Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ПРИ ПРОЧИХ РАВНЫХ

Сергей ЧЕРКАШИН и Алексей КИРСАНОВ

Ставшая на сегодняшний день популярной в среде технических дайверов тема ребризеров не может не вызывать один, вполне резонный вопрос: «А каковы декомпрессионные особенности погружений на аппаратах с открытым и замкнутым циклом, совершаемых в равных глубинных и временных условиях?» Ответить на него можно, проведя сравнение идентичных по исходным характеристикам профилей. В качестве программы-планировщика, в данном случае, был использован Z-planner v-1.03, отличающийся достаточно жестким алгоритмом. Сравнение этих же профилей с помощью других программ (GAP, V-planner) дало схожие результаты с возросшим расхождением по декомпрессионным обязательствам.

По условиям сравнительного теста два дайвера погружались на глубину 100 метров, с общим донным временем 12 минут. Первый (дайвер "А") использовал ребризер Inspiration с установочным парциальным давлением кислорода 1,5 бар и тримиксом ТХ10/50 в качестве дилуента. Второй (дайвер "B") осуществлял погружение в классической конфигурации открытого типа с использованием того же тримикса ТХ10/50 в качестве донной смеси и кислородно-обогащенных EAN-32 и EAN-80 в качестве декомпрессионных (транспортных) смесей. Поверхностный расход воздуха (RWM) для обоих дайверов был принят из расчета 20 л/мин для донной смеси и 16 л/мин -для декомпрессионных. Тем самым, были достигнуты максимально идентичные параметры осуществления погружения, кроме самих дыхательных аппаратов. Как видно из планов погружения и сравнительного графика, расхождение профилей началось уже на первой декомпрессионной остановке, причем ребризер «обогнал» акваланг на фазе 69-21 метр, после чего дайвер "A" проходил более длительные остановки в диапазоне глубин вплоть до 9 метров и существенно сократил время 6-метровой остановки. Сравнивая суммарное время погружений в 66 и 85 минут, следует обратить внимание на то, что наибольший временной разрыв в декомпрессионных обязательствах приходится на последнюю остановку - 11 минут из 19. Различие декомпрессионных профилей (кривых) объясняется тем, что при использовании традиционного акваланга смесь, а соответственно фракция инертных газов (азот и гелий), изменялась скачкообразно при переходе на декосмеси (30 и 9 метров). В случае с ребризером поддержание постоянного парциального давления кислорода, с уменьшением глубины, постоянно и неуклонно изменяло фракцию инертных газов в сторону уменьшения. То есть декомпрессионный режим на аппарате замкнутого цикла позволил оптимизировать состав смеси таким образом, что в каждый момент декомпрессии дайвер дышал смесью (BestMix), соответствующей на максимальной операционной глубине. Несомненно, это несколько увеличило кислородную нагрузку на дайвера "А", однако значения CNS как в одном, так и в другом случае остались в пределах допустимых норм (см. сравнительную диаграмму) и ни в коей мере не оказали влияние на безопасность погружения. Помимо этого следует обратить внимание на еще один немаловажный момент: на глубине 30 метров дайвер "В" сменил донную смесь тримикс ТХ10/50 на первую декомпрессионную EAN-32, скачкообразно увеличив парциальное давление азота во вдыхаемой смеси с 1,6 до 2,7 бар., что не самым лучшим образом сказывается на процессе рассыщения.

Таким образом, только за счет конструктивной особенности аппарат замкнутого цикла позволяет при соблюдении всех норм безопасности обеспечить более быстрый и благоприятный декомпрессионный режим при прочих равных условиях погружения. Отдельного внимания заслуживает вопрос планирования расхода газовых смесей для обоих погружений, но это несколько выходит за рамки сравнения декомпрессионных профилей и ближе к вопросам планирования погружений и обеспечения их безопасности. В следующем выпуске журнала DiveTek эти вопросы будут детально разобраны и проанализированы.

DIVE PLAN (Ребризер Inspiration)

Waypoint

at 100m for

12:00 (16)

Trimix 10.0/50.0 Dil

Setpoint 1.50

END 43

Deep Stop

at 63m for

1:00 (21)

Trimix 10.0/50.0 Dil

Setpoint 1.50

END 23

Deep Stop

at 45m for

1:00 (24)

Trimix 10.0/50.0 Dil

Setpoint 1.50

END 12

Deep Stop

at 36m for

1:00 (25)

Trimix 10.0/50.0 Dil

Setpoint 1.50

END 7

Deep Stop

at 30m for

1:00 (27)

Trimix 10.0/50.0 Dil

Setpoint 1.50

END 4

Norm Stop

at 24m for

1:00 (29)

Trimix 10.0/50.0 Dil

Setpoint 1.50

END 1

Norm Stop

at 21m for

3:00 (32)

Trimix 10.0/50.0 Dil

Setpoint 1.50

END 0

Norm Stop

at 18m for

4:00 (35)

Trimix 10.0/50.0 Dil

Setpoint 1.50

END 0

Norm Stop

at 15m for

4:06 (40)

Trimix 10.0/50.0 Dil

Setpoint 1.50

END 0

Norm Stop

at 12m for

6:06 (46)

Trimix 10.0/50.0 Dil

Setpoint 1.50

END 0

Norm Stop

at 9m for

9:00 (56)

Trimix 10.0/50.0 Dil

Setpoint 1.50

END 0

Norm Stop

at 6m for

35:00 (91)

Trimix 10.0/50.0 Dil

Setpoint 1.50

END 0

TOTAL DECO TIME: 66 minutes.

CNS: 75,3%

DIVE RUN TIME: 91 minutes.

OTU`s: 162

Time to Fly: 6.0 Hours.



DIVE PLAN (Открытая схема дыхания)

Waypoint

at 40m for

0:00 (2)

Nitrox 32.0

PP02

1.591

END 33

Waypoint

at 100m for

12:00 (16)

Trimix 10.0/50.0

PP02

1.093

END 46

Deep Stop

at 69m for

1:00 (20)

Trimix 10.0/50.0

PP02

0.785

END 30

Deep Stop

at 51m for

1:00 (23)

Trimix 10.0/50.0

PP02

0.606

END 21

Deep Stop

at 42m for

1:00 (25)

Trimix 10.0/50.0

PP02

0.517

END 16

Norm Stop

at 30m for

1:00 (28)

Nitrox 32.0

PP02

1.273

END 24

Norm Stop

at 27m for

2:00 (29)

Nitrox 32.0

PP02

1.178

END 22

Norm Stop

at 24m for

2:00 (32)

Nitrox 32.0

PP02

1.083

END 19

Norm Stop

at 21m for

3:00 (35)

Nitrox 32.0

PP02

0.987

END 17

Norm Stop

at 18m for

4:00 (39)

Nitrox 32.0

PP02

0.892

END 14

Norm Stop

at 15m for

6:00 (45)

Nitrox 32.0

PP02

0.797

END 12

Norm Stop

at 12m for

8:06 (54)

Nitrox 32.0

PP02

0.701

END 9

Norm Stop

at 9m for

10:00 (64)

Nitrox 80.0

PP02

1.515

END 0

Norm Stop

at 6m for

46:00 (110)

Nitrox 80.0

PP02

1.277

END 0

TOTAL DECO TIME: 85 minutes.

1300.6 Ltr. of 32.0% consumed.

CNS: 48,5%

DIVE RUN TIME: 110 minutes.

4441.5 Ltr. of 10.0/50.0 consumed.

OTU`s: 127

Time to Fly: 8.0 Hours.

1479.5 Ltr. of 80.0% consumed.

7221.6 Ltr. total open circuit gas consumed.


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования