез, и это внушает надежду, что экипаж успел покинуть самолет, прежде чем тот утонул. Кресло пилота и ручка управления находятся на своих местах и по сей день.

«Бофайтер» также можно с уверенностью идентифицировать по характерным стойкам шасси и четырем хорошо сохранившимся 20-миллиметровым пушкам в носовой части фюзеляжа.

Уверен, что вы не пожалеете, если совершите погружение на эти рэки. Это будут незабываемые впечатления.

Bristol Blenheim IF

Bristol Blenheim IV

Bristol Beaufort I

Bristol Beaufighter X

Bristol Brigand B1

Первый полет

12 апреля 1935 г. (Тип 142)

15 октября 1938 г.

17 июля 1939 г. (Тип 156)

4 Декабря 1944 г.

В эксплуатации с

Ноября 1936 г.

Октябрь 1939 г.

27 июля 1940 г.

Июнь 1946г

Снят с производства

Июнь 1943 г.

Август 1944 г. (Австралия)

Сентябрь 1945 г. (Австралия: Октябрь 1945г)

(T.4) 1950 г.

Всего построено

1 552 (I and IF)

3 297

2 080 всех версий (включая 700 построенных в Австралии)

5 564 (+364 построенных в Австралии)

147 всех версий, главным образом B.1

Тип

Трехместный истребитель

Трехместный легкий бомбардировщик

Четырехместный бомбардировщик-торпедоносец

Двухместный штурмовик-торпедоносец

Трехместый ударный бомбардировщик

Двигатель

2x840 л.с. Bristol Mercury VIII 9-цилиндровый радиальный

2x905 hp Bristol Mercury XV 9-цилиндровый радиальный

2x1,130 hp Bristol Taurus VI

14-цилиндровый радиальный

2x1,770 hp Bristol Hercules XVII 14-цилиндровый радиальный

2x2,810 hp Bristol Centaurus 57 18-цилиндровый радиальный

Размах крыльев

17,2 м

17,2 м

17,6 м

17,6 м

21,9 м

Длина

12,1 м

13 м

13.5 м

12,6 м

14,1 м

Высота

3,9 м

3,9 м

4,3 м

4,8 м

5,3 м

Масса пустого самолета

4 441 кг

5 945 кг

7 100 кг

11 612 кгg

Масса загруженного самолета

4 994 кг

6 129 кг

9 629 кг

11 530 кг

17 690 кг

Масса (max)

5 675 кг

6 532 кг

428 км/ч

Н/д

Н/д

Скорость (max)

459 км/ч

418 км/ч

502 км/ч

575 км/ч

Н/д

Скорость набора высоты

470 м/мин

457 м/мин

456 м/мин

564 м/мин

456 м/мин

Потолок

8 315 м

8 310 м

5 030 м

8 077 м

7 925 м

Дальность полета

1 810 км

2 350 км

2 575 км

2 478 км

3 168 км

Вооружение

4 x 7,62мм пулемета с фиксированным креплением, 1 х 7,62мм пулемет на задней полусфере. 454-кг бомбы

4 x 7,62мм пулемета с фиксированным креплением, 2 х 7,62мм пулемет на задней полусфере. 454-кг бомбы

1 x 7,62мм пулемета с фиксированным креплением, 1 х 7,62мм пулемет с дистанционным управлением.

2 х 7,62мм пулемет на задней полусфере. 18-дюймовая торпеда 900-кг бомбы.

4x20мм пушки фиксированным креплением, 1 х 7,62мм пулемет на задней полусфере. 18-дюймовая торпеда, 900кг бомбы ил 8 ракет.

4x20мм пушки с фиксированным креплением. 18-дюймовая торпеда или 900-кг бомбы.


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования