Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


Редакция журнала DiveTek представляет цикл бесед на интересующую многих тему подводной видеосъемки. Наш собеседник - Генеральный директор компании «Видеотон» и известный подводный оператор Олег Божок. Сегодняшняя беседа с Олегом носит вступительный характер, и посвящена первым шагам человека, вступившего на скользкий путь подводной видеосъемки.

DT. С чего начинается подводное видео?

ОБ. Как правило, все начинается с желания поделиться своими впечатлениями от поездки. Тем более что все спрашивают: «Где был? Что там можно посмотреть?» Первоначально человек берет с собой видеокамеру для «сухопутной» съемки. Со временем возникает желание дополнить свои впечатления на поверхности подводными съемками.

Кроме того, погрузившись один-два раза, почти все приходят к тому, что надо что-то делать под водой, куда-то двигаться в своем развитии, а не просто плавать под водой. Основные направления этого движения - технический дайвинг, подводная фото и видеосъемка, или все это вместе взятое.

DT. Очевидно, первая мысль, которая возникает в этот момент - арендовать бокс под имеющуюся камеру?

ОБ. Да. Тем более что сейчас с этим проблем нет. На любом уважающем себя курорте, предоставляющем услуги дайверам, есть возможность арендовать бокс для видеокамеры. Но цена аренды кусается. Один раз попробовать можно, но регулярно брать в аренду бокс и свет для камеры - слишком накладно. Ведь стоит это порядка 300 - 400 долларов в неделю за самый простой бокс. То есть, три поездки - и уже этот самый простой бокс можно купить. Но, главное, качество техники оставляет желать лучшего. И вероятность «затопления» собственной камеры в этом боксе весьма велика. Тем более если нет навыка работы с подводной техникой. Это сплошь и рядом происходит. Из «потопленных» камер музей, наверное, можно сделать.

DT. Хорошо, с арендой все понятно. Надо покупать бокс.

ОБ. Это следующая проблема, с которой сталкиваются люди. Большинство, руководствуясь ценой, покупает простые камеры для съемок на поверхности. Что бы было более-менее приемлемое качество. Как правило, это камеры Sharp, JVC, Samsung, редко Sony или Panasonic. Сейчас я говорю только о цифровых камерах. И возникает проблема. Есть такая камера - хотим бокс. А бокса нет под нее. Выход. Покупать другую камеру, под которую есть бокс. Так что, если есть мысль заняться подводным видео, то нужно идти не от выбора камеры. Нужно сначала выбрать бокс, а потом уже под него подобрать камеру. Кроме того, многим кажется, что камера - это самый дорогой элемент. А потом, когда начинают искать бокс, понимают, что бокс стоит дороже, а то и во много раз дороже самой камеры. Ведь это не массовое производство, практически каждый бокс - это ручная работа, и каждый бокс проходит тестирование на той глубине, на которой он должен работать, его продавливают в барокамере и т.д. Это делает бокс весьма дорогим товаром. Поэтому нужно сначала определиться со своими финансовыми возможностями. Под эти финансовые возможности подобрать соответствующий бокс, а потом уже подбирать соответствующую камеру.

DT. Итак, человек стоит перед прилавком с огромным количеством видеокамер.

ОБ. Но особенно большого выбора среди этих камер нет. Боксы, которые удовлетворяют по цене и качеству большой круг потребителей - это боксы для камер фирмы Sony. Почему именно Sony а не Panasonic? Есть два существенных момента. Это стабилизатор изображения и алгоритм наводки на резкость. Вот по этим двум параметрам Sony и выигрывает.

DT. Что такое стабилизация изображения?

ОБ. Когда вы снимаете, камера трясется, поэтому снимаемое изображение тоже трясется. Есть специальный алгоритм работы внутри камеры, который дрожание камеры стабилизирует. Этого добиваются двумя способами - есть оптический стабилизатор и электронный стабилизатор. Оптический работает на уровне линз в объективе. Линзы находятся на гироподвесках, и, когда камера трясется, линза внутри остается на месте за счет гиростабилизаторов. Таким образом, получаемое изображение становится более стабильным, чем, если бы линзы были жестко прикреплены к корпусу камеры.

Электронный метод - это чисто математический процесс, когда стабилизация происходит на уровне обработки изображения на матрице. Поясню это простым примером. Камера стоит неподвижно и снимает проходящего слева направо человека. Если включен электронный стабилизатор, то камера решает, что человек должен стоять на месте, и она насильственным путем возвращает его изображение назад, пока не срабатывает некий предел. После этого изображение перескакивает в новую точку, и вся история повторяется с начала. Получается, что человек не идет, а перемещается короткими перебежками, как при артобстреле. Для того, что бы этого избежать, приходится выключать этот электронный стабилизатор. А под водой всегда либо камера двигается, либо что-то другое двигается, и эти рывки очень заметны. У значительной части камер Sony - оптический стабилизатор, и этого не происходит. Второе преимущество Sony - более энергоемкие аккумуляторы, чем у Panasonic. И сами камеры Sony потребляет при этом меньше энергии. Я с этим столкнулся на практике. Холодное время года. На поверхности -30°C. У меня в руках камеры Panasonic и Sony. Камера в боксе Panasonic ровно через две минуты отключается, так как аккумуляторы замерзли. Sony покрывается коркой льда, но продолжает работать.

DT. Просто какой-то Калашников среди видеокамер.

ОБ. Да, они чем-то похожи. Например, большинство камер Sony держат некий уровень затопляемости. На моей памяти есть камера Sony, которая была на две трети залита соленой морской водой и после процедур (обязательное опреснение дистиллированной водой, сушки и др.) - она уже год работает. Реальный факт.

В следующих номерах журнала мы поговорим с Олегом Божком о том, где лучше покупать видеокамеры и боксы к ним, о профессиональной аппаратуре и «умельцах-самоделкиных», о боксах с механическим управлением и электронным, о съемках на больших глубинах и т. д. Читайте DiveTek!


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования