Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ДЖУНИО ВАЛЕРИО БОРГЕЗЕ

ПОМНИ-ТЫ ВСЕГДА ДОЛЖЕН БЫТЬ ДЕРЗОК

Леонид ВЕТРОВ

Истощенный болезнью, утомленный до предела человек с желтым отекшим лицом и огромными мешками под глазами лежал на роскошной кровати с балдахином. Он умирал. Рядом с ним, в комфортабельном бунгало на Коста-дель-Соль оставалась только его верная жена Дарья. Она была с ним всегда.

Теплая и солнечная погода, великолепная обстановка, пальмы - но дни похожи один на другой, никаких неожиданностей, тревог, волнений. Как не похоже это на всю его жизнь. И как этой жизни ему сейчас недоставало! Ведь умирал он всего в нескольких сотнях метров от того места, где прошли самые славные моменты в его жизни.

Сердце остановилось в два часа ночи. Телетайпы всего мира отстучали новость: «Джунио Валерио Боргезе по прозвищу Черный принц скончался в ночь на 26 августа сего года в Кадисе».

Даже в Италии, где многие аристократические фамилии ведут свою родословную от патрициев Древнего Рима, род Боргезе всегда считался более чем знатным. Представители этой семьи вписали много страниц в историю Италии и мира. Страниц и славных, и cомнительных. Наиболее известны были папа римский Павел V, урожденный Камилло Боргезе, оставивший свое имя на базилике собора Святого Петра и жена другого Камилло Боргезе, известная всему миру как госпожа Полина Бонапарт.

Прямой потомок этих исторических личностей -принц Джунио Валерио Боргезе родился 16 июня 1906 года в Риме. Его отец - Ливио Боргезе - был дипломатом, дядя - Сипион Боргезе - приобрел всемирную славу своими путешествиями в Китай. Род Боргезе родом из Сьенна, но давно обосновался в столице. Его семья делила свою жизнь между королевским двором в Риме и дворцом в Артене. Естественно, юный принц вел легкое и беззаботное существование, проводя время за теннисом, плаванием, занятиями дзюдо и верховой ездой. Природа и родители одарили его исключительными физическими данными, и он был великолепен во всех этих видах спорта.

В пятнадцать лет Валерио окончил школу. У отпрыска столь знатного рода выбор был небогат. Все Боргезе служили либо церкви, либо в армии. И никак иначе. Спортивный, влюбленный в жизнь и решивший взять от нее все возможное, Валерио долго не думал. Он поступает в Королевскую морскую академию в Ливорно. В то время служить во флоте было очень престижно. Однако к занятиям юноша относится безо всякого энтузиазма, если не сказать с отвращением. В результате, в конце первого года обучения он проваливает все экзамены, и его не переводят на следующий курс. Все было настолько плохо, что даже фамилия Боргезе не помогла. Это настолько потрясло Валерио, не представлявшего себя проигравшим, что из беззаботного, думающего только о развлечениях и спортивных занятиях шалопая, он превратился в лучшего курсанта на своем курсе. За несколько месяцев с ним происходит разительная перемена. Спокойный, даже добродушный, он вдруг становится властным и резким. Спавший в нем доселе характер прирожденного вожака просыпается. Отныне он становится лидером, заставляет себя слушать и ведет за собой.

Его первым полем боя становится родная морская академия. Валерио Боргезе берет под свою защиту более слабых и скромных товарищей, жертв постоянных придирок, насмешек, а проще говоря, издевательств курсантов старших курсов. У нас это называется «дедовщина». Воспитанный аристократом, он не смог больше терпеть такой несправедливости. Боргезе собирает вокруг себя группу сильных ребят для отпора правонарушителям. Все они задиры и драчуны, как и он, и с легкостью раздают пинки направо и налево. В это время к нему приклеивается присказка, которая будет сопровождать его всю жизнь - «Пинок под зад приносит удачу». Перед началом каждой операции, как бы совершая ритуал, его люди будут просить: «Командир, не забудь про свой пинок».

Он продолжает активно заниматься спортом. В составе команды морской академии он участвует в знаменитых регатах Корсо. Для Италии это важнейшее соревнование, как в Англии - регата Оксфорд - Кембридж. В равной степени блистательно фехтует, играет в футбол и занимается дзюдо.

В июне 1928 года Боргезе успешно заканчивает академию. Ему двадцать два года, и перед нами уже настоящий моряк. Высокий, прекрасно сложенный, с легкой походкой и фигурой, затянутой в белый мундир флотского офицера, с бронзовым от загара лицом и черными гладкими волосами - он не может не нравиться женщинам. Его непринужденность и легкость в общении, острый ум и знание четырех иностранных языков высоко ценятся в салонах высшего общества. Как пишет его товарищ по академии Элио Тоски в своих воспоминаниях: «Все богатые семейства провинции мечтали выдать за него своих дочерей». Почти каждый вечер его ждет приглашение то на ужин, то на бал. Правда, балам и званым ужинам в лучших домах Ливорно Боргезе обычно предпочитал веселые попойки с товарищами по службе.

В общем, он полностью соответствовал определению, которое дал морскому офицеру создатель Военно-морского флота США Джон Пол Джонс. «Морской офицер должен быть не только отличным моряком, но и высокообразованным джентльменом, прекрасно воспитанным и обладающим в крайней степени чувством чести. Он должен знать несколько языков и владеть искусством дипломата. Он должен сочетать в себе терпение, твердость и мужество».

Еще весной 1927 года, на одном из балов в Палас отеле в Ливорно Боргезе встретил свою любовь. Молодая графиня Дарья Алсуфьева была дочерью русского эмигранта, покинувшего родину в 1917 году после большевистского переворота. Второй родиной для Дарьи стала Флоренция. По воспоминаниям современников, красивая, прекрасно воспитанная и умная, она к тому же была артистична и необычайно энергична. Валерио Боргезе был совершенно покорен ею. На следующий год он просит ее руки.

По традициям того времени период обручения длился довольно долго. Только после трех томительных лет ожидания, в 1931 году он может дать волю своим чувствам и жениться на Дарье. Но тут новое препятствие. Жесткие правила, царившие тогда на флоте, предписывали офицерам получать личное разрешение короля на брак. Проходят месяцы. Приближается день свадебной церемонии. Приглашения давно разосланы, спланировано свадебное путешествие, а разрешения еще нет. Надо все отменять, в противном случае последуют санкции. Друзья единодушно советуют перенести свадьбу. «Здесь не может быть вопросов, - отвечает Боргезе, - я решил жениться и женюсь, с разрешением короля или без него, чем бы это мне не грозило. Я не хочу пропустить самое важное событие в моей жизни». Свадьба состоялась без разрешения короля.

Едва она закончилась, молодые ударились в бега. Получен приказ об аресте Боргезе. Но: все отказывались его выполнять. Наконец, за несколько дней до предполагаемого возвращения беглецов, королевское разрешение получено. Боргезе получил лишь несколько дней ареста. В Дарье Валерио находит достойную пару. Упорная и решительная, как и он, она будет поддерживать его своим пониманием и любовью в любых ситуациях. Только у нее он будет находить утешение и моральную поддержку. Совсем на немного она переживет любимого.

2 октября 1922 Муссолини со своими сторонниками, построенными в многотысячные колонны, осуществил поход на Рим. Парламент Италии большинством голосов передал ему власть. Первые несколько лет Муссолини не осмеливался открыто действовать только насилием, но в 1926 он, наконец, уничтожил остатки оппозиции в стране. Им были изданы чрезвычайные законы, по которым все политические партии, кроме фашистской, запрещались и распускались. Власть Муссолини стала абсолютной. Но в истории редко встречаются события, к которым можно относиться однозначно. Тем более, оценивать их исходя из наших сегодняшних представлений, вырванными из исторического контекста.

Благодаря Муссолини, надо это признать, Италия занимает достойное место в ряду европейских государств. «Мы были, должны быть и будем великой военной нацией. Мы не испытываем страха перед словами и потому прямо говорим: мы милитаристы, и более того, мы все солдаты», - говорил перед офицерами дуче. Эти слова ласкают сердце военного, и Боргезе не остается безучастным. Как и многие в Италии, особенно люди его социального круга, Боргезе видит в Муссолини спасителя отечества, способного вернуть Италии славу Древнего Рима.

В 1929 году, окончив курсы глубоководных погружений в скафандрах, Валерио Боргезе выбирает судьбу подводника, куда идут самые смелые и физически подготовленные молодые офицеры. Поднявшись на борт подводной лодки в должности второго помощника, в 1930 году он получает звание лейтенанта, а уже на следующий год становится преподавателем в училище подводного плавания в Поле на Адриатическом море.

Независимый и фрондерский характер Боргезе ставит его в первые ряды новой генерации офицеров, которые хотели дать Италии молодой и динамичный флот, достойный современной державы. Он считает, что после десяти лет правления фашистского режима пришла пора перейти от периода становления власти к реформам, особенно в армии. Тем более, что в преддверии войны тройное превосходство английского флота над итальянским по общему тоннажу линейных кораблей ставило Италию в невыгодное положение. В разговорах с офицерами военно-морской базы в Специи Боргезе замечает: «Предстоящая кампания кажется мне рискованным предприятием, а борьба неравной. Наши корабли не готовы к войне. После последней войны наши штабы не изобрели ни одной новой оригинальной идеи. Можно подумать, что они решили проигрывать любую войну, которую начинает Италия».

Внимательно слушает такие разговоры инженер Тез ео Тезеи, маленький брюнет с тонкой полоской усов над верхней губой, и его друг, благодушного вида гигант Элио Тоски.

- Послушай Элио. Благодаря словам Боргезе мне пришла в голову идея. Ты помнишь случай с линкором «Вирибус-Унитис», который потопили Росетти и Паолюччи?

- Очень хорошо помню, - отвечает Тоски.

В августе 1918 года броненосцы австрийского Королевского флота «Вирибус-Унитис» и «Принц Евгений» базировались в порту Полы. Это обстоятельство беспокоило морское командование Италии. Инженер-кораблестроитель майор Рафаэль Росетти и корабельный врач 2-го класса Рафаэль Паолюччи разработали и успешно осуществили операцию, которая обессмертила их имена. На рейде Полы с борта катера была спущена необычного вида торпеда. Аппарат, сделанный из немецкой неразорвавшейся торпеды, приводился в движение сжатым до 275 атм. воздухом. Он имел отделяемую боевую часть с приспособлением для крепления к днищу судна и состоял из двух зарядов по 180 кг тринитротолуола с часовым взрывателем.

Снаряд длиной восемь с половиной метров и весом полторы тонны развивал скорость в два узла. Он мог иметь положительную или отрицательную плавучесть (т.е. мог плыть в надводном положении или погружаться). Это была, конечно, торпеда, но торпеда, управляемая человеком, - живая торпеда, морской кентавр.

Управляя этим аппаратом, Паолюччи и Росетти смогли преодолеть различные заграждения вокруг порта, подойти незамеченными к корпусу линкора «Вирибус-Унитис» и прикрепить к нему заряд. Утром 1 ноября 1918 года в 6 часов 44 минуты «Вирибус-Унитис» содрогнулся от взрыва, от киля до клотика.

Уединившись в казарме подводного состава базы Специи, друзья Боргезе Тезеи и Тоски день и ночь обсуждают и обдумывают технические и навигационные детали проекта. Наконец, идея обретает реальную форму. Закончив расчеты и подготовив чертежи, офицеры все свои материалы отправляют морскому министру. Позднее Тоски признается, что он почти не надеялся увидеть свой проект воплощенным в жизнь: «Никто в то время не мог даже вообразить, что можно так легко получить официальное разрешение».

Но свершилось чудо. Через две недели в Специю приходит положительный ответ от начальника главного штаба флота. Два экспериментальных образца должны быть немедленно построены.

«Первые испытания прошли успешно, - пишет в дневнике Тоски, - они проходили в январе, в холодной воде: Мы ужасно мерзли, но какую радость мы испытали, когда снаряды, легко маневрируя, несли нас в морской глубине».

В начале 1936 года штаб флота поручает Тезеи и Тоски провести набор офицеров и матросов и начать тренировки по управлению этими «торпедами». Так было положено начало тому, что через несколько лет станет знаменитой «Децима МАС».

Тренировочной базой для пилотов было выбрано устье Серкио, располагавшееся между Пизой и Специей. Лагерь находился в окружении живописного соснового бора. На базе был введен жесточайший пропускной режим. Идеальное место для проведения секретных работ. Тренировки были напряженными и изматывающими. Сложность состояла в том, что пловцы использовали дыхательные аппараты замкнутого цикла, работающие на чистом кислороде, а глубины погружений достигали 30 метров и более. На первых тренировках было много травм. Кроме не очень серьезных неприятностей со слухом, через некоторое время у всех пловцов врачи обнаружили обширные каверны в легких. Причину искали в наличии химических компонентов для поглощения углекислого газа. Но виновником оказался чистый кислород. Тогда еще мало что знали о технологиях подводного плавания. Люди часто страдали от острой боли в суставах, иногда испытывали частичный паралич. Некоторые временно слепли.

Техника тоже доставляла немало проблем. Однажды снаряд Тезео Тезеи в результате поломки начал тонуть. Пилот еле спасся.

- Свинский механизм. Как это он меня выпустил, - ругался Тезео.

- Не расстраивайся так, - сказал ему один из присутствующих, - я сейчас исправлю твою «маиалу» (по-итальянски «свиноматка»).

Все вокруг засмеялись, а название закрепилось и стало знаменитым. Официально управляемые торпеды обозначались как S.L.C. (Siluro a lente corsa).

Похожая идея штурмового снаряда, но с использованием других средств, разрабатывалась генералом авиации Амедеи Д`Аосте. Он решил использовать в качестве снаряда быстроходный катер, несущий в носовой части мощный заряд взрывчатки. Морскому командованию идея понравилась. Быстро были построены два экземпляра. Очень легкий пятиметровый корпус представлял собой деревянный каркас, обтянутый непромокаемой тканью. 300 кг тринитротолуола находилось в носовой части. «Барчино» (во множественном числе - «баркини»), как назвали этот катер, развивал скорость до 30 узлов и мог пройти около 60 миль. В момент атаки носовая часть отделялась, быстро погружалась и на нужной глубине гидростатический взрыватель подрывал снаряд. Пилот катера покидал его, убедившись, что катер направлен точно и обязательно столкнется с целью. Так родился еще один боевой снаряд.

Однако после окончания войны с Эфиопией и вслед за провозглашением империи угроза со стороны британского флота в Средиземном море стала казаться менее значительной, а вероятность конфликта уменьшилась. Главный штаб итальянского флота решает отправить на склад «маиали» и «баркини». Моряки прекращают свои тренировки и возвращаются в свои части. Это была большая ошибка, и ее плоды Италия начнет пожинать уже в первые месяцы Второй мировой войны.

Благодаря своему другу Элио Тоски, Валерио Боргезе с интересом следит за работой своих товарищей. Офицеры негодуют: «Как эти штабные старикашки не могут увидеть огромных тактических возможностей нового оружия».

Их окружение соглашается с ними и выражает недовольство некомпетентными и недальновидными действиями штабных чиновников. Молодые офицеры мечтали, что с приходом к власти фашистов Италия станет современной, молодой и динамичной. А они видят перед собой все тех же старых адмиралов, готовящихся к ведению современной войны допотопными методами прошлого века.

В июле 1936 года разразилась война в Испании. Муссолини, после некоторого колебания, принимает решение оказать помощь националистам генерала Франко в их борьбе против Народного фронта. В феврале 1937 года Валерио Боргезе вступает в командование подводной лодкой «Ирида» и получает приказ на сопровождение транспортных судов. В течение полутора лет он приобретает навык плавания в Средиземном море. Становится гораздо хладнокровнее и выдержаннее. Эти качества и умения очень пригодятся ему в будущем. Европа неумолимо движется к войне. 24 октября 1937 года создается ось Берлин - Рим. Штаб итальянского флота готовится к будущим боевым действиям.

28 сентября 1938 года появляется приказ о создании первой флотилии MAS (аббревиатура MAS произошла от латинского девиза, выбранного поэтом Д`Анунцио для соединения торпедных катеров: «Memento audire semper - помни - ты всегда должен быть дерзок»). Командиром назначается корвет-капитан Тепати, его заместителем - инженер-капитан Те з еи. Приказ штаба флота гласит: «Командиру 1-й флотилии МАS поручается сформировать ядро личного состава для использования специальных видов вооружения и осуществления всех видов экспериментальных и исследовательских работ по доводке этого оружия под надзором адмирала Гоирана». И в течение нескольких следующих месяцев «маиале» прошли существенную модернизацию, а матерчатый корпус «баркини» был заменен на полностью деревянный.

В это время Валерио Боргезе, после окончания операций в Испании, находился в Специи. Он только что принял командование новой подводной лодкой «Аметист», когда январским утром получил приказ явиться к адмиралу Гоирану. Без предисловий адмирал переходит к главному:

- Вы, Боргезе, были чемпионом мира по глубоководным погружениям, я правильно говорю? С другой стороны, вы наш самый молодой командир подводной лодки и открыты для новых идей. Я уполномочен сделать вам предложение.

Внутренне ликуя, Боргезе слушает, не проронив ни слова.

- Вы знаете, что мы создаем особое подразделение специальных снарядов? Я намерен предложить вам взять на себя руководство сектором подводного направления. Но перед этим ваша подводная лодка примет участие в ближайших испытаниях. Согласны?

Боргезе согласился без колебаний. Наконец-то ему поручено задание, достойное его амбиций.

«Когда адмирал Гоиран, - вспоминал позднее Тоски, - спросил нас, меня и Тезеи, кого бы мы хотели видеть во главе подводной части программы, я не сомневался ни секунды и сразу предложил моего друга Валерио Боргезе. Мы вместе учились в Академии. Я верил в его талант морского офицера и в его исключительные человеческие качества, которые мне трудно объяснить. Я могу их определить только как сверхъестественные. Он мог вести свою подводную лодку несколько дней в подводном положении, не имея возможности всплыть и проверить свое местоположение, и ни разу не отклониться больше чем на полмили от намеченной цели. Для меня он был и остается сейчас одним из самых великих командиров-подводников, которых знал мир».

Поздним вечером 12 марта «Аметист» покидает порт Специи с закрепленными на палубе тремя «маиали». В задачу учений входит проникновение в порт Паса-ди-Леванте, минирование корабля «Кватро». И при этом он не должен быть замеченным охраной порта. Из трех экипажей только одному удалось справиться с поставленной задачей. Две другие «маиале» потерпели аварию. Кроме того, предварительный план предусматривал возвращение экипажей на подводную лодку. Но Тезеи, который входил в состав одного из экипажей, решает отказаться от этого.

- Будет лучше, - объясняет он, - если люди будут знать, покидая подводную лодку, что путь назад отрезан. Так они не будут тратить свою энергию на подготовку возможного отступления.

Боргезе поднимает вопрос чисто технического плана. Он считает, что не хорошо во время плавания оставлять снаряды на палубе, где они длительное время подвергаются неблагоприятному воздействию моря. Кроме того, в случае необходимости лодка не сможет погрузиться глубже 30 метров, что увеличивает другую опасность - быть обнаруженным.

Предложения были приняты. На палубе лодки размещают три металлических цилиндра, в которых будут находиться снаряды во время переходов. Два из них располагались впереди рубки и один сзади. При этом с лодки пришлось снять одно орудие, часть боезапаса, выгрузить две торпеды, один якорь с цепью, оставить на берегу буксирные тросы и лебедку.

После проведенных испытаний у Боргезе сложилось впечатление, что «Итальянский флот, имея на вооружении управляемые торпеды и катера-снаряды, при массовом их применении одновременно на нескольких базах противника и используя эффект внезапности, мог бы с самого начала боевых действий одержать решительную победу на морском театре. Это оружие способно восстановить нарушенное сегодня равновесие сил на море».

К тому времени Военно-морской флот Италии располагал весьма незначительными силами для ведения войны. Шесть линкоров (причем в строю только «Кавур» и «Джулио Чезаре», впоследствии печально известный как «Новороссийск»), девятнадцать крейсеров и 50 эсминцев. Правда, подводных лодок было сто восемь. Этого было бы вполне достаточно, но они находились в очень плохом состоянии. Управляемые снаряды составляли отряд всего лишь из нескольких десятков человек и десятка аппаратов, далеких от совершенства. Для работы с ними были выбраны две подводные лодки «Шире» и «Готар», но их еще не успели переоборудовать. И при этом, непонятно почему, Валерио Боргезе, единственного командира подводной лодки, уже получившего практический опыт работы с управляемыми торпедами, отзывают из 1-й флотилии МАS и назначают командиром старой, текущей по всем швам подводной лодки «Виттор Пизани». Только благодаря своему мастерству и удачливости, которая будет сопутствовать ему всю войну, он избегает катастрофы и возвращается без повреждений и потерь после трех операций.

Вернувшись на базу после успешного выполнения последнего задания, капитан-лейтенант Боргезе вместе с двумя другими офицерами, корвет-капитанами Мази и Буонамичи, получает направление на специальный курс по нападению на конвои в Атлантическом океане. Обучение проходит в германской школе подводного плавания в Мемеле, на Балтийском море.

В это время полной катастрофой заканчивается, практически не начавшись, первая операция 1-й флотилии МАС против английской эскадры в Александрии. Принимавшая участие в ней подводная лодка «Ирида» и миноносец «Калипсо» были обнаружены и атакованы тремя английскими торпедоносцами. В результате лодка с тремя управляемыми торпедами потоплена. Погибло пятьдесят человек. Драматическая борьба за спасение оставшихся в живых членов экипажа лодки достойна отдельного рассказа.

В сентябре 1940 года Валерио Боргезе возвращается в Италию. За месяцы, проведенные в Германии, он совершил двухнедельный поход на корабле поддержки подводных лодок и несколько учебных погружений на океанских подводных лодках. «Я могу с уверенностью констатировать, - писал он, - что немецкие моряки, от командиров до матросов, ни в чем не превосходят наших ни в одном аспекте морского дела. Но они прошли великолепную школу, практическую и теоретическую, которая дает им с самого начала обучения опыт и знания, которые наши матросы и командиры приобретают в боевых условиях. В случае, если вернуться живыми после «урока».

Прошедший подготовку для действий в Атлантике, Боргезе с нетерпением ожидает назначения на одну из новейших океанских подводных лодок, база которых находится в Бордо, когда его вызывает адмирал Д`Куртен.

- Боргезе, вы участвовали в первых испытаниях наших управляемых торпед. Я назначаю вас командиром одной из двух субмарин, предназначенных для транспортировки их к цели.

- Но, - возражает в изумлении молодой офицер, - я только что прошел подготовку:

- Не важно, - резко обрывает его адмирал, - вы будете более полезны на Средиземном море.

Возмущенный таким абсурдным, на его взгляд, решением, Боргезе выходит из кабинета. Там он встречает своего друга Элио Тоски.

- Доволен назначением? - спрашивает Тоски.

- Считаешь, есть от чего быть довольным? - ворчит Валерио.

Они идут рядом. Тоски молчит. Он-то знает, что это его идея лежала в основе решения штаба флота.

«Если Боргезе будет с нами, - не уставал повторять он, - то у нас будут все шансы на успех». Правду Валерио Боргезе узнает значительно позже. А сейчас он едет в Специю, чтобы принять командование подводной лодкой «Шире», переоборудованной и готовой к боевой работе. Он еще не знает, насколько дорога будет ему эта лодка. И какими близкими людьми станут ее офицеры и матросы, какие победы их ждут, и какие поражения им предстоит пережить.

Продолжение рассказа о судьбе великого подводника Валерио Боргезе читайте в следующем номере журнала DiveTek.


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования