Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


Рубрика «Книжное обозрение» в этом номере журнала DiveTek необычна. Мы представляем Вам всего одну новинку. Но это уникальное издание: «Dive England's Greatest Wrecks», автор - Rod Macdonald. Книга с сентиментальным посвящением родителям автора являет собой наиболее полное из известных ныне описаний рэков Великобритании. А бывшая владычица морей оставила их немало, и практически за каждым рэком - история. Впрочем, обо всем этом гораздо лучше написано в самой книге. Мы сделали для Вас перевод введения и небольшую аннотацию, сохранив несколько высокопарный стиль автора. Но лучше, конечно, эту замечательную книгу прочитать.

ВВЕДЕНИЕ

Английский канал (пролив Ла-Манш) - это узкая полоска воды, которая отделяет Великобританию от материковой Европы. В течение многих веков он играл роль барьера и защищал нашу островную нацию от возможных посягательств.

Ла-Манш, самая узкая часть которого - всего 21 миля шириной, видел бесчисленные и бесконечно разнообразные суда, ходившие по нему. Сейчас, благодаря высокой интенсивности судоходства, он справедливо признан самым загруженным морским каналом в мире. Его загрузка настолько высока, что в нем даже пришлось четко выделить проходы (зоны) для судоходства.

При такой интенсивности судоходства не представляется удивительным, что канал буквально кишит останками судов - свидетельствами минувших морских катастроф. Это жертвы столкновений, человеческих ошибок или просто невезенья. Но наибольшее количество рэков - результат войн. В мировых войнах XX века Ла-Манш снова принял на себя роль естественного барьера, однако, уже не столь непреодолимого, сколь в прошлом. И Британия всеми возможными способами укрепляла канал.

Во время Первой мировой войны в важных с военной точки зрения зонах были расставлены огромные барьеры из стальных сетей для защиты флота союзников от угрозы со стороны подводных лодок U-серий. Бельгийское береговое заграждение простиралось от Dunkirk до Scheldt на расстоянии порядка 35 миль. Сети Dover были расположены между Goodwins и Snou Bank. Еще один набор сетей блокировал узкий участок между Folkenstone и Cap Griz Nez на северном побережье Франции.

Несмотря на огромные масштабы этой защиты, U-лодкам часто удавалось проникать в воды южной части Ла-Манша. U-лодки отправили на дно канала множество судов союзников. Но часто охотящаяся подводная лодка сама оказывалась обнаруженной и превращалась в добычу. Средний ожидаемый срок жизни подводника, служащего на U-лодке, составлял всего лишь 6 походов.

Количество значков на адмиралтейских картах, отмечающих затонувшие в Ла-Манше суда, настолько велико, что очень трудно представить себе масштаб потерь судов в этом регионе. West Bay, где в 1932 году была потеряна уникальная подводная лодка M2, вышедшая из Portland, был долгое время известен как Залив Тысячи Погибших Кораблей. А ведь это было еще до начала Второй мировой войны.

Во время войны суда, шедшие через Атлантику, были более всего уязвимы в конце своего похода - когда входили в воды Ла-Манша. Когда суда союзников выходили из-под защиты своих портов, они также становились мишенью для U-лодок или воздушных атак. Поэтому совершенно неудивительно, что огромное количество затонувших объектов, описываемых в этой книге, распределено по всей длине канала - это и есть свидетельства военных действий.

Во время Второй мировой войны для того, чтобы обеспечить судам, движущимся между Лондоном и Scapa Flow, защиту от действий врага, был выделен и размечен проход вдоль всего восточного побережья Англии, находящийся на расстоянии около 8 миль от берега. Этот проход регулярно тралился с целью устранения мин. Он начинался у Duncansby Head, самой северной точки Шотландии, заканчивался у самого устья Темзы, имел ширину от полмили до мили.

Северное минное заграждение было первоначально развернуто от устья Темзы на севере до Fraserburgh на северо-востоке Шотландии, а затем было продлено до Orkney. Еще некоторое время спустя оно было развернуто еще дальше, в Северное море, т.е. дальше, чем располагалась крайняя точка судоходного прохода. Предназначение этого заграждения состояло в том, чтобы защитить плавающие вблизи берега суда от кораблей противника. Дно Северного моря буквально устлано останками этих судов.

ОПИСАНИЕ КНИГИ (ОТ ЛИЦА АВТОРА)

Главу 1 с полным правом открывает почтовый лайнер P&O Salsette водоизмещением 5842 т, рассматриваемый многими дайверами как крупнейший объект в английских водах. Он в основном не пострадал и лежит на левом борту на глубине 44 msw в нескольких милях от гавани Portland. Видимость зачастую составляет 10-20 м. Это восхитительная возможность заглянуть в эру пароходов с прямым форштевнем. Чтобы продемонстрировать контраст с Salsette, для Главы 2 я, напротив, выбрал останки колоссального линкора - предредноута HMS Hood 1891 года постройки, который был затоплен поперек входа в гавань Portland в 1914 году в качестве блокшива. Развертывание производства дредноутов серии HMS в 1906 году в одночасье сделало линкоры-предредноуты устаревшими. Время предредноутов прошло, и Hood был одним из первых, переведенных на несение резервных служб в 1905 году. Однако, Hood - это возможность взглянуть на представителя прошлого, навечно обреченного охранять подходы к гавани Portland.

Для Главы 3 я выбрал еще один в высшей степени выдающийся затонувший объект в районе Portland - британскую подводную лодку M2. Это была уникальная экспериментальная подводная лодка, построенная незадолго до окончания Первой мировой войны. Первоначально она была оснащена одной 12-дюймовой линкорной пушкой, смонтированной на турели (орудийной башне), размещенной над рубкой. Однако в послевоенные годы пушка была демонтирована, и на ее месте - в чудовищном порыве новаторского мышления - был сооружен водонепроницаемый ангар, достаточно большой, чтобы вместить самый маленький гидросамолет в мире. Это нововведение расширило дальность действия лодки, но оно же стало и причиной ее трагической гибели вместе со всем экипажем в 1932 году. При всплытии на поверхность после отработки упражнения двери ангара были открыты слишком рано, вода проникла внутрь основного корпуса лодки и отправила ее на дно.

В Главе 7 описан представитель одного из наиболее важных типов судов Второй мировой войны - судов класса American Liberty - James Eagan Layne. Это судно лежит в Whitesand Bay, Cornwall. Большой флот судов класса Liberty, построенный для массированной переправки военных грузов явился ключевым фактором победы в Европе. Без этого Д-день (день высадки союзных войск на Атлантическое побережье Европы 6 июня 1944 г.) мог и не наступить. Важность этих судов часто не признается, однако ее не следует недооценивать.

Для Главы 8 я выбрал почтово-пассажирское судно длиной 520 футов и водоизмещением 9500 английских тонн P&O Moldavia. Красивое и сильное судно, построенное в 1903 году, осуществляло регулярные рейсы в Австралию. Однако, в мрачные дни Первой мировой войны Британское адмиралтейство переделало его в вооруженное торговое судно, а затем и в транспортник для перевозки людей. Несмотря на высокие скоростные характеристики судна, подводная лодка UB-57 догнала его и отправила на дно неподалеку от Суссекса. Ее многочисленные останки лежат в 26 милях от берега на глубине 50 метров в области, известной своей великолепной видимостью - как правило, более 20 метров. Это судно представляет собой фантастический объект для погружений, однако оно имеет большие размеры и залегает на большой глубине далеко от берега, так что погружение на это судно - не для трусливых. Оно кишит рыбой и другой морской живностью, его иллюминаторы по-прежнему располагаются на своих местах, и за этими иллюминаторами по-прежнему скрываются артефакты, о которых столь страстно мечтают дайверы после каждого своего погружения на это судно.

Лайнер Alaunia I компании Cunard длиной 520 футов и водоизмещением 13405 т - предмет описания Главы 9. Построенное в 1913 году, оно недолго жило гражданской жизнью, выполняя регулярные рейсы через Атлантику до Канады и Америки. Вскоре ему пришлось участвовать в военных действиях, перевозя через Атлантику войска и военное снаряжение в Британию. После переброски на рейсы до Бомбея в 1915 году и злополучной кампании Gallipoli в 1916 году судно было отозвано назад в холодные воды Атлантики. Оно использовалось для увеличения количества перевозимых войск из Канады и Америки. 19 сентября 1916 года оно наткнулось на мину в двух милях от Royal Sovereign Lightship, Суссекс, и затонуло.

Каждый затонувший объект уникален. И каждый предоставляет будоражащую воображение возможность взглянуть на разнообразные суда прошлого, нашедшие свое последнее пристанище в водах Ла-Манша. Я преднамеренно выбрал те объекты, на которые могут быть совершены безопасные погружения с использованием воздушной смеси, и которые находятся в пределах практической досягаемости с берега, а потому могут являться предметами практического интереса дайверов. Я не включил в книгу труднодостижимые объекты, лежащие очень далеко от берега или в очень удаленных местах. Эта книга задумана мной как путеводитель по наиболее популярным затонувшим объектам английских вод.

При написании книги я придерживался следующего формата. Первую половину главы я посвящал историческим аспектам - информации о постройке судна и его истории, которую мне удалось найти. Вторая половина описывает состояние объекта на сегодняшний день и предоставляет важную для дайвера информацию о глубине и течениях. Приведенные виды судна в разрезе с отметками максимальных и минимальных глубин весьма ценны для дайверов при планировании погружений, определении максимального времени нахождения на дне и емкости воздушного запаса, а также при расчете декомпрессионных профилей. И, наконец, рисунки, выполненные со всем профессионализмом Робом Уардом из Illusion Illustration Limited, позволяют получить незабываемое впечатление от созерцания судна, лежащего на морском дне.

Надеюсь, что эта книга выполнит свою цель - станет интересным и познавательным пособием о дайвинге к затонувшим объектам, лежащим в английских водах, а также окажет неоценимую помощь при планировании погружений и поездок.

Выражаем благодарность компании «ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ» за предоставленные материалы.


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования