Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


JUST MACRO

Григорий КЕВОРКОВ

ОБ АВТОРЕ:Фотохудожник. Член Союза фотохудожников России, Союза журналистов России. Более 20 лет преподает фотографию. Несколько последних лет занимается дайвингом и подводной фотографией. Сотрудничал почти со всеми подводными журналами. Член художественного совета фестиваля «Золотой дельфин - 2004». Ведущий преподаватель Школы подводной фотографии Подводного клуба МГУ

Чтобы рассказать о макросъемке все, не хватит одной статьи. Для этого желательно прочитать учебник или пройти курс обучения. Поэтому в первом материале на эту тему я отвечу только на вопрос: «Чем снимать»? Ответ на вопрос: «Как снимать»? вы получите в следующем номере журнала DiveTek.

Для меня макро - это целый мир, совсем не похожий на тот, который мы видим в обычной жизни. Это планета маленьких красавцев и миниатюрных чудовищ. Тем, кто однажды вошел в этот мир, уже никогда не забыть первых впечатлений - своих и тех, кому показывал макроснимки. Почти все, что мы видим вокруг, может стать объектом для макросъемки. Только, сфотографированное необычно крупно, оно будет выглядеть совершенно иначе. Иногда и совершенно неузнаваемо. Именно необычность макрофотографии и составляет значительную часть ее привлекательности и популярности, а зачастую является и единственным достоинством снимка, так как других не имеется. Многие ошибки и огрехи, недостатки композиции, технический брак и другое зритель не замечает или прощает макроснимку (и фотографу, разумеется) за эту самую необычность. Что является одним из главных факторов популярности этого жанра фотографии, особенно среди начинающих фотографов?

Кажется: ну что тут сложного? Приобрести несколько приспособлений, выбрать объект посмешнее (таракана, например), снять покрупнее и готов шедевр. Все в отпаде! Обо всем остальном стараются не думать.

Что же, давайте и мы начнем с приспособлений. Технически макро-фотосъемка в масштабах от 1:10 до 20:1 (а иногда и более), сделанная при помощи фотографического объектива. Такие же изображения могут быть получены при помощи микроскопа, но будут относиться к микрофотографии.

Получить такое крупномасштабное изображение можно, если сильно приблизиться к объекту. Но большинство фотоаппаратов рассчитано на наведение резкости не ближе чем на 1 м, реже 0,6-0,5 м. Как же в таком случае получить резкое изображение с очень малого расстояния?

Существует несколько способов: использовать специальный макрообъектив, надеть насадочные (обычно положительные) линзы, применить удлинительные кольца, удлинительный мех или макроконвертер. Все способы имеют достоинства и недостатки.

МАКРООБЪЕКТИВ. Объектив со специальной, перевернутой оптической схемой и удлиненным

ходом оправы, для фокусировки на очень близкие расстояния.

Достоинства: самый качественный из способов макросъемки.

Дальше одни недостатки: высокая цена; существенно больший, чем у аналогичных (не макрообъективов), вес и размер; выпускаются и применяются только для зеркальных фотоаппаратов. В подводной фотографии используются в боксах.

НАСАДОЧНЫЕ ЛИНЗЫ. Преимущественно положительные линзы, диоптрийностью в среднем от +0,4 до +8, размещаются в основном на внешней оправе перед объективом.

Достоинства: относительно дешевы, компактны, могут использоваться с любыми системами фотоаппаратов: зеркальными, шкальными, дальномерными, фрифокусными; легко надеваются и снимаются, в том числе и под водой.

Недостатки: качество изображения несколько хуже за счет увеличения аберраций. Широко применяются в подводной фотографии, выпускаются большинством производителей почти ко всем амфибийным фотокамерам.

УДЛИНИТЕЛЬНЫЕ КОЛЬЦА. Представляют собой полые кольца, которые имеют на торцах крепления, аналогичные установленным на фотокамерах и объективах. Они устанавливаются между объективом и камерой для увеличения заднего отрезка, что позволяет фокусировать изображение очень близкого объекта.

Достоинства: недороги, компактны, просты в употреблении и максимально надежны (не бьются так как нет линз, не царапаются).

Недостатки: подходят только к фотокамерам со съемными объективами, не могут устанавливаться под водой, на аппаратах без TTL-замера требуют пересчета экспозиции.

Под водой используются с аппаратами Nikonos и зеркальными в боксах.

УДЛИНИТЕЛЬНЫЙ МЕХ. Представляет собой два тонких удлинительных кольца, укрепленных на раздвижной раме и соединенных гофрированным мехом круглого, квадратного или шестиугольного сечения.

Достоинства: позволяет плавно менять масштаб увеличения.

Недостатки: высокая цена, очень большой размер, вес.

Использование под водой практически невозможно.

МАКРОКОНВЕРТЕРЫ. конструктивно представляют собой удлинительные кольца со встроенной линзовой системой. Органично сочетают в себе некоторые достоинства и все недостатки, как макрообъективов, так и удлинительных колец. В связи с этим под водой используются очень редко. Вот в общих чертах арсенал макроприспособлений, но для нормальной макросъемки под водой необходим хороший импульсный свет. Многие производители подводной фототехники выпускают прекрасные образцы таких приборов. Для макросъемки не требуется мощных вспышек, так как расстояния малы. Отлично подойдут YS-25, YS-30 SEA&SEA, IKELIGHT-50.

Хорошо иметь две вспышки. Это дает возможность делать разные варианты освещения объекта.

Таким образом, суммируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

1 - имея практически любые финансовые возможности (от скромных до неограниченных), можно заниматься подводной макросъемкой.

2 - нужно внимательно и подробно изучить ассортимент оборудования, чтобы сделать выбор, отвечающий вашим запросам и возможностям, и не тратить лишних денег и времени.

Итак: варианты комплектов для макросъемки.

Компактная амфибийная пленочная камера (SEA&SEA Motormarine MX-2, МХ-3, MX-5, MX-10; Epoka и другие аналогичные). Компактная цифровая камера (CANON, SONY, NIKON, OLYMPUS и др.) в боксе производителя или SEA&SEA, IKELIGHT и др., плюс насадочная линза (или несколько разных) производства того же SEA&SEA или других фирм и одна или две вспышки небольшой мощности на удобных кронштейнах - и комплект готов.

Другой вариант: Nikonos - (2, 3, 4, 5) + оригинальная макролинза с прицельной рамкой или удлинительные кольца (SEAsSEA) и опять-таки одна-две вспышки.

Самый дорогой вариант: зеркальная пленочная или цифровая камера (CANON, MINOLTA, NIKON, PENTAX) в боксе (SEA&SEA, NIMAR, IKELIGHT, AQUATIKA, SUBAL и др.) с макрообъективом и двумя вспышками(SUBTRONIK, SEA&SEA, и др.), хотя лучше взять третью вспышку и дать ее ассистенту, чтобы он ставил контровой свет.

Если вы выбрали пленочный фотоаппарат, то остается выбрать саму пленку. Для макросъемки вообще выбор материала не так уж сложен, а для подводной тем более. В подавляющем большинстве случаев макросъемка под водой делается с подсветкой из-за недостаточного естественного света, расстояния от источника света до объекта малы, как уже говорилось выше, поэтому лучше использовать низкочувствительные пленки (ISO50-100). Марка производителя, конечно, дело вкуса, но могу порекомендовать попробовать мою любимую Fujicolor suhtria REALA. Это замечательная пленка (ISO100) с прекрасной естественной цветопередачей и очень низкой гранулярностью.

У компактных цифровых камер есть одна главная неприятная конструктивная особенность: время от нажатия спуска до срабатывания затвора слишком велико. Это делает затруднительным съемку движущихся объектов, а макросъемку их особенно. Зато, в отличие от компактных пленочных камер, можно наблюдать объект в момент перед нажатием в натуральном масштабе съемки. При макросъемке незеркальными пленочными камерами (амфибийными шкальными, компактными фрифокусными и автофокусными в боксах) с использованием насадочных линз и удлинительных колец невозможно прямое визирование, и кадрирование производится при помощи так называемых «усов».

Подводный мир предоставляет фотографу огромный выбор макрообъектов. Кораллы, мелкие рыбы, многощетинковые другие черви, ракообразные и моллюски - все выглядит красочно и привлекательно.

При подводной макросъемке, как неоднократно подчеркивалось выше, фотограф входит в очень близкий контакт с живой природой и нужно быть предельно внимательным, дабы не оказаться последним, кто видел это красивое морское животное или растение.

Чтобы передать всю эту красоту на фотобумаге, нужно не только соответственно экипироваться. Неплохо, при этом, получить хотя бы начальные знания о фотографии, к примеру пройти курсы (подробнее о прохождении курсов фотографии можно узнать по телефону 105-7799).

Продолжение в следующем номере


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования