Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


КAMЕРА ПОД ВОДОЙ -2

Редакция журнала DiveTek продолжает цикл бесед, начатых в прошлом номере, на тему подводной видеосъемки. Наш собеседник - генеральный директор компании «Видеотон», известный подводный оператор Олег Божок.

DT. Наш первый вопрос о боксах с механическим управлением и электронным. Чем они отличаются, какие у них преимущества и недостатки?

ОБ. Механические - это, как следует из самого их названия, такие боксы, в которых управление камерой осуществляется методом прямой механической передачи усилия. Говоря проще - камера со всех сторон «обтыкана» разными кнопками: стоп, включатель, выключатель и т. п. Для того чтобы иметь доступ к ним под водой, нужны механические устройства, которые, проходя сквозь бокс, достигают этих кнопочек. То есть штырек, который нажимает кнопку, должен пройти сквозь бокс таким образом, чтобы туда не попала вода. Для этого существуют системы герметизации. О-ринги (кольцевые уплотнительные прокладки), колечки, которые нужно смазывать, ухаживать за ними. Фактически есть отверстие в боксе, сквозь которое проходит механический загерметизированный элемент.

Электронные боксы управляются с помощью электронных сигналов. Иначе говоря, на боксе имеются кнопки, дублирующие кнопки на камере. Но сквозь бокс реально не проходят сами системы, и нет отверстий, через которые все это дело проходит. Какие плюсы и минусы у этих систем? Чем больше различных технологических прохождений сквозь корпус бокса, тем больше вероятность протекания. И тем сложнее техническое обслуживание и, соответственно, это занимает больше времени. Обслуживание электронного бокса намного проще. У механического бокса есть еще один минус - кнопки расположены в тех же местах, что и на камере. На поверхности работать с ними удобно, а под водой не слишком.

DT. Почему?

ОБ. А потому, что бокс значительно больше камеры, и небольшой разброс кнопок на самой камере становится весьма значительным на передающих рычажках бокса. Очень неудобно дотягиваться до нужных кнопок, особенно если рука в трехпалой перчатке и холодная вода понизила чувствительность пальцев. Как правило, у боксов с электронным управлением все функции управления сосредоточены в одном месте. К примеру, у боксов фирмы LIGHT&MOTION все кнопки управления очень эргономично расположены буквально под большими пальцами правой и левой руки и нажатие на кнопку очень легкое.

Недостатки электронной системы управления. Любая электроника чувствительна к воздействию соленой воды. Стоит нескольким каплям попасть на электронную плату управления, как возникает короткое замыкание. И плата сгорает. Надо покупать новую, а это не дешево. Если же в механический бокс попадает немного воды, то мы просто его открываем, промываем, просушиваем, закрываем и работаем дальше. Конечно, в том случае, если причина протекания - это не нарушение каких-нибудь герметизирующих прохождений. Но чаще всего люди просто забывают надеть о-ринги или ремешок закусывают крышкой бокса. Вот,пожалуй, основные различия.

DT. А по ценам?

ОБ. Если брать средний или нижний ценовой диапазон боксов, то механические существенно дешевле. Если брать верхний диапазон цен на профессиональные боксы, то там различие незначительно. Правда, профессиональные боксы часто сочетают в себе механику и электронику. Для чего это делается? Простой пример трансфокация. Электронный бокс медленный, кнопку нажмешь - и ждешь, пока он наезжает. А в механическом боксе - как быстро ты крутанул, так быстро ты и наехал. Та же ситуация с фокусом, есть некоторая инерция запаздывания. Вроде бы резкость поймали, кнопку отпускаем - и все равно чуть-чуть не успели. Когда руками, как на фотоаппарате, крутишь резкость, он щелк, и готово. Кроме того, некоторые кнопки на камере не управляются посредством электронного интерфейса. Простой пример: кнопка баланса белого у многих камер по электронному интерфейсу не активизируется. Только механическим нажатием. Поэтому ничего не остается, как сверлить отверстие в этом месте, делая смешанный, электронно-механический бокс.

DT. Наш журнал в значительной степени ориентирован на технических дайверов. Поэтому следующий вопрос, вполне естественный для нас, -это съемка на больших глубинах. Что для этого нужно, какие есть особенности, существуют ли какие-то принципиальные отличия?

ОБ. Стандартные боксы выпускаются до глубины 60-75 метров. Никогда нельзя пытаться идти на глубину больше той, которая заявлена как максимальная глубина для этого бокса. Простой пример из нашего опыта. Камера AMPHIBICO: рабочая глубина - 100 метров. До 100 метров все работает нормально. 100 метров - нормально. 104 метра нормально. 105 метров - пробой герметизации ручки и легкая течь внутрь. И все, этим боксом снимать нельзя. Всем известные боксы фирмы SONY: рабочая глубина - 75 метров. 78 метров - полное затопление бокса, потеряна камера. Разрушается не сам корпус, разрушаются места прохождения сквозь корпус механических систем управления. Даже если он один, два, три раза большую глубину выдержал нормально, то не факт, что выдержит еще. Это надо помнить. Поэтому хождение на глубину больше той, что заявлена производителем, чревато последствиями.

У серьезных производителей: AMPHIBICO и LIGHT&MOTION заявленная глубина работы - 100 метров. На наши вопросы: «На какой же все-таки глубине происходит разрушение конструкции? До какой глубины бокс реально можно использовать?» нам отвечают, что они не тестируют на глубинах свыше 100 метров, и считают, что незачем.

DT. Значит, сейчас реально купить оборудование до 100 метров?

ОБ. Да. Реально оборудование работает до 100 метров. А дальше на свой страх и риск. Но прежде чем рисковать таким образом и идти на эту глубину, не нужно камеру ставить в бокс. Можно сделать следующее. Камеру вытащить, снять всю электронику из бокса, положить груз вовнутрь и опустить бокс на нужную глубину. Что может произойти? Может произойти нарушение герметизации штифтов, управления, нарушение герметизации оптики. Тем не менее, если все это произойдет, то можно потом восстановить. Вы же всю электронику сняли, так что самая дорогая часть осталась целой. Но это на усмотрение каждого владельца бокса.

DT. Вам приходилось самому такими экспериментами заниматься?

ОБ. Нет, не приходилось. Мы просили производителей, в частности, LIGHT&MOTION, «продавить» боксы хотя бы на глубину 150-160 метров. Но они как-то вяло к этому относятся. Понятно, почему. Это серьезная работа, долгая и стоит больших денег. Ради того чтобы продать один-два бокса в год, этим никто не будет заниматься.

DT. Вот если таких чокнутых, желающих снимать на глубине 150 метров, будут сотни...

ОБ. Да, тогда, может быть: Единственная фирма, которая заявляет работу на глубине 150 метров, - это GATES. Они заявляют, что их боксы проверены на таких глубинах. Если посмотреть соревнования фридайверов, которые ныряют на 150 и больше метров, то у них на грузе, который спускается вниз на кронштейне, стоят боксы GATES. На самом деле при съемках на больших глубинах - 80, 90, 100 метров и глубже, главное - это собственная безопасность. Если вы нырнули на глубину 100 метров два раза, а на третий раз уже пытаетесь брать с собой камеру, то не стоит этого делать. И не увлекайтесь, не идите на глубину, увидев интересный кадр.

DT. Стоит ли браться за самостоятельное изготовление бокса? Многие, особенно в условиях советского времени, когда не было ничего подобного, сами делали боксы, но, правда, под фотокамеры. Под видео я ни разу не видел.

ОБ. В советские времена другого выхода не было, кроме как сделать бокс самому. Передавались друг другу чертежи, но в основном, действительно, под фотокамеры. Сейчас на рынке появились качественные западные образцы, тем не менее, существуют умельцы, которые все это делают. Причина одна: деньги. Если человек не в состоянии купить бокс, он пытается сделать его сам. Хорошо, если есть доступ к мастерским, к фрезерным станкам, если человек умеет сам работать или может заказать нужную конструкцию. Обычно склеиваются кусочки оргстекла, просверливаются отверстия, делается герметизация. И, как правило, в первое же погружение такие самопальные боксы текут. Если самому делать бокс и нырять неглубоко, в речке какой-нибудь, в озере, на 5-6, максимум 10 метров, может быть, такие боксы и будут работать. А если погружаться более серьезно, метров на 20-30 - то для этого уже нужны профессионально сделанные боксы.

DT. Следующий вопрос. Есть ли разница между тем, что видишь своими глазами, и тем, что потом получается на экране при просмотре.

ОБ. Мне часто приходилось слышать: «Я нырял на тот рэк, который присутствует в вашем фильме, но таких красок не видел». И он действительно не видел. Дело в том, что под водой красная составляющая спектра поглощается в первую очередь, и мы видим почти исключительно синюю картинку. Если вы снимаете в автоматическом режиме, без фильтров и т.п., то и на экране видите почти синюшную картинку. Но когда вы переходите в режим баланса белого, в ручной режим управления камерой, чтобы компенсировать искажения сектора, получается цветная, яркая, насыщенная картинка.

DT. Иначе говоря, чтобы получить красивую подводную картинку, нужно научиться пользоваться камерой в ручном режиме управления параметрами, не доверять самой камере выбор режима?

ОБ. Да, надо переходить на ручные режимы и учиться пользоватьсябалансом белого, выдержкой, диафрагмой, усилением сигнала. Фильтр - обязательный компонент, который добавляет красную составляющую.

DT. Этому можно научиться самому или лучше пройти какие-либо курсы обучения?

ОБ. Можно самому научиться методом проб и ошибок, почитать статьи в соответствующих журналах, где говорят в одном месте одно, в другом другое, третье, четвертое, набраться опыта, потом попробовать самому так сказать на практике и определить, что из того что вы прочитали и услышали подходит вам больше. А можно просто пойти на курсы по подводной фотографии, где вам все расскажут и покажут.

DT. Спасибо за интервью.

Продолжение в следующем номере


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования