Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ВСЕ «ЕЩЕ» О ПЛЕНКАХ

Григорий КЕВОРКОВ

Четыре года назад в журнале «Подводный Клуб» вышла моя статья, которая называлась: «Чем зарядить фотоаппарат». Недавно я перечитал ее и понял: в целом все правильно, но за прошедшие годы кое-что изменилось.

Казалось бы, сегодня, когда такое широкое распространение получили цифровые фотоаппараты, писать о фотопленках - бесполезное занятие. Однако это представление немного не соответствует действительности. Зеркальные цифровые фотоаппараты очень дороги, а у компактных «мыльниц» слишком велико время срабатывания (интервал между нажатием на кнопку и собственно съемкой), что затрудняет их использование в процессе съемки движущихся объектов, к тому же они тоже относительно недешевы. А еще прибавьте к этим причинам то, что на руках фотолюбителей находятся сотни миллионов пленочных фотоаппаратов и развитый сервис. Поэтому большинство любителей продолжают снимать на пленку, о свойствах, достоинствах и недостатках которой и пойдет речь в этой статье.

Фотопленка - светочувствительный материал для фиксации изображения, создаваемого объективом в фотоаппарате. Состоит она из двух основных слоев - подложки и эмульсии, в каждый из которых входит несколько других слоев. Подложка представляет собой ленту из прозрачного полимера, прочного и пластичного, - например, триацетата целлюлозы или лавсана, покрытого противоскручивающим и противоореольным слоями. По краям стандартной (узкой) пленки шириной 35 мм пробиты отверстия, называемые перфорацией. Существует также неперфорированная (широкая) пленка 61,5 мм. Отличаются они в основном подложкой и тем, что узкая продается упакованной в кассеты или в большие рулоны, а широкая - на катушках с приклеенным бумажным раккордом. Эмульсия состоит из желатина и солей серебра. Несмотря на то, что эмульсия имеет толщину в несколько микрон, она может включать в себя до десяти и более слоев (цветочувствительных, фильтрующих и др.).

Вообще фотопленки могут быть цветными и черно-белыми, негативными и обращаемыми, для дневного, искусственного, ультрафиолетового и инфракрасного света, полутоновыми, сверхконтрастными, рентгеновскими и др. Мы рассмотрим только те типы, которые применяются в обычной и подводной фотографии.

Цветная негативная пленка наиболее широко применяется в любительской фотографии. На упаковке пишут For color prints, т. е. для цветных отпечатков. Если вы хотите пополнить домашний фотоальбом, увековечить впечатления от поездки, подарить несколько снимков друзьям или украсить стены квартиры фотографиями в рамках, то цветной негатив - удачный выбор. Черно-белый негатив сейчас имеет меньшее распространение, так как используется в основном профессионалами для технических и художественных целей, однако в последние годы наблюдается оживление интереса любителей к черно-белой фотографии. Видимо, это связано с появлением черно-белых пленок, которые проявляются по процессу С-41 (стандартный процесс для цветных негативов), и, соответственно, печатать можно в обычном сервисе, что значительно упростило дело.

Обращаемые пленки (слайдовые) используются для получения цветного позитива, их проецируют через проектор на экран, стену или потолок, а также для полиграфической печати. Если у вас есть проекционное оборудование или вы хотите сделать фотографию для журнала, берите обращаемую пленку. Она маркируется Color reversal film. Со слайдов в наше время тоже можно легко отпечатать фотографии. Для любой цифровой машины сделать это так же просто, как отпечатать фото с негатива или цифрового файла. Трудность заключается в том, что обращаемая пленка требует гораздо более точной экспозиции, чем негатив, иначе там, где света попало больше, чем нужно, образуются прозрачные дыры. Основная характеристика пленки - светочувствительность. Она выражается в условных единицах, в разных странах имеющих разное название и численное значение. Для удобства пользователей сейчас на всех пленках указывается чувствительность в единицах ISO. Светочувствительность бывает сверхнизкой - до 25 ISO, низкой - 25-50 ISO, средней - 100-200 ISO, высокой - 400-800 ISO и сверхвысокой - более 800 ISO.

В продаже встречаются пленки чувствительностью от 25 до1600 ISO. Рекомендовать любителям для использования могу не все. Пленки с низкой чувствительностью - 25 и 50 ISO - имеют очень мелкую зернистость и дают наивысшее качество изображения, но требуют большой экспозиции и могут быть использованы либо в условиях очень сильного освещения (ярким солнечным днем на пляже, в пустыне, на снегу), либо при съемке со штатива. Для подводной съемки не рекомендую, за исключением макро.

Пленка 100 ISO имеет мелкую зернистость и дает отличное качество. Может быть использована при нормальном дневном освещении на улице, на очень небольших глубинах под водой, в течение большей части дня или в помещении с мощной фотовспышкой.

Пленка 400 ISO высокочувствительная и, соответственно, с более крупной зернистостью, но качество вполне приемлемо для большинства видов съемки. Ее хорошо использовать при низкой освещенности: ранним утром и вечером, под деревьями, в тени зданий, под водой на средних глубинах, а также в помещении, особенно если снимать недорогим компактным аппаратом с маломощной встроенной вспышкой.

200 ISO - компромиссный вариант, более или менее пригодный и для тех, и для других ситуаций, особенно если, заряжая фотоаппарат, вы точно не знаете, что и где собираетесь снимать.

800 ISO, несмотря на более крупное зерно и более низкое, чем у 400 ISO, качество, можно использовать, когда у вас нет вспышки, а для пленок другой чувствительности света явно не хватает, к примеру, в сумерках, перед рассветом или под водой на средних и больших глубинах.

Пленки свыше 800 ISO неудовлетворительного качества, поэтому ими пользоваться не рекомендую. Люди часто спрашивают, фотопленку какого производителя лучше покупать. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Каждый должен выбрать «свою» пленку, так как это дело вкуса. Свойства материалов разных производителей не одинаковы.

Кodak точнее других воспроизводит большую часть цветов, но дороже аналогов других производителей.

У Fuji самые яркие, насыщенные цвета (зачастую даже слишком), но при некоторых типах искусственного освещения она придает лицам пурпурный оттенок.

Agfa отлично воспроизводит цвета и оттенки тела, отлично подходит для портретной фотографии, но требует проявки в «родной» химии, иначе непредсказуемо снижается качество.

Konica дешева и доступна всем слоям населения, но это единственное ее достоинство.

Ilford выпускает лучшую в мире черно-белую пленку Delta (она же самая дорогая) - больше в ней ничего хорошего нет.

Что же касается остальных производителей, то их лучше вообще не рассматривать.

Пленки также делятся на профессиональные и любительские. Это ни в коем случае не говорит об их качестве, а только об особых свойствах. Профессиональные пленки, например, более устойчивы к смешанному свету, но обладают более низкой сохранностью скрытого (отснятого, но не проявленного) изображения. Любительская пленка сохраняет его неизменным до года, а профессиональная - в среднем 10 дней.

Меня часто спрашивают, какой фотоматериал предпочитаю я сам. Отвечаю: пользуюсь очень разными пленками. При большей части натурных съемок на заказ - это в основном слайд Kodak или Fuji (широкий), а если снимаю для себя, то беру 35 мм цветной негатив Kodak Supra 100, Kodak Gold 100 или Fuji Reala, Ilford Delta 100. Для интерьерных и подводных съемок использую Kodak Supra 400, Kodak Supra 200, Fuji Press 400, Fuji Reala, Ilford Deita 400.

Как и другие высокотехнологичные товары, пленка требует специального обращения. Срок хранения светочувствительных материалов этого типа два года. Он указывается на упаковке. Производитель гарантирует получение качественного изображения только при соблюдении условий хранения. Поскольку пленка упаковывается герметично, то единственно важным фактором является температура. Поэтому советую покупать пленку там, где ее при вас достанут из холодильника, особенно актуально это в жарких странах. И ни в коем случае не берите пленку с витрины.

Дома пленку тоже лучше хранить в холодильнике, в отделении для фруктов (именно там оптимальная температура +5 +8), но это в том случае, если вы купили ее много. Вынув пленку из холодильника, не распаковывайте ее сразу, дайте нагреться до комнатной температуры, иначе на ней может сконденсироваться влага из воздуха. Не доставайте пленку из упаковки на прямом солнечном свету. Если необходимо зарядить пленку в яркий солнечный день, постарайтесь прикрыть аппарат и саму пленку хотя бы собственной тенью.

Проявка - процесс не менее важный, чем съемка. Именно при проявке бывает загублено большинство хороших кадров. Поэтому сразу вспоминайте о бесплатном сыре, когда вам говорят: «Сохраняйте коробочку - бесплатная проявка!». Проявлять пленку советую там, где это стоит более-менее приличных денег. А лучше всего в профессиональной лаборатории.

Если вы купили свежую, правильно хранившуюся пленку от проверенного производителя, грамотно ее проэкспонировали и проявили, то вам будет легче добиться хорошей печати. И все отговорки лаборантов и приемщиков о том, что это у вас такая плохая пленка, будут несостоятельными. Лучше всего заказать и оплатить пробные отпечатки, а потом уже к ним подгонять остальные. Получится дороже, но результат того стоит. Согласитесь, действительно обидно: заплатить кучу денег за поездку, к примеру, в Новую Гвинею, тащить через полмира гору аппаратуры, снимать там на воздухе, под водой и не получить хорошего результата из-за плохой пленки (от левого производителя, неправильно хранившуюся, просроченную пр.) или из-за того, что отдал пленку в ближайший сервис, где ее проявили непонятно в чем.

Кстати о поездках! К сожалению, в последнее время появился еще один фактор, способный испортить любую самую лучшую съемку до проявки. Угадайте, какая связь между террором и фотопленками?

В связи с различными террористическими актами в большинстве стран мира повышены меры безопасности в аэропортах. Чем это грозит нам, фотолюбителям? Как минимум вдвое, а то и втрое увеличилось количество просвечивающих аппаратов, через которые приходится проходить при каждом перелете. А если их в одну сторону два-три?

По опыту мне известно, что фотопленка 100 ISO выдерживает без видимых изменений 8-14 просвечиваний, 400 ISO уже только 6-10, а 800 и более - трудно даже предсказать сколько.

Следовательно, если вы знаете, что у вас впереди 6 перелетов, т.е. не менее 12 просвечиваний, то вам придется либо отказаться от пленок чувствительностью свыше 200 ISO, либо купить их на месте. Как ни прискорбно, но это аргумент в пользу цифровой фотографии.

А вот вам аргумент против: если сравнить снимки, сделанные одинаковыми по цене цифровым и пленочным фотоаппаратами, то качество пока далеко не в пользу цифрового.

Хранение проявленных пленок в наше время не вызывает затруднений. Везде можно купить сливеры и альбомы. Напомню только, что обращаться с пленками нужно аккуратно: резать не менее, чем по 4 кадра (лучше по 6), не дотрагиваться пальцами до мест, на которых есть изображение (ни с какой стороны) - ведь отпечатки почти невозможно удалить. Альбом лучше держать в сухом прохладном месте - тогда ваш архив сохранится как минимум 50 лет.

И последнее. При пожаре надо спасать альбом с фотографиями. Денег вы еще успеете заработать, а материализованная память о лучших мгновениях вашей жизни бесценна.


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования