Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ЦИФРА ПРИШЛА

Михаил СЕМЁНОВ

Подводные фотографы - народ консервативный. Владельцы зеркальных фотоаппаратов в боксах «свысока» поглядывают на приверженцев «Никоносов» и «Мотормарин», а те, в свою очередь, с снисхождением относятся к владельцам «мыльниц» типа Reef Master. Подобное несерьёзное отношение бытовало и к цифровым фотоаппаратам формата тех же «мыльниц». Низкое разрешение, отсутствие внешних вспышек и сменной оптики низводят этот класс фотоаппаратов в разряд для начинающих, хотя цена таких камер вместе с боксами приближается по стоимости к цене «Никоноса».

Ситуация в корне изменилась, когда появились шести- и даже двенадцати-мегапиксельные зеркальные цифровые фотоаппараты. Nikon D100, Canon D30, Canon D60, Canon D10, Canon D300, Fuji FinePix S2 Pro, Canon EOS-1Ds - камеры, которые позволяют использовать привычную зеркальную оптику с «родными» байонетами (Fuji использует байонет Nikon), огромный ассортимент родных аксессуаров, таких, как вспышки, фильтры, насадки, телеконвертеры и т.п. Почти для всех камер уже производятся боксы для подводной съемки. В каталоге Sea&Sea на 2004 год пять боксов под цифровые зеркалки! Из них бокс DX-30/60 предназначен для двух моделей Canon D30 и D60. Плюс боксов Sea&Sea в том, что если вы уже имеете бокс Sea&Sea, серии NX, для аналоговой зеркалки, вы можете использовать порты, армы и вспышки, от вашего старого бокса, вместе с «цифровым» боксом. Почти полгода наша редакция эксплуатировала цифровой фотоаппарат Canon D60 в боксе Sea&Sea. Сьемки на открытой воде в Карибском море, в пещерах Юкатана, в Индийском океане дали первый интересный опыт, которым мы с удовольствием делимся с нашими читателями.

Для начала немного информации о камере Canon D60.

  • Сенсор КМПО матрица 22,7 x 15,1мм; 6, 52 млн. пикс.; 6,3 эфф. Формат записи RAW и JPEG

  • Чувствительность, ISO - 100, 200, 400, 800, 1000

  • ЖК-монитор - 1,8 дюйма, 14000 пикс.

  • Крепление объектива - байонет Canon EF

  • Сменная оптика - объективы Canon EF, увеличение эквивалентного фокусного расстояния Х 1,6 раза

  • Видоискатель - 95% по горизонтали и вертикали, диоптрийная коррекция от -3 до +1 дптр.

  • Автофокус - три выбираемые зоны, одиночный, следящий, автоматический выбор зоны

  • Экспозамер - TTL 35-зонный сенсор, три режима (оценочный, точечный и центровзвешенный)

  • Выдержка (с) - 1/4000-30, В, синхронизация на 1/200 с

  • Серийная съемка - 3 кадра/с, до 8 кадров

  • Вспышка - встроенная, ВЧ 12 (м), внешняя Е -TTL, эксповилка, коррекция импульса + - 2EV с шагом 1/3, 1/2 и 1EV

  • Электропитание - Li-ion-аккумул\тор ВР-511, сетевой блок в комплекте

  • Габариты (мм/масса, г) -149,5х106,5х75/780

  • Ориентировочная цена 1500 долларов (летом 2002 г была 2500 долларов, посмотрите, как быстро падают цены на цифровую технику!). Сразу оговоримся, это не самая последняя разработка фирмы Canon, среди цифровых зеркалок ей уже два года. Более совершенная модель, Canon D10, появилась в прошлом году и уже нашла своих поклонников. Но D60 за эти два года зарекомендовала себя как надёжный, рабочий инструмент, и сильно упала в цене, что немаловажно. Съёмка на суше показала, что качество фотографий выше всех похвал. Иллюстрация на полную журнальную полосу вот что такое шесть миллионов пикселей. Полное отсутствие зерна при ISO 100 и даже выше, динамический диапазон 2,5 D, великолепная цветопередача позволяют отказаться от привычной плёнки в большинстве съемочных ситуаций. А чего стоит возможность сразу увидеть результаты своих съемок на ЖК-мониторе, сразу стереть брак и переснять неудавшийся кадр?

    Все эти функции фотокамеры удачно реализованы в боксе Sea&Sea DX-30/60. В отличие от своих плёночных предшественников, боксов серии NX , изготовленных из металла, новый бокс сделан из АВС-пластика и поликарбоната. Вес бокса на суше - 3,7 кг (только корпус). Максимальная глубина погружения 60 метров. Наружу выведены приводы практически всех кнопок и дисков управления функциями камеры. Полупрозрачная, поликарбонатная задняя крышка облегчает манипуляции с камерой, «вслепую» управляться с камерой было бы гораздо труднее. В стандартной комплектации камера оборудована одним коннектором для присоединения вспышки, с пятиштырьковым никоносовским разъемом, но по желанию клиента легко устанавливается еще один коннектор, для второй вспышки, в специально подготовленное заглушенное гнездо.

    Для решения различных съемочных задач под водой во время одного погружения сразу пришла идея установить на бокс Nikonos V, с объективом 12 мм. Для этого было использовано рамное основание, которое крепится к ручкам бокса. Две вспышки Subtronik (Австрия) мощностью 200 ватт каждая с делителем энергии и мощным пилотным светом как нельзя лучше подошли для цифровой подводной фотографии. Через специальный кабельный разветвитель обе камеры одновременно подключены к обеим вспышкам, что очень удобно. Такое подключение дает возможность использовать одни и те же вспышки с двумя разными камерами.

    Совместное «проживание» цифры и пленки привело к неожиданному и полезному «симбиозу» двух фотосистем. Например, во время съемок в подводных пещерах Юкатана сначала делались тестовые съемки на цифру, выставлялся свет, положение модели в кадре. После получения нужного результата экспозиционные параметры переносились на Nikonos V, которой и делался снимок «в яблочко». Такая съемка позволяет работать под водой как в «сухопутной» профессиональной фотостудии, что, конечно, сразу дает принципиально другой процент удачных кадров по сравнению с фотопленкой. Конечно, цифра не панацея и еще далека от совершенства. Скорость съемки еще не такая высокая, чтобы работать в репортажном режиме. Но и с этим можно смириться. Если вы работаете широкоугольной оптикой, отключите автофокус и наводите на резкость вручную. В условиях низкой освещённости и контраста, которые под водой обычны, самые умные автофокусы работают ненадежно. Глубина резкости сгладит возможные неточности в наводке по матовому стеклу. Макросъемка под водой особенно пугливых объектов репортажной скорости, как правило, не требует. Уменьшение угла зрения обычных объективов с цифровой камерой одно из неудобств неполноразмерной матрицы. Эту проблему решили, начав выпускать объективы, специально сконструированные для цифровых камер, с уменьшенным фокусным расстоянием. Например, 12 мм соответствует 16-миллиметровому объективу для 35-миллиметровых пленочных камер. Этого недостатка лишена камера Canon EOS-1Ds -с полноразмерной двенадцатимиллионной матрицей. Рассказ об этой камере и боксе для нее - тема отдельной статьи, которую ищите в следующих номерах журнала.

    Еще один аргумент противников подводной цифры - не работает режим TTL вспышек. Но на самом деле это не проблема. Применяйте вспышки с шаговыми делителями энергии (одно деление - одна диафрагма), так называемые цифровые вспышки. Например, фирма Sea&Sea выпускает модели YS-25 AUTO, YS-90 AUTO, YS-90 DX. Возможность переснять неудавшийся кадр позволит вам быстро набраться фотографического опыта. Вывод, к которому мы пришли после «подводных» испытаний D60: цифра пришла под воду! Прогресс цифровых технологий и постепенное удешевление электронных компонентов делает свое дело. Но не надо забывать уроки истории, с появлением кино театр не умер, как и с появлением видео не умерла кинопленка. Аналоговая или пленочная фотография будет существовать и развиваться своим путем и дальше. А пока эволюция цифровой фотографии продолжается - посмотрим, к чему это приведет.

    ПИКСЕЛЬ. Название происходит от слов picture element («элемент изображения»). Базовый элемент, из совокупности таких элементов состоит любое цифровое изображение. Светочувствительный элемент матрицы фотоаппарата равен одному пикселю полученного изображения.

    МЕГАПИКСЕЛЬ. Один миллион пикселей. Термин используется при описании цифровых фотокамер, которые могут создавать снимки с высоким разрешением, то есть от 5 мегапикселей и выше.

    ДИАПАЗОН. Разница между самыми светлыми и самыми темными областями изображения. Если сюжет изобилует очень яркими зонами и контрастными тенями, это может стать проблемой для некоторых цифровых камер. Выбирайте камеру с максимально большим динамическим диапазоном.

    RAW. Формат записи изображения. Позволяет записывать картинку в таком виде, в каком ее «увидела» матрица камеры. Хотя качество записи в этом формате выше, чем у JPEG, обработка изображения RAW занимает намного больше времени.

    JPEG. Самая распространенная система сжатия изображения. Она позволяет уменьшать объем файла, чтобы он занимал меньше места на жестком диске компьютера. Однако при слишком большой степени сжатия качество снимка может уменьшиться из-за потери данных.

    Li-Ion Литий-ионная аккумуляторная батарея. Отличается повышенной экономичностью и отсутствием «эффекта памяти», который снижает емкость зарядки элемента питания при его частичной разрядке.

    КМОП Аббревиатура от слов «комплиментарный металл-оксидный полупроводник». Один из типов светочувствительной матрицы. Матрицы этого типа используются реже, чем ПЗС.

    ПЗС Аббревиатура от слов «прибор с зарядовой связью». Матрица ПЗС обладает большей чувствительностью, чем КМОП, меньше «шумит», но более дорогая в производстве. ПЗС-матрица потребляет больше энергии, чем КМОП.

    ЦИФРОВЫЕ ЗЕРКАЛЬНЫЕ ФОТОАППАРАТЫ

    МОДЕЛЬ

    РАЗРЕШЕНИЕ

    ЦЕНА (USD)

    ДАТА ПРЕЗЕНТАЦИИ

    Canon EOS-10D

    6,3

    2400

    Февраль 2003

    Canon EOS - 1Ds

    11,0

    8000

    Сентябрь 2002

    Canon EOS-D60

    6,3

    1600

    Январь 2002

    Canon 300D

    6,3

    1300

    Сентябрь 2003

    Fuji FinePix S2 Pro

    6,1 (Super CCD)

    1850

    Январь 2002

    Nikon D100

    6,0

    1700

    Февраль 2002


  • Rambler's Top100

    Дайвинг - рейтинг DIVEtop
    Поддержать сайт в
    рейтинге DIVEtop.ru
    Яндекс цитирования

    Обмен сылками


    Get Adobe Reader
    DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
    Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования