Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


JUST MACRO - 2

Григорий КЕВОРКОВ

(Начало см. DiveTek. 2004. № 3)

В своей первой статье «Just макро» в предыдущем номере я постарался ответить на большинство вопросов, которые возникают у фотографов, начинающих заниматься макросъемкой, по поводу выбора аппаратуры. Это была попытка описать и систематизировать имеющиеся на сегодняшний день в продаже приспособления для макросъемки, рассказать об их возможностях и способах применения, а также раскрыть их достоинства и недостатки. Насколько удачно это получилось - судить читателям.

Данная статья посвящена тому, как пользоваться этими приспособлениями. Как и в предыдущем материале, я намеренно не касаюсь творческих моментов макросъемки, а рассматриваю только технические вопросы, которые когда-либо задавали мне мои ученики и просто интересующиеся фотографией люди.

Все технические проблемы макрофотосъемки можно уверенно свести к двум: резкость и освещение. Начнем с резкости. Наводка на резкость осуществляется различными способами в зависимости от конструкции фотоаппарата. Шкальными амфибийными пленочными аппаратами с насадочной линзой (S&S: ММ-2, ММ-3, МХ-10; Bonika и др.) или удлинительным кольцом (Nikonos) резкость не наводят, а ориентируются по плоскости «усов». Компактный цифровой, зеркальный пленочный или зеркальный цифровой фотоаппараты, как правило, имеют автофокус и возможность контролировать наведение по визиру или дисплею. Кстати, компактные цифровые камеры вследствие малого размера матрицы и соответственно ощутимо меньшего масштаба изображения дают глубину резкости намного выше, чем все остальные системы, что делает их использование при макросъемке весьма привлекательным.

Фотосъемка с малых расстояний затруднена не только тем, что при таких небольших расстояниях и крупных масштабах (от 1:5 до 5:1 и более) трудно навести на резкость, но и тем, что глубина резкости в этих случаях чрезвычайно мала. Из-за этого в некоторых случаях получить весь объект резким - задача почти невыполнимая. Вообще глубина резкости зависит только от диафрагмы и масштаба изображения. Распространенный среди фотолюбителей миф о том, что глубина резкости зависит от фокусного расстояния объектива, не имеет под собой никакой реальной почвы. Итак: глубина резкости недостаточна. Что делать?

Есть два подхода. Первый - постараться «уложить» объект в имеющуюся глубину, второй - увеличить саму глубину.

Самый лучший способ добиться того, чтобы объект в кадре «уложился» в имеющуюся глубину резкости, такой: изменить точку съемки так, чтобы объект находился под возможно меньшим углом к плоскости пленки (или матрицы). На схеме (рис. 1)изображено, как это выглядит, но схема плоская, а в реальном мире координаты можно менять в двух плоскостях, получая одинаковые результаты с точки зрения глубины резкости, но это будут различные изображения. Чтобы увеличить глубину резкости, макросъемка обычно ведется на самых малых отверстиях диафрагмы (11, 16, 22, 32), но даже это не всегда помогает.

Другой способ: уменьшить масштаб, то есть отодвинуть камеру чуть дальше от объекта. Соответственно увеличится глубина резкости, но изображение объекта станет мельче, что, впрочем, несложно компенсировать увеличением при печати, зато резкость при этом будет там, где вам нужно (рис. 2). Когда у вас нет возможности воспользоваться ни одним из предложенных способов, в связи с недостатком времени, например, следует просто следить, чтобы резкость наводилась на сюжетно важную часть объекта, к примеру, глаза (если есть).

Теперь освещение. От освещения в кадре может зависеть очень многое, если не все. С количеством света при макросъемке обычно проблем не возникает (при наличии вспышек, конечно). Даже при сверхмалых диафрагмах света бывает достаточно, так как расстояние от источника света до объекта невелико. Я же хочу поговорить о качестве освещения, то есть световом рисунке. Обычно все начинают снимать с самой простой схемы света - в лоб. Вспышка закреплена над аппаратом, свет падает на объект спереди и сверху, тень располагается внизу. Это самая распространенная, но далеко не самая интересная картина. Как уже говорилось в предыдущей статье, лучше приобрести две пусть даже маломощных вспышки, чем одну мощную. И чтобы иметь возможность варьировать свет, надо взять достаточно длинные и гибкие крепления вспышек к фотокамере или к боксу, например S&S arm-4. Тогда можно направлять свет на объект с разных сторон. Комбинируя фронтальный свет с боковым, боковой с контровым, фронтальный с контровым, вы можете получать различные виды одного и того же объекта. Для чего это нужно? Для того чтобы выявить наиболее интересные его особенности. Если объект прозрачен или полупрозрачен, то контровой свет поможет это подчеркнуть. Если объект имеет интересную фактуру поверхности, то ему подойдет боковой свет или комбинация бокового с любым другим, которая позволит выявить эту фактуру.

Очень полезно иметь вспышки с пилотным светом, но можно легко обойтись и без него, приделав к вспышкам небольшие фонари. А фонарик на камере и вовсе не роскошь.

В основном подводная макросъемка производится при свете вспышек. Выдержка устанавливается на верхнем пределе синхронизации, а диафрагмы, как уже говорилось, весьма малы, так что естественным светом при расчете экспозиции можно пренебречь.

Экспозицию при макросъемке можно доверить TTL-замеру вспышки (если есть), но лучше ориентироваться по таблице, прилагающейся к вспышке, переключив ее в ручной режим - так вы исключите ошибки, связанные с различными коэффициентами отражения объектов. Со временем расчет экспозиции по таблице перестанет вас пугать и будет делаться вами мгновенно. Те, кто пользуются цифровыми камерами и сразу видят результат, тем более легко привыкнут.

Пользуясь этими несложными советами и приобретая собственный опыт, вы сможете получать все большее удовольствие от общения с подводным миром и от фотосъемки.

Неплохо, при этом; получить хотя бы начальные знания о фотографии, к примеру - пройти курсы (подробнее о прохождении курсов фотографии можно узнать по телефону 105-77-99)

Творческих вам успехов!


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования